В распутицу, когда дороги развезло окончательно, добраться в Успенскую Тетеринскую пустынь можно только через огромный овраг, по дну которого протекает небольшая речка Бобровец. Идти пришлось по весьма экстремальной самодельной лесенке. Пока мы по ней с трудом карабкались, нас еще и подгоняли двое мужчин. Они спиливали огромную ветхую березу, нависшую над тропкой. Только мы преодолели нешуточное препятствие, как дерево могуче рухнуло прямо за нашими спинами. Трудная выдалась дорога к храму…
Ускользающая красота
Встречающий нас монастырский духовник игумен Антоний поведал обо всех чудесах Успенского храма Тетеринской пустыни. К разряду будущих чудес можно, вероятно, отнести и его планы построить мост через овраг. Хотя, по его словам, даже пожилые прихожанки с Божьей помощью героически преодолевают этот далеко не легкий путь к удивительному храму.
В первую очередь вызывает неподдельное восхищение само здание храма. Трудно поверить, что в прошлом году ему исполнилось 290 лет. Причем основная часть летнего храма даже не реставрировалась. Здесь каким-то невероятным чудом все сохранилось в первозданном виде. Если внимательно рассмотреть росписи, то видно, что у многих лиц уже заметно стерты черты. Это свидетельствует о том, что храм не реставрировался. Хотя в настенной летописи имеется указание, что в 1906 году большесольскими мастерами Трубниковыми была «поновлена» стенная живопись и сделана новая резьба в иконостасе. Однако сама роспись храма сделана клеевыми красками, и только четыре фрагмента внизу западной стены написаны маслом. Масляные краски появились в обиходе как раз в 19 веке.
— За двести с лишним лет роспись храма прошла многие естественные процессы и находится в очень хрупком состоянии. Клеевые краски отличаются от масляных тем, что скрепляющим красочный пигмент веществом вместо масляной олифы был казеиновый клей, практически творог, — пояснил отец Антоний.
Ускользающая красота завораживает, краска буквально готова осыпаться, но этого не происходит. По мнению его высокопреподобия, только благодатью Божьей все росписи сохраняются…
Роспись Успенского храма сохранилась без реставрации.
С Божьей помощью
Любопытно, что храм был построен невероятно быстро. В июле 1722 года был получен синодальный указ, разрешающий в селе Тетеринское построить каменный храм, а в октябре 1724 года строительство было завершено. Всего за два года удалось возвести этот величественный храм. Причем в зимнее время строительство не велось. Более того, мастеров было всего-навсего двое — Гавриил и Василий Степановы, которым нужно было и необходимый сорт глины найти, и построить кирпичное производство, где они сами формовали и обжигали кирпичи. Деятельное участие в строительстве тетеринской церкви принял полный энтузиазма настоятель Переславского Горицкого монастыря архимандрит Лев (Юрлов), который вкладывал свои средства в строительство храма и потратил полторы тысячи рублей из собственного капитала. Причем на стройку он неизменно приходил прежде всех. Своим рвением к строительству церкви отец Лев заражал местных крестьян и сам таскал кирпичи, чтобы быстрее увидеть построенный храм.
— Когда-то настоятель Горицкого монастыря был пажом царицы Марфы Матвеевны (вдовы царя Федора Алексеевича), был приближенным ко двору Петра I. Однако он не гнушался никакой тяжелой работой, — рассказывает отец Антоний.
Размер Успенского храма – двенадцать на двенадцать метров. Для сравнения, большинство храмов в Нерехте – семь на семь. Стоит отметить, что, по сути, Успенский храм возвели дилетанты, поскольку в то время строился Санкт-Петербург и строго запрещалось иметь на местах каменщиков. Более того, если каменщик убегал из Санкт-Петербурга, то его заковывали в кандалы и возвращали обратно – строить новую столицу.
На могиле старца Анемподиста продолжают свершаться чудеса.
Поэтому в глубинке мастеров-каменщиков днем с огнем было не сыскать. Вот и Успенский храм строили по-дилетантски. Причем настолько быстро, что он не успел дать осадку. Строили его на известковом растворе. У известки процесс схватывания более длительный по сравнению с цементом, поэтому храм должен был устояться.
