«Кто ж его посадит? Он же памятник!» Эту популярную до затёртости цитату в Костроме нужно переиначивать: кто ж его удержит, он же памятник! Потому как эти монументальные объекты в нашем городе имеют привычку бродить. Не так резво, как грозный бронзовый король в сказке Сельмы Лагерлёф про чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Но некоторые перемещаются с места на место довольно активно, а иные уходят так далеко, что даже не возвращаются… «Передвижение» костромских памятников, скульптур и арт-объектов пыталась отследить «КНГ».
Которые тут временные?
Памятник В.И. Ленину в парке «Центральный» каждого, кто его впервые видит, поражает эклектикой. Но когда узнаешь историю, вопросы отпадают. Постамент предназначался для другого объекта – грандиозной композиции к 300-летию Дома Романовых. По задумке скульптора А. Адамсона, монумент представлял собой часовню, которую венчал символ монархии — двуглавый орел. В нишах должны были стоять 28 бронзовых скульптур правителей и исторических деятелей.
Строительству помешала сначала Первая мировая, потом революция. До 1917 года в Кострому были доставлены 20 скульптур. Но до постамента они не добрались. Бронзу пустили на хознужды, а наверху часовни в 1928-м водрузили топорную фигуру богоборца Ленина (скульпторы Листопад, Иванова, Лебедев, Шварц). Первоначально Ильич был из бетона, спустя годы, когда стал рушиться, появилась «версия» из металла. То есть Ленин нынче не тот. Кстати, и беседка Островского (она хоть и не скульптура, но памятник истории) тоже иначе выглядела в старину и находилась ближе к Волге. Ее передвинули, когда прокладывали вдоль берега железную дорогу.
Ушли в ночь
Если уличные памятники Ленину в большинстве своем сохранились, то монументы в честь Иосифа Сталина были демонтированы после ХХ съезда КПСС и разоблачения культа личности. В Костроме было несколько памятников Сталину. Самый внушительный — напротив железнодорожного вокзала. Иосиф Виссарионович в шинели, голова слегка опущена. «Большой, красивый был памятник», – рассказывали старожилы. Другой монумент — неподалеку от кинотеатра «Орленок» в Рядах. На нем Ленин и Сталин вместе – Ильич сидит на скамейке, Виссарионович стоит рядом. Другой мощный монумент — на входе в «Центральный» парк, он стоял на одной линии с памятником Ленину. Еще одна скульптура вождя всех народов находилась в Фабричном районе. Был свой Сталин в Малышково на главной аллее санатория. И в доме отдыха Лунево…
Всех их убрали с улиц разом, в одну ночь. Около вокзала на месте памятника Сталину в советские годы размещались коммунистические плакаты, а в Фабричном районе так до сих пор и стоит постамент, на котором когда-то находилась скульптура вождя и учителя.
Мы их потеряли
Вообще утраченных декоративных архитектурных форм в Костроме много. У бывшего кинотеатра «Дружба» когда-то находилась скульптура женщины-труженицы. Разного рода «девушки с веслом» были рассеяны по всему городу – на территории областной ВДНХ, у Дома культуры завода «Рабочий металлист», в парках, на набережной Волги, не говоря уж о деревянных скульптурах в Берендеевке, в детских садах, на игровых площадках. Даже во дворе обычного дома на ул. Чайковского стояла фигурка «маленького партизана» — пионера-героя. Понятно, что все эти произведения – не есть высокое искусство, но они добавляли какое-то очарование и неповторимость зеленым зонам, делали их содержательнее, объемнее и завершеннее.
ЁГипсовые лебеди, олени, львы, спортсмены, рабочие и колхозники, летчики, солдаты и матросы, пионеры и малыши, льющие из кувшина воду у фонтана в парке… Был в центре города в 20-е годы прошлого века даже памятник Труду. Скульптуры были распространены, считались важным элементом украшения города, несущим в народ культуру, прививающим вкус, выполняющим просветительскую и пропагандистскую миссию. До революции такие фигуры украшали лишь сады богачей, потому для новой власти, провозгласившей приоритет человека труда, было делом чести этот элемент прежней состоятельной жизни сделать доступным всем.
