В 1987 году коллектив «Веселые ребята» записал песню «Автомобили». Тогда она казалась просто набором забавных рифм. Но насколько актуально это звучит сейчас: «Наверно, скоро мы ходить разучимся, уже привычка ездить в нас живет. Пройти пешком всего два шага мучимся. Сто километров на авто не в счет». Автомобили ведь и правда «буквально все заполонили».
По данным УГИБДД России по Костромской области, в 2000 году только в нашей Костроме было зарегистрировано почти 54000 автомобилей. В 2013 году общее количество транспорта на городских дорогах перевалило за 85000. За шесть месяцев 2014 года цифра приблизилась к 90000. Причем из них «личного транспорта» — почти 80000 автомобилей. В Костроме живет около 270000 человек. То есть свое авто, приблизительно, есть у каждого четвертого костромича.
Корреспондент «Народной газеты» поразмышляла, в чем минусы и плюсы автомобиля в нашей жизни.
Минус: парковочные войны
Чем больше машин, тем насущнее вопрос: «Куда свою ласточку поставить?» Автолюбители паркуются где придется: во дворах, рядом с детскими площадками, на газонах, с краю на дорогах…
Парковки рядом с детскими площадками и на газонах вызывают возмущение безавтомобильных костромичей, которым не нравится, что по ночам орет сигнализация, дети дышат газами, деревьями, кустарниками и клумбами двор не украсишь, потому что количество машин такое, что яблоку негде упасть. Не то что растенье посадить! Так и рождается конфликт.
Более того, порой разногласия из-за парковочного места возникают и между водителями. Костромич Евгений рассказывает, что он, когда переехал в новую квартиру в многоэтажке, правил распределения «стоянок» во дворе не знал. Поставил машину куда захотел. Потом были разборки с соседом: это было его место и все об этом знали. Со временем у Евгения появился свой «клочок земли» под солнцем, которое никто не занимает.
В городской администрации подтвердили, что проблема с парковками в Костроме есть. «На сегодняшний день имеется около 30 тысяч гаражей боксового типа, — пояснили в мэрии. – Этого количества гаражей хватит для того, чтобы вместить менее 50 процентов прогнозируемого автопарка. Внутриквартальные проезды должны использоваться только для кратковременного хранения. Следовательно, нехватка парковочных мест для постоянного хранения на расчетный год составит более 50 процентов, или порядка 37 тысяч машино-мест». Кстати, на 2013 год в Костроме было зарегистрировано около 60 платных открытых парковок.
Плюс: самовыражение
Машина для многих не только средство передвижения, но и способ выразить свою яркую индивидуальность. Речь идет не только о цвете. Хотя, согласитесь, ярко-желтые или зеленые авто (а такие в Костроме встречаются) тоже могут многое рассказать о владельце. Машины украшают всевозможными рисунками, надписями, наклейками, которые выполняют не только эстетическую функцию. Иногда они помогают идентифицировать водителя. Например, наклейка «Туфелька в красном треугольнике» означает, что за рулем дама. А вот чисто костромской автомобильный опознавательный значок — голубой круг, в который вписана буква «J». Перевод: это машина джедая – завсегдатая форума костромских джедаев.
Автомобиль стал и средством выражения чувств и эмоций. Одни с помощью надписей ругают городские дороги. Другие благодарят – по Костроме ездят авто с надписями: «Дорогая, спасибо за сына!» и «Дорогая, спасибо за дочку!». Или «Спасибо деду за Победу». На задних стеклах машины пишут признания в любви.
Минус: пробки
С увеличением количества транспорта в Костроме появилась новая проблема – пробки на мосту и на перекрестке улиц Советской и Подлипаева. Помнится, стоять в час пик Советская и мост стали года с 2007.
11 сентября, в 19.15, на этом самом перекрестке (по направлению к центру) стояло машин 60. Говорят, что это еще цветочки.
Для того чтобы разгрузить нашу самую главную улицу, в мае этого года ее начали расширять на участке от Лагерной до Подлипаева. В конце сентября работы должны быть завершены: появится дополнительная полоса для общественного транспорта. С нее движение будет разрешено прямо и направо.
Плюс: высокая мобильность
С появлением автомобиля мы стали меньше времени тратить на дорогу. Например, чтобы дойти пешком от редакции до дома мне нужно 30 минут. На общественном транспорте это время сокращается до 12 минут. А на личном автомобиле так вообще до семи. Сэкономленные 20 минут я могу потратить как хочу. Например, поспать подольше.
Кстати, многие костромские мамочки специально получают права, чтобы самим водить машину и везде успевать. Например, костромичка Марина рассказывает, что, когда сын пошел в садик, она собралась с силами и отправилась учиться «на права». «Мне нужно было успеть доехать от работы до садика, забрать Кирилла и отвезти его в спортивную секцию, — говорит молодая мама. – И все это за полтора часа. Естественно, сделать это на общественном транспорте нереально, у мужа рабочий день заканчивает позже, чем у меня. Пришлось идти получать права. Зато теперь я сама за рулем и везде успеваю».
Минус: экология
Что ни говори, а экология от выхлопных газов страдает. Вот, например, цитата из доклада департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области «Об экологической ситуации в Костромской области в 2013 году»: «Суммарные выбросы загрязняющих веществ (далее – ЗВ) от стационарных источников в атмосферный воздух по Костромской области в 2013 году составили 50,16 тысячи тонн, в том числе: твердые – 7,54 тысячи тонн (15 процентов), газообразные и жидкие – 42,62 тысячи тонн (85 процентов). Если рассматривать общие (суммарные) выбросы ЗВ в атмосферный воздух, то необходимо отметить, что вклад автотранспорта значителен и в последние годы составляет 50-55 процентов». И снова в тему «Веселые ребята» с их песней об автомобилях: «Мотора рев для нас звучит как музыка. Как аромат вдыхаем мы бензин…».