— Храм стал оседать, и западная и восточная стены треснули. Произошла деформация бутового фундамента и стен, даже три стяжки из четырех лопнули. Позже на восточную и западную стяжки наложили шины, а южная скреплена скобой. За иконостасом сохранилась трещина более десяти сантиметров. Если бы еще и северная стяжка треснула, то тогда бы весь свод обрушился. Храм построили на таком месте плывуна, что по идее он должен скатываться в овраг. Но храм стоит с Божьей помощью, — считает игумен Антоний.
Если присмотреться, то можно заметить, что стены летнего храма неровные, но ведь это совсем не главное…
Венец святой Варвары исцеляет от недогув.
Настоящие чудеса
Многие паломники едут в Нерехтскую Успенскую Тетеринскую пустынь к известному венцу святой Варвары. По мнению некоторых, эта святыня творит настоящие чудеса. Говорят, что возможно исцеление от самых тяжких болезней. Внешне венец смотрится очень простенько – обычный латунный обруч с четырьмя незамысловатыми стеклянными вставками, грубой обработки. Однако когда этот венец возлагают на голову, понимаешь, насколько все-таки необычна эта святыня. Вот у меня первый раз почему-то возникло необычное ощущение, что венец живой! Даже не теплый, а горячий, пульсирующий. Причем, когда через два года венец вновь возложили мне на голову, я ощутила поистине космический холод.
— Господь, когда хочет и где хочет, может изменить всякое естественное стечение обстоятельств. Чудесен не сам венец, а Господь, через этот венец посылающий свою благодать, — объяснил отец Антоний.
Эксперты говорят, что венец относится к 12 веку. Это один из старинных венчиков, который лежал на мощах великомученицы Варвары. После того как был закрыт Киевский Михайловский Златоверхий монастырь, мощи святой великомученицы Варвары вместе с венцом были перенесены в музей атеизма, находившийся в стенах Киево-Печерской лавры. После немецкой оккупации Киева, в сентябре 1941 года, в Киево-Печерскую обитель вернулись монахи. Лаврский настоятель отец архимандрит Валерий (Устименко) нашел в одном из дальних коридоров пещер спрятанные мощи великомученицы Варвары. Причем венцов на мощах было несколько, в том числе – и тот, что сейчас находится в Успенском храме. Смотрителем ближних пещер после открытия немцами монастыря был иеромонах Анемподист (Васильев), который скончался 29 июля 1975 г, и был погребен при Успенской церкви села Тетеринского. У него был воспитанник – монах Поликарп (Будаква). В 85-летнем возрасте батюшка Анемподист приехал в село Тетеринское, где настоятелем Успенской церкви с 1963 г. был о. Поликарп. Здесь благодатный старец Анемподист прожил около восьми лет. Настоящие чудеса происходят даже на могиле этого светлого человека, которого некоторые верующие называют ангелом.
Трудна дорога к храму…
Кажется неправдоподобным, но многие рассказывают о том, что батюшка Анемподист может тихонько подойти вечером к тому, кто отчаянно нуждается в помощи. Он дает ценные советы и уходит. Причем он всегда является в рясе и мантии, высокий и седой старец-монах. Люди зачастую получают разрешение трудных вопросов. Многие приходят помолиться к иеромонаху Анемподисту на могилу. Так, у одной прихожанки из Костромы тяжело болел внук, у него долго держалась температура за сорок. У ребенка воспаление легких продолжалось больше месяца. Он находился между жизнью и смертью…
В самый критический момент бабушка пошла в Воскресенский собор на Дебре. Когда она помогала прибираться в церкви, заметила, как по храму ходят два монаха. Потом этих же монахов она увидела и в Костроме на улице Подлипаева. Причем, несмотря на прохладную погоду, они были без пальто, в легкой монашеской одежде. Потом эти незнакомые монахи пришли к женщине домой, зашли в комнату к больному внуку и сказали: «Не переживай, с ним все будет хорошо». Уже на следующий день температура у ребенка спала. Мальчик выздоровел.
