Главный портал Костромы K1NEWS.RU продолжает серию публикаций, посвящённых 75-летию Великой Победы.
Главный портал Костромы K1NEWS.RU совместно с сотрудниками архива новейшей истории Костромской области продолжает серию публикаций под общим названием «Живая война». Как бы это странно не звучало, но даже в таком скверном деле, как война, есть созидательный аспект. На нашем костромском материале подтверждением этой мысли стало сооружение местных «воздушных ворот», ныне – аэропорта «Сокеркино».
Напомним, что Костромская область появилась на карте страны лишь в сентябре 1944 года. До этого Кострома была лишь районным центром. И вот в апреле 1942 года принято решение о строительстве у нас «базисного аэродрома».
Для организации данного строительства в установленный, весьма сжатый срок, необходимо использовать в первую очередь все материальные ценности и ресурсы, находящиеся в гор. Костроме и Костромском районе… Установлено, что мобилизация выявленных местных ресурсов может оказать строительству весьма значительную помощь и, безусловно, ускорить начало строительных работ на площадке…- говорят документы тех лет.
Заметим, что смысл выражения «базисный аэродром» не совсем ясен. Надо понимать, что помимо приема и отправки бортов, здесь предполагалось постоянное расположение военных авиачастей.
В документах есть и длинный перечень вопросов по организации строительства, требующих немедленного решения. Среди них: «выселение живущих из деревни Сокиркино со всем имуществом», на что дается, представьте, всего трое суток. Далее, в течение 10 дней требуется установить два телефона, обеспечить изготовление палаток для 1500 человек, выдать 1000 кубометров пиленого и круглого леса, полторы тонны гвоздей и 15 тысяч штук красного кирпича. Предусмотрено все – от походных кухонь и посуды на 2000 строителей, до тюфяков и одеял, от простого шанцевого инструмента до оборудования, автомашин и тракторов. И все это следовало поставить, в среднем, в течение одной декады.
Аэродром был построен в 1944 году, но ни оборонного, ни наступательного значения он уже практически не имел, линия фронта к тому времени откатилась далеко на запад. И все же в ноябре месяце «свежая» взлетно-посадочная полоса (ВВП) приняла-таки первый самолет. Это был «ПО-2», многоцелевой (но не слишком военный) биплан, также прозываемый в народе «кукурузником», который прилетел из Москвы и был оставлен здесь для эксплуатации. Было создано звено «Московского авиаотряда».
Первоначально здесь трудились в основном военные летчики-отставники, которые на нескольких «ПО-2» занимались перевозкой почты и грузов, спасением тяжелобольных людей, позднее привлекались к сельскохозяйственным работам. Затем парк пополнился самолетами марки «АН-2», после еще и вертолетной техникой, а летный состав – гражданскими авиаторами. Параллельно строился зал ожидания и другие, в том числе хозяйственные здания.
Костромской аэропорт знавал лучшие времена: в 60-е годы пассажиропоток достигал 1300–1400 человек в день, в штате отряда числилось около 100 пилотов. Позднее отсюда на машинах «ЯК-40» и «Л-410» совершались перелеты в более чем десяток городов СССР и даже по международным линиям.
{related}
В настоящее время на территории транспортного узла базируются авиапредприятие и аэроклуб ДОСААФ. Но, если хотите, как напоминание о давно минувшей Великой Отечественной войне, аэродром «Кострома (Сокеркино)» с характеристиками ВВП – 1700 метров длиной и 50 шириной, хоть и используется гражданской авиацией, по-прежнему остается в списке военных аэродромов воздушно-космических сил России.
Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)













