Главная » Общество » «У меня ВИЧ и я сижу в тюрьме»
Все новости Костромы
18:05, 24 ноября 2025

«У меня ВИЧ и я сижу в тюрьме»


Три женщины, отбывающие в костромской колонии № 3 наказание за хранение и употребление наркотиков, пронзительно честно рассказали корреспонденту K1NEWS.RU правду о пути в никуда.

По 228-й статье Уголовного кодекса, которую еще называют «народной», в исправительном учреждении в поселке Прибрежном отбывают наказание около 90% осужденных. За последние пять лет контингент по «народной статье» сильно помолодел. По словам сотрудников исправительного учреждения УФСИН, раньше за хранение и употребление наркотиков за решетку попадали в основном дамы от 35 до 45 лет. Сейчас же основная масса — девушки от 20-ти.

Корреспондент K1NEWS.RU побеседовал с тремя осужденными. Этих женщин объединяет не только статья, по которой они попали в колонию, но и последствия приема запрещенных веществ. Все они серьезно больны: две заразились ВИЧ-инфекцией, одна – гепатитом С.

Осужденные поделились историями о том, как впервые встретились с наркотиками и как пережили момент, когда впервые узнали о ВИЧ, а также рассказали, что помогает им бороться с зависимостью и жить в колонии.

«У меня ВИЧ и я сижу в тюрьме»

Дарье 28 лет, родилась и выросла в Ярославле. В детстве ходила в музыкальную и художественную школы, играла в большой теннис. По словам девушки, росла она в атмосфере гиперопеки. Потому у нее и возникло желание уехать в другой город, чтобы почувствовать себя свободнее. Свою цель она осуществила, перебравшись в Санкт-Петербург.

— Как вы связались с наркотиками?

— Я жила в Питере. Училась на художника, работала по мастерским: расписывала глиняную посуду – горшки, фигурки. И у нас периодически проходили такие тематические сейшены, то есть с пятницы по воскресенье мы своей тусовкой находились в клубах, выпивали, употребляли какие-то легкие наркотики. Все шло нормально. А потом я познакомилась в этой компании с молодым человеком, который, как оказалось, «сидел» на героине.

«У меня ВИЧ и я сижу в тюрьме»

Костромичке Кате – 22 года. Она родилась в многодетной семье. С родителями отношения были непростыми, из-за этого Катя часто сбегала из дома.

— Как произошла ваша первая встреча с запрещенными веществами?

— Я ушла из дома и связалась с нехорошей компанией. Мне было 16 лет. Сначала попробовала легкие наркотики – траву, после них пошли тяжелые – химия. И в конце концов я начала употреблять героин, метадон внутривенно. Сидела на системе три года, до момента, пока меня не посадили в колонию.

У Дарьи и Кати истории знакомства с «дурью» схожи, а вот у третьей нашей героини она существенно отличается.

«У меня ВИЧ и я сижу в тюрьме»

Юлии 49 лет, она из Подмосковья. Родилась в семье цирковых артистов и пошла по стопам родителей. Папа учил дочку с 7 лет жонглировать разными предметами. Вначале ей это не особенно нравилось, хотелось гулять с друзьями, пинать мячик во дворе. Но эквилибристика все же поселилась в ее сердце. Первый раз на манеже Юлия появилась в 16 лет в Санкт-Петербурге. Тогда были новогодние каникулы, и талантливую артистку заметил режиссер, который предложил молодой девушке работать в цирке. Так началась карьера Юлии. Но была она недолгой.

— В 2000 году на выступлении в Ростове я очень плохо упала. Мне сказали, что успех операции на позвоночнике, шанс, что после нее я буду ходить, – 50х50. Ко мне пришли друзья и ввели немножко наркотика внутривенно через капельницу. Ходили они неделю. Я стала потихоньку вставать, начала ходить. И поняла, что это — способ продолжать жить дальше без операции, чтобы себя не угробить совсем, потому что врачи не давали стопроцентного результата. И уже осознанно я начала употреблять наркотики. Сначала редко, потом все чаще.

За хранение запрещенных веществ в особо крупном размере закон предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 15 лет. Самые длительные заключения получили Дарья и Юлия – по десять с половиной лет.

Дарья в колонии уже шестой год. За колючей проволокой проходит ее молодость в то время, как ее сверстники влюбляются, играют свадьбы, рожают детей, строят карьеру.

— Расскажите, как вас задержали?

— Я бросила работу, бросила учебу. Бросила все на свете, чтобы возить своего молодого человека и его друзей по каким-то их делам: забрать запрещенные вещества и отвозить их по адресам. И однажды меня остановили на посту ГАИ. А в бардачке как раз лежало 30 г наркотика, которые попросил отвезти мой молодой человек. За попытку сбыта мне дали десять с половиной лет.

Юлия попала в колонию два года назад. До этого женщина несколько лет сидела на системе – внутривенно колола героин. За все это время она неоднократно пыталась бросить, но получалось ненадолго. А совсем ушла в загул женщина после похорон мамы. Именно в тот период она посчитала, что наркотики намного лучше избавляют от боли, чем лекарства.

— Как вы попали за решетку?

— Меня арестовали, когда я пошла забирать крупную дозу – 5 граммов. Посчитали, что делаю тайники, но я этим не занималась. Со своей руки я никогда никому ничего не давала — ни за деньги, ни за просто так, потому что это несчастье для тебя и твоей семьи.

Костромичку Катю арестовали два года назад. Она раскладывала партии запрещенного вещества по тайникам, но делала это не ради денег, а для того, чтобы быстро получить дозу.