Лампада перед иконой святого Николая зажигается сама.
Икона предсказывает войны
Венец всегда хранится в теплом зимнем храме, а вот другая святыня находится в летнем храме. Это — уникальная икона, явившаяся в тридцатые годы восемнадцатого века. Именно с этой Боголюбской иконой Богородицы известный костромской ученый-священник отец Михаил Диев впервые в 1831 году установил ежегодный крестный ход из тетеринской церкви к часовне на месте явления чудотворной Боголюбской иконы в благодарность за избавление Тетеринской вотчины от эпидемии холеры осенью 1830 года. Явленная Боголюбская икона всегда находилась в Успенском храме в особом киоте под серебреной ризой.
— Эта икона явилась удивительным образом, придя в Тетеринское по речке Бобровец против течения. В том месте, где сейчас стоит часовня, и была обретена эта икона. Она много раз избавляла село Тетеринское и от эпидемии холеры, скотского падежа и от всевозможных несчастий, — отметил отец игумен.
На иконе мы увидели много крестиков и украшений. Как выяснилось, их приносят люди в благодарность за избавление от болезней и других бед по молитвам перед этой святой иконой. Говорят, многие перед Боголюбской иконой избавлялись от головных болей. Кто-то получил благословение на рождение детей. Бывает, что через эту чудотворную икону Господь помогает преодолевать семейные неурядицы и различные жизненные проблемы. Перед этой иконой молятся, чтобы найти хороших спутников жизни.
Почитают в Тетеринской обители и Владимирскую икону, около нее всегда горит неугасимая лампада. Эта икона тоже является чудотворной. Она неоднократно мироточила. Про эту икону упоминается в девятом томе Православной энциклопедии. Она замечательна тем, что на ней написаны 14 клейм, повествующих об истории принесения в Нерехту чудотворных Владимирских икон и происшедших чудесах от этих святых икон. Кстати, в этом храме многие иконы периодически мироточат. Хотите – верьте, хотите – нет, но Иверская икона всегда мироточит перед военными событиями.
— Первый раз она мирточила перед войной в Грузии. Потом было обильное мироточение два года назад перед войной на Украине, — поведал отец Антоний.
Сейчас даже следов от мира не осталось, хотя тогда прямо от звезд текли целые струйки, и снизу иконы клали вату. В настоящее время эта икона, к счастью, не мироточит.
Часовня построена на месте явления иконы.
Лампада зажигается сама
Икона святителя Николая интересна тем, что она написана весьма необычно – здесь святитель Николай не в традиционной ризе, а в саккосе (богослужебное облачение архиерея, длинная до колен, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани).
— Знаете, когда здесь стояла перегородка, я все время возмущался, что не зажигают лампаду перед храмовым образом Святителя. Одну инокиню даже за это наказывал отлучением от святого причастия на некоторое время. Потом, видно, святителю Николаю так надоело, что я постоянно возмущаюсь на нерадивую церковницу, что при открытии храма лампада стала зажигаться сама собой, хотя мать Илария постоянно забывала следить за светильниками, — поведал об очередном чуде монастырский духовник.
Необычным можно смело назвать и появление источника. Это произошло там, где явилась Боголюбская икона Божьей Матери. По преданию из Нерехты возвращался на коляске безногий калека. Он сильно утомился в пути и свернул к протекавшей возле дороги речке Бобровец. Именно там он и увидел икону Божьей Матери, стоящую на воде. Он поведал сельчанам об иконе, увещевая всех с молитвой поклониться ей, как особой покровительнице Тетеринского. Икону перенесли в храм, и от нее стали происходить чудесные знамения. Икону почитали, и на месте ее явления построили часовню. А в 1752 году возле часовни была построена загородная усадьба переславских епископов. Эта часовня простояла более 200 лет и была разобрана в советские годы. Новая каменная часовня была построена по проекту батюшки Антония в 2010 г. Сейчас в часовне совершаются молебны, освящается вода в колодце-источнике, помогающая от разных недугов и обладающая, как говорят, чудодейственными свойствами.
Валентина ФАДЕЕВА
Фото Николая Суворова