Все новости Костромы
15:35, 23 октября 2024

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня — благо

Татарин по рождению, главный имам Мемориальной мечети Костромы Радик Сафиуллин приехал в Кострому восемь лет назад, но уже давно считает этот город своим. Здесь его паства, здесь родились трое его детей, здесь он уже врос корнями. Арифа Хазрата, как еще его называют прихожане, любят и ценят костромичи разного вероисповедания. Сегодня Радик Сафиуллин — герой нашего проекта «Гордость многонациональной Костромы».

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— Радик, расскажите, как вы пришли к служению.

— Мне 32 года, родом я из татарской деревни в республике Чувашия. Мои родители разошлись, когда я был еще совсем маленьким, и мы переехали в Татарстан. Я рос в татарской среде. Учился в татарской школе, где все предметы нам преподавали на татарском языке. Владею литературным татарским языком, говорю на нем, пишу и читаю. Знаю диалектный язык, а еще и старотатарский. Сейчас татары пишут на кириллице, но до 20 века пользовались арабской графикой. И я ее тоже знаю, еще в начальной школе заинтересовался. Несмотря на то, что родители мои развелись, отец поддерживал со мной связь. Как-то он совершил священное паломничество в Мекку — город в Саудовской Аравии. Вернулся оттуда другим человеком, стал читать молитвы, совершать намаз пять раз в день. Однажды отец предложил мне вместе съездить в Ульяновск. Там я впервые попал в медресе. Оно располагалось в уютном красивом месте. Я побывал там и очень вдохновился. Удивила доброжелательная теплая атмосфера, чистота и порядок везде, огромная территория. И люди там ко мне относились так, словно дружим мы уже много лет. Душа отозвалась на это место. Мы переговорили с отцом, и после 9 класса я поступил в это медресе учиться. Так и началась моя религиозная жизнь.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— А как мама восприняла ваше решение стать священнослужителем?

— Конечно, поначалу не хотела отпускать. Раньше я был всегда с ней рядом, и ей пришлось свыкнуться с мыслью, что я уже вырос и должен идти своим путем. Но она меня отпустила и всегда активно поддерживала в моем выборе. Я очень благодарен и ей, и всем моим родным, кто так же поддерживал меня. В медресе началась у меня совсем другая жизнь, и я стал другим.

— Сложно было в медресе?

— Поначалу непросто. С утра мы учились в обычной школе, потом возвращались в медресе, обедали, шли на религиозные уроки, затем делали домашние задания для школы. Четкий распорядок дня, который нельзя было нарушать. В город выходить самовольно не разрешалось. Телефоны нам выдавали только в пятницу, в остальные дни пользоваться ими было нельзя. Я по характеру очень эмоциональный был, и первое время в медресе приходилось постоянно себя сдерживать, уступать, слушаться. Но это послужило основой для моего личного роста. Именно в тот период я повзрослел, стал ответственным серьезным человеком.  

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— Радик, а как вы из Татарстана попали в Кострому?

-До того, как меня сюда пригласили, я про Кострому никогда не слышал. Слышал только песню, бабушки пели: «Кострома, Кострома, государыня моя». До этого я работал в Чебоксарах, потом поступил на курсы повышения по рецитации Корана в городе Булгаре в Татарстане. Окончил, приехал домой и вдруг меня пригласили в Кострому. Я семейный уже был, с дочкой. Поехал сперва один, примерно месяц послужил. Понял, что все здесь хорошо, и перевез в Кострому семью. Это был август, праздновали День города, по-моему. Под этот праздник мы с семьей и поселились в Костроме. И так с 2016 года я здесь непрерывно служу во благо всех. Кстати, у меня есть второе имя — Ариф Хазрат. Оно понравилось мне еще во время обучения, я его взял и пользуюсь обоими именами. Все прихожане обращаются ко мне по этому имени.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— Чем, на ваш взгляд, привлекательна религия ислама?

— Она интернациональная. У нее нет привязанности к какой-то определенной нации. Любой человек, который входит в ислам, сохраняет права своей нации, своего народа и рода. В исламе жестким образом контролируется, чтобы ты не забыл свой род. В исламе нельзя менять отчество, это большой грех — отказываться от отца. Но эта религия вносит определенные коррективы в поведение человека. Например, если в его культуре в порядке вещей обманывать других, то в исламе он перестает это делать. Красиво говорить можно, но обманывать нельзя. Пить соки, лимонады, газировки всякие можно, алкоголь — под запретом. Самый большой, самый непростительный грех — верить в нескольких богов. Многобожие — когда ты начинаешь верить, что кроме одного Бога, Создателя, Творца всего, земли и небес, есть и другие. И этот грех Всевышний не прощает. Остальные грехи прощаются при искреннем покаянии. Но если ты при жизни не успел совершить покаяние, это — на усмотрение Всевышнего, простить тебя или нет.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— Бывает, что к вам, мусульманину, приходят просто поговорить?