Впрочем, и до революции были радетели на сей счет. Губернатор К.И. Баумгартен
(правил в 1816-1826 гг.), оставивший по себе печальную славу мздоимца, в обыденной жизни был милым, благодушным стариком, который своими руками (не фигурально, а буквально) озеленял Кострому. Не зря, видно, его фамилия переводится с немецкого как «плодовый сад». Стараниями Карла Ивановича в городе появился «малый бульвар», берущий начало от парка на ул. Чайковского. Баумгартен построил там беседку в китайском вкусе и установил две статуи китайцев. Возможно, любовь к беседкам на волжском откосе с него и пошла…
В советское время была даже мода на такие гипсовые фигурки – без них и парк – не парк, и сквер – убог и скучен. Прошла мода – исчезли и скульптуры, которые списали за ветхостью. Но не везде. У входа в «Центральный» парк со стороны Чайковского из четырех статуй в нишах две по-прежнему «живы», хотя их напарники ушли в вечность. Только старые фотографии и напоминают о них…
Невероятные приключения Пушкина в Костроме
Настоящим кочевником оказался памятник А.С. Пушкину. «КНГ» недавно подробно описала его приключения. Когда-то в парке им. В.И. Ленина была просветительская аллея с бюстами Пушкина, Гоголя, Белинского, Достоевского, Толстого… К началу 60-х их списали за ветхостью. Мимо проходил печник В.И. Козырев, которому стало жалко валявшихся в пыли классиков. Они с соседями подогнали машину и увезли три скульптуры — Пушкина, Белинского и, возможно, Гоголя (сейчас это трудно уже установить). Бюсты установили во дворе жилого дома №9 по ул. Симановского. Вениамин Иванович имел золотые руки — скульптуры сам реставрировал, ухаживал за ними. Две из них простояли недолго, а Пушкин тут «жил» 26 лет.
Про бюст поэта и человека, его сохранившего, написала «Комсомольская правда». Заметку прочла учительница из Шарьи В.Н. Фурнэ, которая вела Пушкинский клуб. И загорелась желанием поставить этот памятник в своем городе. Провела переговоры с жителями дома, те согласились отдать бюст «в хорошие руки». Вениамин Иванович стал уже старым, а памятнику нужна была забота. Жители дома написали шарьинцам такое послание: «… приносим в дар бюст А.С. Пушкина для установки его на площади перед зданием ГПТУ-4. Выражаем уверенность, что настоящий памятник будет сохранен вами и будет служить делу идейно-эстетического воспитания молодежи…» Памятник поэту был открыт в Шарье в 1987 году в день рождения поэта при большом стечении горожан у ГПТУ-4, где и стоит до сих пор.
Благословения не получил?
Не меньшие приключения ждали в Костроме Михаила и Марфу Романовых. Точнее, памятную композицию, посвященную событиям 1613 года. 18 мая 2013 года прошла театрализованная презентация духовно-просветительского мемориала «Родительское благословение» в рамках Х Всероссийского кинофестиваля короткометражных фильмов «Семья России». Автор проекта – заслуженный архитектор России В. Захаров, автор скульптур — народный художник России А. Рукавишников. Мемориал был торжественно открыт на повороте в Малышково. Композиция отражала исторический факт: инокиня Марфа в Ипатьевском монастыре благословляет сына на царство. К 400-летию династии Романовых, которое праздновалось именно в тот год, самое, казалось бы, то. Но горожане даже не успели разглядеть композицию, поскольку на следующий день она исчезла. Как потом оказалось, и площадка-то для его установки была так называемым фальш-постаментом, сделанным лишь для презентации.
«Где наш памятник?!» — возмутились костромичи. Но тут-то и выяснилось, что мемориал не наш — вложений города нет. А они необходимы были, чтобы завершить работу – венчала скульптурную композицию высокая и величавая ротонда. Инициаторы возведения в Костроме памятника — АНО «Семья России» — не раз обращались к властям с челобитной, но результат – нулевой. Хотя осенью 2012-го идею возведения в Костроме мемориала поддержали и местные власти, и епархия. Тогда же прошло и освящение закладного камня на месте будущего памятника.
