Термины «Агитпоезд» и «Агитпароход» сегодня, несомненно, требуют расшифровки. Все, однако, просто – здесь к названиям привычных для нас средств морского и сухопутного транспорта приплюсована первая часть прилагательного «Агитационный».
В целом же «агитпоезд» – порождение времен Гражданской войны 1917-23 гг. –представлял собой обычный паровоз с прицепленными к нему пассажирскими и другими вагонами. Впрочем, миссия этого ж/д состава заключалась отнюдь не в перемещении обычных граждан, наш поезд был приспособлен для ведения агитационно-пропагандистской, культурно-просветительной работы среди населения, укомплектованспециальным оборудованием и «экипажем».
В состав классического агитпоезда (или агитпарохода, о котором ниже), идея создания и использования которого приписывается В.И.Ленину, входил информационный и политотдел, бюро жалоб, редакция и портативная типография для выпуска газет, листовок и прокламаций, киноустановка, а еще некий штат партработников, инструкторов, лекторов и пропагандистов.
Состав, понятное дело, курсировал туда-сюда-обратно по не слишком развитой транспортной сети страны и агитировал, грубо говоря, «за Советскую власть». Между тем, агитпоезда не исчезли с окончанием Гражданской, к ним время от времени обращались и в 30-е годы, и в период Великой Отечественной войны. Но оказывается, и данный факт менее известен, что «агитки на колесах» бороздили просторы СССР и гораздо позднее.
За необходимыми иллюстрациями этого далеко ходить не надо. Костромичам, например, достаточно добраться до пл. Конституции, 1, и заказать в нашем ГАНИКО для ознакомления фотоальбом «Агитпоезд и агитпароход Костромского обкома КПСС по обслуживанию трудящихся районов». Впрочем, мы – архивисты, готовы сделать шаг вам навстречу и опубликовать некоторые фото из этого издания.
С другой стороны, поезда конца 1950-х годов, а в их числеи наш родной, осуществляли более культурную, чем агитационную функцию. Соответственно,«паровозная бригада» образца декабря 1958 года включала не функционеров обкома партии, нолектора, поэта, художника, киномеханика и агитбригадуклуба «Красный ткач».А в мае 59-го «на места» выехала Буйская агитбригада, состоявшая, помимо лектора и поэта, еще и из работников железнодорожной станции, а также машиниста, агронома и других «творческих личностей».
Теперь, как обещали, об агитпароходе. Надо ли говорить, что он решал аналогичные со своим рельсовым сородичем задачи? В свой «агитрейс» по Волге-матушке (единственный ли?) он вышел летом 1961 года. Однако это судно, названное в тексте чинно-благородно «агиттеплоходом», дай Бог, чтобы тянуло по размерам на катер.
Разрешите доложить напоследок, что пародия на агитпароходы, их экипаж и деятельность доходчиво написана тандемом Ильф-Петров в их нетленном романе. Помните: «Скрябин», Остап Бендер, Киса Воробьянинов, монтер Мечников и стулья, среди которых, увы, не оказалось того самого – двенадцатого…
Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)
Последние новости рубрики
18 апреля во Всемирный День всемирного наследия в щелыковском парке высадили 12 яблонь на том месте, где еще в XVIII…
Иск к МКУ «Чистый город» подала инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области. От ответчика требовали выполнить работы по…
Костромич продает нумизматический предмет антиквариата на одном из сайтов по размещению объявлений. Мужчина решил продать монету времен Александра первого. На…