Плюс: большая перевозимость
Попробуйте-ка без машины переехать из одной квартиры в другую? В наших условиях, когда надо перевозить холодильник, телевизор, стиральную машинку, это сделать нереально. С автомобилем же все просто: загрузил и поехал. Лепота.
Многие на автомобилях ездят за водой. Например, в семье костромички Елены не принято использовать под хозяйственные нужды – чайник вскипятить, суп сварить – воду из-под крана. Водой из-под крана пользуются для черной работы. «Раньше мы все время, почти каждый день, покупали воду в больших пятилитровых бутылях, — рассказывает Елена. – А потом узнали, что рядом с деревней Володино есть ключик. Теперь ездим туда раз в неделю всей семьей за водой. Она вкуснее магазинной». Володино находится за 29 километров от Костромы. Без машины такие приятные поездки «за водой» были бы невозможны. Так же, как и поездки за грибами и ягодами, за крупными покупками, в гости к маме или бабушке за соленьями-вареньями. Далеко бы ушли пешком с 20-килограммовыми пакетами?
Минус: вред здоровью
В департаменте здравоохранения Костромской области пояснили, что у водителей можно выделить несколько групп заболеваний. Длительное сидячее положение вызывает остеохондроз позвоночника, остеоартроз, радикулопатии, геморрой, простатит. Постоянные стресс и напряжение могут стать причиной сердечно-сосудистых заболеваний. У водителей часто наблюдается аритмии, кардиалгии, гипертоническая болезнь, инфаркты. Также, пересаживаясь на автомобиль, человек меньше двигается. А малоподвижный образ жизни вызывает ожирение и сахарный диабет.
Плюс: мир посмотреть – себя показать
Автомобиль расширил возможности для путешествий. Например, теперь многие на своей машине едут в Крым. Этим летом, в июне, мои знакомые ездили в Крым на личном авто. Все бы хорошо, да только в очереди на керченской переправе они простояли 17 часов.
Костромич Иван уже дважды ездил на своем автомобиле в Белоруссию. «Мы отправились втроем, у двоих – права, — рассказывает молодой человек. – Если устаешь – передаешь эстафету в виде руля другому и отдыхаешь. Отдохнул – опять за баранку. На дорогу до границы с Белоруссией мы потратили 11 часов. На бензин – туда и обратно – всего 6000 рублей на всех. Для сравнения – на поезде дорога вышла бы на пару часов длиннее и на… 18000 дороже. На поезде туда и обратно мы бы потратили 24000 рублей».
Так же активно развивается такое движение, как автостоп.
Минус: автомобили угоняют
Кроме того, их обворовывают. Такое бывает: оставил, например, в машине магнитолу на ночь, приходишь утром: стекло разбито – техники нет. В УМВД России по Костромской области нам рассказали, что чаще всего угоняют машины отечественного производства. «Предметом преступного посягательства, как правило, становятся автомобильные гаджеты (видеорегистраторы, навигаторы, аудиотехника) и ценные вещи, оставленные в салоне, реже автомобильные комплектующие». За шесть месяцев 2014 года в Костроме были угнаны 96 автомобилей. За этот же промежуток времени было совершено 58 краж из авто.
В прошлом году количество угнанных машин составило 135. И это относительно немного. Для сравнения: за 14 лет (с 2000 года) самым «падким на авто» годом можно признать 2004-й. Тогда были угнаны… 684 автомобиля. Кстати, после этого количество угонов пошло на спад.
Плюс: арт-утиль
Многие используют покрышки от колес автомобилей для создания клумб и ограждений. В костромских дворах резиновые арт-объект, некогда колесящие по улицам города, не редкость.
Минус: аварийность
Наверное, это один из самых больших минусов авто. Эта штука может быть очень опасной. Больше всего ДТП (по вине водителя) за 14 лет в Костроме произошло в 2007-м – 578: 23 погибших и 725 раненых… Однако с 2007 года количество ДТП из года в год стало все меньше и меньше. В УГИБДД России по Костромской области сообщили, что в 2013 году произошло 355 аварий: погибло 10 человек, 403 травмировались. За первые шесть месяцев 2014 года произошло 170 ДТП, в которых 2 человека погибли, 198 получили ранения.
Плюс: костромичи стали более ответственными
Из самого большого минуса вытекает самый большой плюс. Исходя из статистики УГИБДД за 14 лет, костромские водители стали более внимательными и ответственными. Иначе, как объяснить, что уровень аварийности на городских дорогах снижается? Конечно, нам есть еще над чем работать: ДТП необходимо свести к минимуму, а человеческие жертвы — к нулю.
У автомобиля много плюсов и минусов. При желании и «за», и «против» можно было бы привести еще уйму аргументов. Однако авто – это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Без машины мы, как без рук. И с этим нужно либо мириться, либо принимать как должное.
Анжелика ЧЕРНИГО.
Из «Книги рекордов Костромской области» 2008 года:
Первое ДТП произошло в Костроме в 1911 году: две легкое машины «Форд» врезались друг в друга на улице Русина и вдребезги разбились. Одна из них принадлежала тогдашнему костромскому губернатору Петру Петровичу Шиловскому.
17 апреля 1913 года в Костроме появилось первое такси, которое принадлежало С.С. Давыдову. В машине мощностью 25 лошадиных сил умещались 7 пассажиров.