Впрочем, поглядев на расходные материалы, начинаешь понимать — это для города слишком дорого. Фигуры – в бронзе, часы-куранты на все четыре стороны ротонды — с золочением, купол-корона – также с золочением и из рубинного хрусталя, пьедестал — с антивандальными витражами и внутренней подсветкой… Бюджету не потянуть. Вот если бы нашлись меценаты. Ходили разговоры, что «Родительское благословение» установят в другом городе, если найдут там спонсоров, раз Кострома материально не заинтересовалась проектом
Трехголовая свобода
Не там, где был при презентации, стоит и памятник Свободе. Его представил публике 3 марта 2017-го — в день отмены крепостного права на Руси – предприниматель Владимир Михайлов. Скульптура представляет собой Змея Горыныча о трех головах, запряженного в плуг. В. Михайлов назвал композицию «Государство на службе народа». Три головы дракона – ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная, которые должны в одной упряжке пахать на благо народа. Презентация прошла в сквере Борьбы. Но там памятник не остался. Власти «сослали» Свободу в другое место – в парк «Берендеевка», видимо, решив, что сказочному персонажу уместнее быть там. А то само название сквера Борьбы подтолкнет еще к каким-нибудь радикальным действиям.
Есть подвижки
Во дворе Богоявленско-Анастасиина монастыря стоит памятник святому покровителю Костромы Федору Стратилату. Его редко можно увидеть – ворота почти всегда закрыты. Одно время пронесся слух: скульптуру убрали. Но оказалось, памятник временно демонтировали из-за раскопок. Затем его опять установили здесь же, во дворе, но немного в другом месте.
У здания УВД России по Костроме установлен монумент – в память о сотрудниках, погибших при исполнении долга. Появился он тут недавно, а до этого находился около учебного центра МВД на Кинешемском шоссе. Центр закрыли, и памятник пришлось переносить.
Есть у нас еще один «кочевник». Скульптура Карла Фаберже. ПМЖ ювелира Двора его Императорского величества в Дворянском собрании, но на разного рода мероприятия статую Фаберже «выносят».
Сусанина завести на болото не удалось
Сусанин тоже нынче уж не тот. Работу Демут-Малиновского 1851 года, посвященную М. Романову и И. Сусанину, снесли после революции. Нехорошо, мол, что крестьянин стоит на коленях перед царем. В 1967-м советская власть поставила свой, правильный памятник патриоту земли русской (работа Никиты Лавинского). Во время губернаторства Игоря Слюняева эту скульптуру чуть не убрали из центра, решив к 400-летию династии Романовых восстановить прежний монумент. Тем более что от него сохранилась колонна. Заявленная стоимость проекта составляла 60 млн рублей.
Все закрутилось, памятнику уже подыскивали новое место. Варианты – у ж/д вокзала, универмага «Кострома» и в Сусанинском районе, на болоте, где сгубил поляков доблестный крестьянин. Родственники Лавинского, которым автор этих строк позвонила, чтобы узнать мнение о переносе памятника, были в шоке, хотели подключить к спасению скульптуры известных деятелей культуры. Но идея как родилась, так и померла – не вписалась в государственную концепцию празднования царского юбилея.
В 90-е годы, накануне приезда в Кострому Президента РФ Б. Ельцина, тогдашний мэр Борис Коробов уложил на «сковородке» сохранившуюся часть от 6-метровой мраморной колонны, на которой когда-то возвышался бюст юного царя. Колонну Коробов, по его словам, обнаружил в груде хлама в жилкомхозе (есть другая версия: она лежала где-то на ул. Никитской). Остальная часть композиции была переплавлена в революционном горниле в исторический пепел.
