Все сферы бизнеса в последние два месяца оказались в капкане проблем: длительный простой в работе, потеря клиентов и доходов, туманные перспективы на будущее. Как в таких условиях выживали костромские предприниматели и как они собираются выходить из кризиса? Об этом без прикрас рассказали герои нашей статьи.
Шесть ярких предпринимателей, шесть личностей, шесть подходов к выживанию бизнеса в кризис.
Ирина Горюхова, руководитель студии йоги “SVOBODA”:
— Еще в начале марта, когда в нашей стране все было довольно спокойно, я уже продумывала, что будет с моим бизнесом. Я веду его одна, без наемных работников, с этой стороны мне оказалось проще. Я заранее предупредила арендодателя о том, что мне придется отказаться от аренды помещения, в которой проходили тренировки. Когда вышло официальное распоряжение властей о закрытии фитнес-клубов на неопределенный срок, я предложила клиентам, у которых еще не истекли абонементы, продолжить занятия в онлайн-формате. Стоимость тренировок я снизила в три раза. Мы встречаемся в Zoom, занимаемся, немного общаемся. Улыбки моих клиентов — огромная поддержка для меня. Но все же я очень скучаю по занятиям в зале.
Понимая, что период запрета на “живую” работу затягивается, я уже подумывала о том, чтобы закрыться как индивидуальный предприниматель, но вовремя узнала, что мой вид деятельности — физкультурно-оздоровительная — попал в список тех, кого государство поддержит субсидиями. Когда ты ничего не зарабатываешь, но должен выплачивать налоги и закрывать другие обязательства, это очень кстати. Теперь надеюсь, что в Костромской области вслед за пилотными регионами вскоре тоже можно будет оформить самозанятость, налогообложение по которой ниже, чем у владельца ИП. Наверное, воспользуюсь этой возможностью. А пока я перестирала все коврики, пледы, гамаки, веду технические работы и жду, когда снова смогу открыть двери своей студии.
Марина Гончарова, владелица салона стильной женской одежды Imagemaker
— Предпринимательскую деятельность начала в далёкие 90-е. За эти годы прошла не один экономический кризис в стране.
Я пробовала работать на разных площадках, как диктовало нам время. Нынешняя ситуация меня застала в ТЦ «Галерея». Когда в конце марта ушли на самоизоляцию, наступила некая паника от непонимания происходящего. По информации из СМИ понимала, что это надолго, и как раньше уже не будет. Арендодатель навстречу не пошёл, арендную плату не снизил, ТЦ закрыли. Как работать дальше?
Подумала, что главная задача – это не потерять клиентов, наработанных за долгие годы. Если есть покупатели, которые доверяют тебе, твоему вкусу, если есть обратная связь, общение, то и выжить есть шанс.
Во время самоизоляции мы ещё больше времени стали проводить в интернете. Интуитивно я поняла, что надо идти туда, где твоя аудитория. Пандемия и неминуемый кризис диктуют новый подход к организации бизнеса. Мне кажется, наступает время дистанционного существования. И я начала переходить на новый, пока неизвестный мне формат.
Я ухожу с площадки ТЦ и продолжаю двигаться дальше. Соцсети стали моим спасением в эти непростые месяцы.
Аккаунты в Инстаграмме и на ФБ были у меня и раньше, но активно работать стали лишь сейчас. Онлайн-обзоры сделали своё дело. Я вызвала интерес к себе, к тому, чем занимаюсь, увеличилось количество подписчиков. Я в сеть — видеоролик с подобранными комплектами одежды, мне в ответ — заказ на примерку этого комплекта. Так и развлекали друг друга в начале, а в результате появился новый формат работы. Онлайн-торговля. Я рада ,что мои покупательницы доверяют моему вкусу, личному стилю, моему выбору одежды и что они готовы меняться вместе со мной, экспериментировать, нарушая все шаблоны относительно моды. Наивысшая оценка для меня — это когда я вижу искру в глазах женщины при виде своего отражения.
Моя покупательница — это женщина, которая хочет быть индивидуальной, неповторимой, легкой, свободной, яркой.
Василий Голуб, директор МТС в Костромской области:
– Этот кризисный период заставил многих мыслить нестандартно, принимать быстрые решения ради спасения бизнеса. Когда салоны связи МТС по всей стране и в Костромском регионе вынуждены были закрыться, нам пришлось приложить все свое мастерство, фантазию и изобретательность, чтобы не потерять клиентов, не оставить их без связи, которая в условиях изоляции стала единственной ниточкой, связывающей людей друг с другом и с внешним миром. Мы запустили онлайн-регистрацию SIM-карт прямо из дома, без посещения салона связи. Мы перевели своих сотрудников на удаленную работу и сохранили все рабочие места. Не отказались от рекламы и советовали нашим клиентам этого не делать, потому что именно сейчас и нужно рассказывать, что товары или услуги можно заказать по интернету с доставкой, записаться в парикмахерскую и безопасно получить услугу можно определенным образом. Владельцам фитнес-клубов, которые перевели занятия в онлайн, держателям автомоек, кафе и ресторанов тоже именно сейчас и следует говорить, что они не закрылись и предоставляют свои услуги, но нестандартным образом.