— Да, конечно. Идут люди, которые занимаются изучением чего-то. Например, историей татар Костромы. Не только православные, но атеисты приходят, и представители других религий. Зороастрийцы были, езиды были, огнепоклонники, цыгане. Человек — это создание Бога, Творца. И если этот человек дошел до мечети, то это Всевышний его направил и, значит, нужно ответить на этот зов. Очень много ходят в мечеть разных народностей: татары, русские, цыгане, азербайджанцы, кавказские народы, азиатские народы — таджики, узбеки. Это подтверждает, насколько богата Кострома разными национальностями.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— Что-то удивило в Костроме вас, приезжего?

— В первую очередь, удивило то, что этот город старинный, исторически богатый. Потрясло большое количество церквей. Я такого раньше никогда не видел. А еще не встречал на улицах монашек, а здесь они часто по улицам ходят. Еще я никогда не видел старинный каменный рынок. Деревянные видел в других регионах, но такого, древнего да масштабного — нет. Плюс всем известный Иван Сусанин, оказывается, из этих мест. Ипатьевский монастырь потряс. И еще. Кострома — город не такой стремительный, как Москва, он спокойный, гармоничный. Вот в соседний Ярославль ездишь — там суета, движение. А здесь все идут спокойно, живут размеренно.

— А в православные церкви мусульмане могут входить?

— Да, конечно! Мы и совершать намаз внутри церкви можем, постелив свой коврик. Например, бывают погодные плохие условия, когда на улице не помолиться. И в нашей религии мы имеем право встать в уголочке церкви и помолиться по-своему. Конечно, если это не противоречит нормам и правилам конкретной церкви.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— А ваша супруга чем в Костроме занимается?

— Мы окончили вместе Российский исламский университет, один факультет теологии. На последнем курсе познакомились. И мусульманская свадьба у нас была — называется Никах, и потом уже гражданское бракосочетание. До сегодняшнего дня, слава Богу, вместе. Сейчас она домохозяйка, воспитывает наших четверых прекрасных детей. Старшая — дочка, потом — сын, они учатся в школе. Третья дочка в детский сад ходит и самый маленький сынок — год и девять месяцев.

 — Вы учите своих детей татарскому языку?

-Да, стараемся использовать татарский язык в быту. Не всегда получается, потому что я в мечети Костромы общаюсь на русском языке, прихожу домой с мыслями, идеями и продолжаю общаться на русском языке. Но когда разговариваешь с мамой или папой, с ними уже на татарском языке.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— А думаете вы на каком языке?

— На двух языках одновременно. Но считаю по-татарски. Так мне удобнее.

— Можно сказать, что в Костроме вы обрусели? Печете блины на Масленицу, куличи на Пасху?

— Знаете, мы космополиты. Нам все интересно. Пробуем разное, в том числе, и в кулинарии, но, конечно, с оглядкой. На праздники готовим свои блюда: гуся в печи, пирог с картошкой и мясом внутри — белеш, треугольные пирожки эчпочмаки. Частенько супруга радует меня. А из русской кухни самое, наверное, распространенное – это борщ. Раз, два — и приготовили, и можно на несколько дней сварить, удобно. Еще блины, как же без них!

— А любимые места в Костроме появились?

— Мечеть, само собой. Еще в Черноречье кладбище мусульманское, татарское. Очень красивое место. Там везде деревья, потом овраг. Ты смотришь, и перед тобой вся Волга. Очень любим с семьей Берендеевку, часто там гуляем. Проспект Мира завораживает: там такие дома, царские как будто, с размахом, дышат историей. И еще пространство в центре города, начиная с берега Волги.

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

— Вы бы остались в Костроме навсегда?

— Я человек религиозный. Куда Всевышний перенаправит, туда и поеду, подчинюсь его воле. Но Кострома мне очень по душе. Для меня этот город уютный. Если Всевышний предписал так, чтобы мне здесь остаться, это для меня будет большим благом. У меня здесь очень много друзей, знакомых. Мы в хороших отношениях с администрацией города, области, друг к другу ходим, общаемся с представителями других народов, других наций, других конфессий. Это очень ценно.  

Радик САФИУЛЛИН: жить в Костроме для меня - благо

ТЕКСТ — K1NEWS.RU

ФОТО -K1NEWS.RU

Последние новости рубрики

16:23, 22 октября 2024

Рядом с этим общительным человеком с открытым взглядом любой чувствует себя комфортно. Грузин с широкой кавказской душой, тонко чувствующий, мудрый…

12:15, 18 октября 2024

Казачество всегда вызывало большой интерес. Образ казака окутан романтикой: конь, кубанка, шашка. Какие они -настоящие казаки 21 века? Об этом порталу…

10:35, 09 октября 2024

Про нее смело можно сказать — умница, красавица, спортсменка. Эта девушка приехала в Кострому на учебу. Но за четыре года…

Подпишитесь на нас в Яндекс Дзен и будьте первыми в курсе всех новостей!
Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...