В центре даже появилась треугольная конструкция, на ней — информация о возрождении прежнего памятника Демут-Малиновского. Но пышный царский юбилей не получил «одобрям-с», и его скомкали. Памятник не построили. «Треуголка» исчезла. Колонна перекочевала к дому Коробова, где лежит, привлекая внимание туристов. Установил экс-мэр в 2013 году на свои средства и на своей земле на ул. Горной памятник царю Михаилу Романову. Это усеченная и уменьшенная реконструкция работы Демут-Малиновского. В общем, и Романов тоже не тот… Переехал со «сковородки» на Горную…
Вот они были, и нет
В наше время скульптуры «убегают» не целиком, а частями. Голубь на сковородке прилетал – улетал, но лапки его порой оставались. Собака Бобка, как ящерица, «теряла» то хвост, то копилку. Ювелир несколько раз лишался своего кольца… Последняя утрата – сломанная рука у скульптуры на доме с пионерами
по пр. Текстильщиков в Костроме. Отвалилась, видимо, после того как выпускники химдыма по традиции нарядили пионеров в противогазы и защитную одежду. И до этого руки-ноги пионерам ремонтировали не раз, а однажды какой-то шутник покрасил им галстуки в красный цвет.
Броня крепка, и танки наши быстры
А вот монумент — «Слава воинам-костромичам, участникам Великой Отечественной войны» (скульпторы М. Бабурин, Г. Левицкая, архитектор Е. Кутырев), открытый в Костроме на пл. Мира в 1972 году, не покинул, а наоборот, пришел в наш город. Солдат победно вкинул руку с автоматом, другой поддерживает полуобнаженную фигуру погибшего юноши. Композиция, ходили слухи, готовилась для другой области, которую советские войска освобождали от немецких оккупантов, отсюда и тема воина-освободителя, но почему-то оказалась в Костроме.
Долгое время недоумение вызывал постамент без памятника при въезде в Заволжский район. Когда-то костромичи выступили с инициативой – поставить здесь в память о военных годах танк Т-34. Но в те времена такие мероприятия были строго регламентированы, и Москва не дала добро, аргументировав тем, что наша область танки не выпускала и центром оборонной промышленности не была. Позднее танк все же установили, но у ДК завода «Рабочий металлист».
А что у нас со стулом?
5-метровый металлический стул-гигант, который установили в прошлом году на пр. Мира, побыл там недолго. Выяснилось, что у инициаторов его установки нет всех требуемых документов. Потому арт-объект демонтировали. Но его приключения на этом не закончились. Его привозили на день города на Сусанинскую площадь, но временно, для привлечения публики. Сейчас он находится в Кадыевском переулке. Владельцы намерены его продать. Вообще появление такого арт-объекта в исторической части Костромы у здания-памятника на пр. Мира вызвало критику костромичей: современные объекты рядом со старинными зданиями смотрятся нелепо. Зато заметно.
Копия с Аничкова моста
Недавно местные соцсети обошел снимок – огромная статуя человека с конем рядом с мусорным контейнером в Фабричном районе. Народ удивлялся: зачем такую хорошую скульптуру выбросили? Но как рассказал «КНГ» человек, который в свое время восстановил этот объект, Виктор Резванцев, никто на помойку композицию не выбрасывал. Конь стоит рядом с ритуальным агентством, с которым Резванцев как скульптор-любитель сотрудничает, а «мусорка» просто неподалеку.
История скульптуры интересная. Когда-то она украшала костромской ипподром. Старожилы помнят ее с детства, когда их родители приводили сюда. В начале 2000-х каменную лошадку списали из-за разрушений. Резванцев решил ее восстановить, привез во двор своего дома, стал в свободное время ремонтировать. По его словам, скульптура человека с конем — копия одной из композиций с Аничкова моста в Петербурге. Резванцев восстанавливал работу, сверяя ее с фотографией работы П. Клодта «Укротители коней». Некоторые детали ипподромной лошадки были утеряны, их Виктору пришлось делать заново, другие части оказались в весьма плачевном состоянии.
Но в этом году коннику опять не повезло. Во дворе его дважды зацепил трактор и серьезно повредил. Тогда Резванцев решил перевезти скульптуру к ритуальному агентству, чтобы там заняться ее восстановлением. Но и здесь лошадку покалечила тяжелая техника. Что дальше делать со скульптурой, Виктор не решил. Восстановлению-то она подлежит, но надо ждать настроения и вдохновения. И искать место, где не гоняют по городу, как по полям, тракторы да бульдозеры…
Зинаида НИКОЛАЕВА.
Фото автора, Николая Суворова, Владимира Шевченко, из архива редакции и из открытых источников.