Каждый предприниматель дорожит своей клиентской базой и задумывается, как вернуть растраченную за время кризиса базу клиентов. Многие хорошо знают свою аудиторию, могут нарисовать портрет разного типа клиентов и представляют, что к примеру, предложить скидки на дамскую стрижку можно только женщинам, а об акции на товары категории ЗОЖ рассказать лишь тем, кто увлекается фитнесом. Наиболее точечно, с помощью больших данных мы теперь можем, к примеру, точно спрогнозировать, в какой момент конкретный клиент захочет сменить свой имидж, купить новую одежду, девайс – и не тратить огромные бюджеты на рекламную кампанию.
С помощью собственной разработки «МТС Маркетолог» на основе больших данных мы теперь можем, к примеру, точно спрогнозировать, в какой момент конкретный клиент захочет купить сумку. Благодаря алгоритмам машинного обучения мы можем, анализируя огромные объёмы обезличенных поведенческих данных, формировать группы с нужными параметрами. К примеру, выделяя тех, кто планирует купить недвижимость, загородный дом или дачу, тех, кто любит утром или вечером заказывать еду и напитки на дом. За счёт технологий BigData достигается точное таргетирование. Это увеличивает отклик на рекламу, а затраты сокращаются значительно, ведь для нужного результата достаточно отправить, например, не три тысячи SMS, а на порядок меньше.
Провести кампанию с небольшим охватом до 500 человек с помощью «МТС Маркетолог» можно за 2–3 тысячи рублей. При поиске новых клиентов можно тонко настроить, кто именно увидит предложение, — по полу, возрасту, интересам и десяткам других параметров. Например, адресовать предложение только тем, кто часто бывает неподалеку от пунктов самовывоза конкретного интернет-магазина.
Наверное, это трудное время, действительно, для многих не только испытание, но и возможности. Надеюсь, что мы все скоро вернемся к нормальной жизни с новыми знаниями и опытом.
Лада Жиганкова, владелица салона красоты “Шанталь”:
— Мы не могли представить, что карантинные меры затянутся так надолго. Думали, неделя, две, и вернемся к прежним условиям работы. У нас и клиенты были записаны на несколько недель вперед, и сотрудники не рассчитывали надолго без зарплаты оставаться. Ведь у них не накопительная система оплаты труда, а фактическая: что заработали за смену, то и получили. Ни у кого не было денег, отложенных “на черный день”. Поэтому, когда стало понятно, что неизвестно, когда мы откроемся, в коллективе начались волнения и даже агрессивные настроения. Людям реально не на что было жить.
Но оставлять сотрудников один на один со своими проблемами — не в моих правилах. Даже в таких условиях мы не расстались ни с одним сотрудником. А пока ждали возвращения к работе, приняли в штат еще двух. Не хотелось упускать хороших специалистов, которых потом бы пришлось искать.
С начала мая мы снова ведем предварительную запись к нашим мастерам. В этом нам очень помогла рассылка по нашей клиентской базе. Моему салону больше 10 лет, и конечно же, клиентов , которые отдают предпочтения мастерам «Шанталя», в городе очень много. Не могу сказать, что народ повалил, но желающих привести себя в порядок уже немало. Открываем клиентам дверь в салон строго по звонку, случайные люди просто так к нам не зайдут. Пока ограничили условия работы: не оказываем услуги клиентам в возрасте 60+ и жителям области. Площадь помещения позволяет организовать работу покабинетно, поэтому мастер и клиент контактируют практически только друг с другом. 9 мая у нас была неожиданная проверка управления Роспотребнадзора, которую мы прошли без единого замечания.
Мы предложили комплексные услуги, которых раньше в нашем салоне не было. Например, маникюр +педикюр можно сделать на 35% дешевле. Я урезала затраты на чай, кофе для сотрудников и клиентов. Выживать стало очень сложно. Как собственник бизнеса я понимаю, что в несколько ближайших месяцев мой доход сильно упадет. Но главная задача для меня — это удержать коллектив и не потерять те кадры, которые я нарабатывала годами.
Верю, что жизнь наладится.
Алина Негода, владелица агентства недвижимости “Акварель РИЭЛТИ МАСТЕРская”:
— Особенность моей сферы бизнеса заключается в том, что все коммуникации по сделкам занимают недели и даже месяцы. Поэтому к началу периода самоизоляции в Костроме наши сотрудники находились в стадии завершения запущенных процессов.
