Термины «Агитпоезд» и «Агитпароход» сегодня, несомненно, требуют расшифровки. Все, однако, просто – здесь к названиям привычных для нас средств морского и сухопутного транспорта приплюсована первая часть прилагательного «Агитационный».
В целом же «агитпоезд» – порождение времен Гражданской войны 1917-23 гг. –представлял собой обычный паровоз с прицепленными к нему пассажирскими и другими вагонами. Впрочем, миссия этого ж/д состава заключалась отнюдь не в перемещении обычных граждан, наш поезд был приспособлен для ведения агитационно-пропагандистской, культурно-просветительной работы среди населения, укомплектованспециальным оборудованием и «экипажем».
В состав классического агитпоезда (или агитпарохода, о котором ниже), идея создания и использования которого приписывается В.И.Ленину, входил информационный и политотдел, бюро жалоб, редакция и портативная типография для выпуска газет, листовок и прокламаций, киноустановка, а еще некий штат партработников, инструкторов, лекторов и пропагандистов.
Состав, понятное дело, курсировал туда-сюда-обратно по не слишком развитой транспортной сети страны и агитировал, грубо говоря, «за Советскую власть». Между тем, агитпоезда не исчезли с окончанием Гражданской, к ним время от времени обращались и в 30-е годы, и в период Великой Отечественной войны. Но оказывается, и данный факт менее известен, что «агитки на колесах» бороздили просторы СССР и гораздо позднее.
За необходимыми иллюстрациями этого далеко ходить не надо. Костромичам, например, достаточно добраться до пл. Конституции, 1, и заказать в нашем ГАНИКО для ознакомления фотоальбом «Агитпоезд и агитпароход Костромского обкома КПСС по обслуживанию трудящихся районов». Впрочем, мы – архивисты, готовы сделать шаг вам навстречу и опубликовать некоторые фото из этого издания.
С другой стороны, поезда конца 1950-х годов, а в их числеи наш родной, осуществляли более культурную, чем агитационную функцию. Соответственно,«паровозная бригада» образца декабря 1958 года включала не функционеров обкома партии, нолектора, поэта, художника, киномеханика и агитбригадуклуба «Красный ткач».А в мае 59-го «на места» выехала Буйская агитбригада, состоявшая, помимо лектора и поэта, еще и из работников железнодорожной станции, а также машиниста, агронома и других «творческих личностей».
Теперь, как обещали, об агитпароходе. Надо ли говорить, что он решал аналогичные со своим рельсовым сородичем задачи? В свой «агитрейс» по Волге-матушке (единственный ли?) он вышел летом 1961 года. Однако это судно, названное в тексте чинно-благородно «агиттеплоходом», дай Бог, чтобы тянуло по размерам на катер.
Разрешите доложить напоследок, что пародия на агитпароходы, их экипаж и деятельность доходчиво написана тандемом Ильф-Петров в их нетленном романе. Помните: «Скрябин», Остап Бендер, Киса Воробьянинов, монтер Мечников и стулья, среди которых, увы, не оказалось того самого – двенадцатого…
Пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО)
Последние новости рубрики
Сроки замены вывесок в историческом комплексе центре Костромы продлили до 31 января 2025 года. Напомним, что еще в 2019 году…
11 декабря передвижной выставочный проект Вятского палеонтологического музея познакомит посетителей выставки «Древняя жизнь» с миром, который был на планете в…
Такое решение принял суд. Речь идет о двухэтажном доме № 20 на улице Мясницкой. Это здание было построено в конце…