В Костромском драмтеатре имени А. Н. Островского замахнулись на двойную классику. 29 октября при аншлаге и с большим успехом состоялась премьера — «Иван Васильевич» (12+).
Спектакль по одноименной пьесе Михаила Булгакова поставил художественный руководитель театра Сергей Кузьмич. Да, у автора пьеса так и называется — «Иван Васильевич». А вот Леонид Гайдай, снявший по ней знаменитую комедию, слегка изменил название — на «Иван Васильевич меняет профессию».
Зрители шли на премьеру с интересом: было любопытно увидеть костромское прочтение пьесы и сравнить постановку с образцом советской киноклассики. Некоторые высказывали опасение, что «призрак Гайдая» не позволит сделать что-то лучшее. Не будем утверждать, что спектакль в Костромском драмтеатре превзошел картину киногения, но совершенно точно он получился не хуже и вполне достойным.
В новой постановке задействованы «звезды» театра — Алексей Галушко, Игорь Гнедин, Дмитрий Рябов, Антонина Павлова. Много и молодых актеров, которые смотрелись в образах булгаковских героев тоже очень органично. Алексей Афончин в образе изобретателя Николая Тимофеева вполне убедителен в своей «безуминке» и вере в науку. Его ветреная жена Зина, которую сыграла Алена Голубева, хороша внешне, прической и фигурой похожа на Мерлин Монро и стервозна в своей женской сути.
Кстати, некоторые артисты исполняют в постановке не по одной, а сразу по две роли. Например, Алену Голубеву зрители увидели не только в образе киноактрисы Зины, но и царицы. Вячеслав Смильский выступил как режиссер Якин и как регент хора при дворе царя. А Антонина Павлова была очень колоритна сначала в образе жены управдома Ульяны Андреевны, а потом и в мужской роли — шведского посла.

Но центром всего спектакля, безусловно, стал Дмитрий Егоров, исполнивший роль царя Иоанна Грозного. Он как будто и не играл вовсе, а жил на сцене, возвышаясь над всеми (Егоров — самый высокий из всех участвующих в этом спектакле). С первых секунд его появления на сцене у зрителей не появилось и доли сомнения, что перед ними — государь, великий князь Московский и всея Руси. Какой горящий взор, какой поворот головы и жесты, басовитый голос и манеры! Можно сказать, Дмитрий Егоров составил достойную конкуренцию Юрию Яковлеву, который сыграл царя в фильме.

Кстати, в отличии от киноверсии пьесы, в прочтении костромского режиссера Кузьмича роли Иоанна Грозного и управдома Ивана Васильевича Бунши сыграли разные актеры. Это, пожалуй, стало одним из немногих отличий нашего спектакля от советского фильма.

Очень внимательные зрители, хорошо знающие первоисточник, обратили внимание еще на несколько различий. Например, вместо слов Иоанна в адрес Якина «Ну, слушай, борода многогрешная!» прозвучали такие: «…кудря многогрешная». А в реплике Дмитрия Рябова в роли Жоржа Милославского, адресованной управдому Бунше «А что вы на меня так смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут» артист перепутал узоры и цветы местами, но сделал это так, что ошибка прошла незамеченной у публики.

Пару раз зрители в зале особенно отреагировали на реплики героев, направленные как будто в день сегодняшний. Одна касалась Крыма: царь поинтересовался у изобретателя, как дела с Крымом, а в ответ услышал: «О, там теперь все в порядке!». Вторая — когда царь пожаловал режиссеру Якину вместо шубы с царского плеча «вотчину в Костроме». Публика оживилась и хохотнула. Вероятно, не все были в курсе, что эти слова не притянуты к местности, где показывают спектакль, а взяты из настоящего текста пьесы Михаила Булгакова.

Было очевидно, что в постановке «Ивана Васильевича» режиссер и артисты Костромского драмтеатра имени А. Н. Островского очень бережно следовали за источником. Во многом повествование почти полностью повторяло действие знаменитого фильма. А вот финал удивил неожиданностью. Если у Гайдая все заканчивается тем, что изобретатель Николай просыпается и понимает, что вся история ему просто приснилась, то в нашей версии концовка стремится быть ближе к булгаковской. Чем же завершилась эта фантастическая история, поставленная на сцене Костромского драматического, вам имеет смысл узнать самим. Скажем одно: он неожиданный.
Премьерный спектакль запланирован к показу в следующем месяце дважды — 6 и 18 ноября.
Фото: Театр Островского/Кострома.














