Нашему корреспонденту удалось заглянуть внутрь и рассмотреть памятник самому известному костромичу с новой стороны.
История о патриоте из народа, спасшем русского царя уже давно облетела весь мир. На деле, с красивой легендой связано много щекотливых моментов. Например, борьба двух скульпторов за право изваять самого знаменитого костромича в камне.
Первым, кто решил укрепить образ крестьянина в народных умах, стал Николай I. Император приехал в Кострому в октябре 1834 года, и сразу же решил выделить деньги на установку памятника. Колонну с бюстом юного Романова и рельефом со сценой гибели Сусанина под фанфары и крестный ход открыли в 1851 году. Но смена государственного строя обрекла скульптуру на гибель – монархический символ снесли в 1918 году. По одной из версий, фигуры утопили в Волге, по другой – переплавили, по третьей – закопали в неизвестном месте. Сейчас все, что осталось от того столпа православия, самодержавия и народности — гранитная колонна во дворе дома экс-мэра Бориса Коробова и название главной городской площади. Но спустя годы появился и другой столп, история которого не менее увлекательна.
Патриотизм с правильным лицом
Поздняя осень. Стайки мерзнущих туристов идут по привычной «тропе» – в центре им обязательно показывают солнечные часы, каланчу и Сусанина. Англичане почтительно косятся на многометровое сооружение, некоторые фотографируются на фоне известнякового героя.
Надо сказать, в первые два послереволюционных десятилетия официальное отношение к Ивану Сусанину не было ни бережным, ни почтительным. Крестьянина, коленопреклоненного перед монархом почти что ненавидели. Наверное, поэтому с решения Верховного Совета РСФСР установить памятник до реального начала работ прошло долгих 18 лет.
Тем не менее, костромским властям удалось отстоять право на местного патриота, и тут начинается самое интересное. За возможность переработать городскую легенду и превратить монархический образ в «идеологически верный» боролись два ученика одного учителя. Москвич Никита Лавинский и костромич Алексей Щепелкин оба были выпускниками Суриковского института, курировал их именитый академик Томский.
Сын видного авангардиста и художницы Лавинский защитил тематический проект еще в 1952 году, чуть позже идеей вдохновился провинциальный скульптор Щепелкин. Гипсовую модель последнего автора костромские художники признавали более жизнеспособной, а московский вариант патриота называли «тумбой». Трактовку Лавинского обсуждали с общественностью, но и здесь она потерпела крах – рабочий люд признал каменного Сусанина слишком монументальным и обезличенным для маленькой Костромы.
Точку в этой истории поставило слово Томского — по
заступничеству президента Академии художеств СССР проект утвердили без конкурса:
…Увы, художники Костромы, хорошо зная, что скульптором Лавинским ведётся работа над памятником в течение многих лет, не пошевелили пальцем, чтобы сделать свои творческие предложения, что никому и никогда не возбраняется, а даже приветствуется. Товарищи ратуют за проведение конкурса. Но конкурсы не всегда дают хорошие результаты, иногда они служат и к охлаждению идеи сооружения. В конкурсе всегда выигрывает лишь только тот художник, который всем сердцем и душой влюблён в создаваемый образ и любит его долго и по-настоящему. А обращение к временной любви того или иного образа или события хороших результатов не даёт. Скульптор Н. Лавинский ещё задолго до решения вопроса о сооружении памятника работал над созданием образа Ивана Сусанина. Работал влюблённо, много, упорно. В результате им создан художественно верный образ русского человека — патриота, — пишет Томский секретарю Костромского областного комитета Л. Флорентьеву.
Торжественное открытие памятника состоялось 28 сентября 1967 года. Газеты изобиловали лестными заголовками. Вот что писала о главном моменте «Северная правда»:
Ниспадает белое покрывало и перед взорами присутствующих предстаёт могучая фигура русского крестьянина, бессмертного в своём величии, словно бы идущего на подвиг. Торжественно звучит “Славься…” На постаменте надпись: “Ивану Сусанину – патриоту земли русской”
Таинственный портфель
Как мы уже говорили, в распоряжение редакции попал портфель, принадлежащий одному из представителей высшего руководства костромского обкома КПСС. В нем находились документы, самым что ни на есть прямым образом касающиеся приемки и одобрения монумента Ивана Сусанина. Вот фрагмент письма, в котором костромские чиновники предлагают дать Лавинскому государственную премию:
В скульптуре И. Сусанина с убедительной художественной силой раскрыто величие русского человека, идущего на смертный подвиг с полным осознанием всего происходящего. Памятник… вызывает высокое чувство патриотизма, которое так искренне и с любовью выражены автором в образе Ивана Сусанина… Принимая во внимание многочисленные положительные отзывы специалистов и трудящихся г. Костромы о художественных достоинствах памятника и выдвижение на соискание Государственной премии скульптора Н. А Лавинского от Московского Союза художников, обком партии и исполком облсовета присоединяют свое мнение о присуждении Государственной премии скульптору Лавинскому Никите Антоновичу за создание памятника Ивану Сусанину в г. Костроме
Таким образом, история героического крестьянина в камне, растянувшаяся на 20 лет, закончилась победой московского архитектора. После этих событий Лавинский создал не один десяток памятников и бюстов в разных городах России.
Прогуляться с Сусаниным
Патриотический бренд вполне успешно дожил до наших дней.
Он активно эксплуатируется на всех городских праздниках, мало-мальски связанных с историей. К примеру, местные агентства занимают туристов программой «По следам Ивана Сусанина», где можно посмотреть на театрализованную рубку с поляками или даже прогуляться в сопровождении исторического героя.
Интересно, что о жизни крестьянина не известно в точности почти ничего. Сомнения в достоверности подвига и персоны высказал ещё в 1862 году историк Николай Костомаров. По многочисленным сообщениям прессы, в 2003 году в Сусанинском районе Костромской области были обнаружены останки, теоретически принадлежащие Ивану Сусанину. Профессиональные историки оспаривают подлинность находки. Тем не менее, часы на восстановленном кремле, что в центре Костромы, скоро будут играть отрывок из оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин» или «Жизнь за царя», если конкретно — тот самый хор «Славься!».
Последние новости рубрики
Сроки замены вывесок в историческом комплексе центре Костромы продлили до 31 января 2025 года. Напомним, что еще в 2019 году…
11 декабря передвижной выставочный проект Вятского палеонтологического музея познакомит посетителей выставки «Древняя жизнь» с миром, который был на планете в…
Такое решение принял суд. Речь идет о двухэтажном доме № 20 на улице Мясницкой. Это здание было построено в конце…