Потом была целая неделя шока. Ее пережили все. У многих в нашем агентстве, включая и меня саму, — финансовые обязательства перед банками, которые хочешь-не хочешь, а выполнять надо. А как это делать, если не зарабатываешь?
И я поняла, что не настолько коронавируса боюсь, как того, что рухнет дело, которое я так долго и старательно выстраивала, что меня и мою команду накроет безденежье, что я потеряю заслуженный у клиентов авторитет. Это осознание и оставило меня в рабочем режиме, хоть и в дистанционном формате.
Я минимизировала расходы, в долги не ушла. Произошел отсев партнеров: я их оценивала по лояльности, и осталась только с проверенными и достойно показавшими себя в непростое время.
Чтобы клиенты не забыли о нас и не потеряли из виду, мы не отменили рекламный пакет, заказанный и оплаченный в СМИ задолго до пандемии. Проявляли высокую активность в соцсетях. То есть демонстрировали постоянную готовность к работе. Но в целом что-то новое придумывать для того, чтобы остаться на плаву, нам не пришлось. Исправно работала система, которую я создавала и налаживала годами.
12 мая мы вернулись к привычному формату работы, разумеется, с соблюдением всех требований по безопасности. У нас отдельный вход в офис, сотрудники работают в перчатках и масках. Я опасалась, что после “удаленки” будем “раскачиваться” какое-то время, но нет, все сотрудники быстро и аккуратно включились в работу.
Одни в луже видят отражение солнца, другие — только грязь. Я — из тех, кто за солнце. Поэтому и непростые времена воспринимаю как шанс для развития.
Александр Веселов, управляющий операционным офисом «Костромской» Центрального филиала банка “Открытие”:
— Банковской сферы не коснулось административное требование о временном уходе на самоизоляцию, поэтому мы продолжали работать весь этот непростой для страны период. Мы принципиально были готовы к работе в любой ситуации. Чтобы обеспечить бесперебойное функционирование офиса, организовали работу в две не пересекающиеся между собой смены и резервных сотрудников, которые работают удаленно, но могут выйти на замену, если это понадобится. В операционном зале все устроено в соответствии с требованиями безопасности: разграничены зоны обслуживания клиентов, сотрудники банка — в защитных масках и перчатках. Если клиент пришел без маски, на входе сотрудники его ею обеспечат.
Для банка “Открытие”работа идет в привычном режиме. А вот для клиентов в последнее время появилось много новых предложений и выгодных продуктов. Мы не просто присоединились к государственной программе ипотечного кредитования, по которой установлена ставка 6,5% годовых, но и предоставляем дополнительную скидку и предлагаем своим клиентам взять ипотеку под 6,25% годовых. По такой процентной ставке уже оформлено несколько договоров, еще несколько в процессе.
Для тех клиентов, которые с началом пандемии потеряли доход или ушли в неоплачиваемый отпуск, словом, оказались в сложной финансовой ситуации – мы предлагаем кредитные каникулы. Если же кредит не подходит под условия программы ищем другие варианты решения проблемы, например предлагаем возможность отложить платеж на месяц или поменять дату платежа.
Отдельно стоит обратить внимание, что 95% всех операций можно совершить в нашем интерне-банке или мобильном приложении. К примеру, для сохранения и приумножения своих накоплений банк ввел возможность оформить инвестиционно-страховые продукты в интернет-банке (раньше это можно было сделать только при личном посещении офиса).
Также все клиенты “Открытия” могут бесплатно пользоваться сервисом “Телемедицина” — получать консультации от специалистов ведущих клиник Москвы.
Для бизнес-клиентов банк одним из первых в стране, еще до введения госпрограммы кредитных каникул предложил собственную программу реструктуризации кредитов. А в рамках акции “Поставь на паузу расходы, а не бизнес” отменил на 3 месяца абонентскую плату на основных пакетах услуг и плату за снятие денежных средств на зарплату для пострадавших отраслей и для всех новых клиентов банка. Благодаря сотрудничеству “Открытия” с маркетплейсом “Wildberries” появился новый продукт, теперь поставщики интернет-ритейлера имеют возможность получить финансирование от банка на выгодных условиях в своем личном кабинете поставщика без предоставления дополнительных документов.
Для всех предпринимателей доступен также наш образовательный проект OpenAcademy с лучшими практиками успешных предпринимателей. В нашем банке уверены, что важно сделать правильные выводы из периода пандемии, чтобы использовать это время для развития и качественного движения вперед в будущем.
С днем предпринимателя !
Последние новости рубрики
36 коробок с гуманитарной помощью для бойцов СВО передала Армии тыла памяти Эдуарда Реунова начальная школа. Чтобы морально поддержать наших…
И не только за него. С 1 января в ЗАГСе вырастут госпошлины не только за расставание… Как сообщили в региональном…
Сквер на пересечении улиц Голубкова и Стопани в Заволжском районе Костромы ждет масштабное обновление. Проектную документацию разработали с учетом пожелания…