— Я была знакома с женщиной, которая привозит наркотики из другого города и распространяет их в Костроме. Я покупала у нее запрещенное вещество, но в какой-то момент она предложила мне помочь ей в распространении. Я согласилась. И в один прекрасный день нас задержали. За этой женщиной велось наблюдение, потому что она неоднократно отбывала наказание по этой же статье.

Самым тяжелым моментом, по словам девушек, оказался тот миг, когда они узнали, что больны ВИЧ. Дарье и Кате страшную новость сообщили во время карантина в СИЗО – это период наблюдения за новоприбывшими подозреваемыми и обвиняемыми. После его завершения заключенные расселяются по обычным камерам, где находятся до окончания срока меры пресечения.

— Когда я сидела в изоляторе, то узнала от знакомых, что у моего бывшего молодого человека СПИД и туберкулез. Затем мне начали давать дополнительное питание. А я знала, что его дают только людям с заболеваниями. И мне стало страшно. Через две недели меня вызвал специалист, поговорил со мной, оказалось у меня ВИЧ. Я тогда решила, что мне, наверное, надо лечь и умереть. Мне 22 года, у меня ВИЧ и я сижу в тюрьме – это крах всего. Это реально очень страшно! Врачи говорят, что с этим можно долго жить. А на практике ты читаешь книжки о том, что ВИЧ — это смерть. То есть на всех плакатах написано: ВИЧ – это смерть. И в голове всплывают не слова инфекциониста, что с этим можно прожить 40 лет, а слова на плакате. Я на протяжении трех лет пыталась это принять, чтобы этого не стесняться, — поделилась Дарья.

— Я узнала, что у меня ВИЧ, уже тут, в колонии, когда была в карантине. Сказать, что я была расстроена, это ничего не сказать. Я была в шоке. Это же смертельная болезнь! Но я оптимист по жизни. Главное — что-то изменить. И у меня сейчас достаточно для этого времени. То есть даже с этой болезнью я смогу спокойно жить, работать, развиваться. От меня никто не отвернулся. Поддержка близких и молодого человека сыграла очень важную роль, — рассказала Катя.

А вот Юлия о своем заболевании знала до колонии. В 2016 году она пошла сдавать анализы, чтобы получить права. Тогда врачи и обнаружили у нее гепатит С.

В исправительной колонии № 3 женщины без дела не сидят. Работают, занимаются творчеством, открывают для себя новые хобби. Катя, к примеру, начала ходить в танцевальный кружок, Дарья – вязать игрушки. Осужденные говорят, что, если бы не было бытовой и творческой активностей, самобичевание поглотило бы их.

Помогает также и поддержка близких. У каждой на свободе остались те, кто ждет их на свободе. Дарья до переезда в Санкт-Петербург родила сына. Она оставила маленького мальчика со своей мамой и уехала учиться. Сейчас девушка очень жалеет о своем поступке, ведь когда ее посадили, малышу было всего два года. Дарья периодически вяжет сыну игрушки, а он в ответ присылает свои рисунки и делится историями из жизни.

— Недавно он мне рассказывал о своем первом походе в аквапарк. Его не пустили на одну из горок из-за роста, поэтому в первую очередь, когда я освобожусь, мы пойдем в аквапарк на ту самую горку. А потом будем знакомиться, я хочу с ним разделить все его увлечения. Ему будет уже 13 лет и придется объяснить, где я была все это время…

Катю ждут сразу две семьи — в которой она родилась и ее будущая. До заключения девушка жила с молодым человеком и его ребенком. В начале ноября 2023 года любимый сделал ей предложение, но расписаться они не успели, потому что в тот же месяц ее посадили. Молодой человек простил обман невесты, ведь Катя ничего не рассказывала про наркотики, и теперь ждет ее из колонии. Девушка поделилась, что первым делом после освобождения, хочет покататься на самокатах в Берендеевке со своей семьей. А потом сыграть свадьбу. Не забывает Катя и о своих родных.

— У меня две сестры и трое братьев. Братья не знают, что я в колонии нахожусь. Для них я на работе. Они любят меня и очень скучают. И я тоже. Когда мы созваниваемся, они всегда спрашивают, когда я приеду. Они думают, что я на работе, зарабатываю на машину деньги, на желтый кабриолет. Я хотела себе такую купить, когда была на воле. Поэтому в планах купить себе машину и прокатить всех братьев.


Также в планах у Кати — получить образование. Она так и не закончила колледж, поэтому в исправительной колонии ее зачислили в 10 и 11 классы. Затем девушка хочет заочно получить юридическое образование, чтобы выучить законы и никогда больше их не нарушать.

Юлия тоже стремится к ребенку. В Москве у нее 20-летний сын, который, как и мама когда-то, выступает в цирке. Женщина мечтает после освобождения посмотреть, чему научился ее «мальчик», и помогать ему на выступлениях. А еще она хочет показать сыну любимые города, в которых бывала на гастролях.

— Мне очень нравился Брянск, Екатеринбург. В Екатеринбурге я даже поступила в университет и заочно отучилась на экономику и социологию труда. Я бы хотела посмотреть, чему научился мой мальчик за это время. Я им очень горжусь, он молодец.

Редакция портала K1NEWS.RU благодарит УФСИН России по Костромской области и лично руководителя пресс-службы Марину Буланкову за организацию интервью с осужденными.

Фото предоставлены УФСИН России по Костромской области.
Главное фото создано при помощи нейросети GigaChat.

Другие новости Костромы

18:40, 24 ноября 2025
Благодаря идее костромички Натальи Шумиловой главные достопримечательности нашего города теперь можно увидеть в качестве елочных украшений. Правда, пока только виртуальных....
16:55, 24 ноября 2025
В рейтинге регионов по степени вовлеченности населения в малый бизнес, который составили по итогам 2024 года эксперты РИА Новости, Костромская...
Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен и будьте первыми в курсе всех новостей!
Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...