Совсем скоро костромское промышленное предприятие, известное и в России, и за рубежом, — концерн «Медведь» — отметит 30-летний юбилей.
О том, с чего все начиналось, как скромная торговая фирма выросла в промышленного гиганта, что составляет особую ценность концерна и помогает идти на шаг впереди конкурентов, в преддверии праздника рассказал основатель и руководитель «Медведя» Вадим Брюханов.
— Вадим Константинович, помните, как «родился» «Медведь»?
— На начальном этапе мы задумывались о создании серьезной промышленной компании, которая будет жить много десятков лет. На старте это был чисто предпринимательский проект по зарабатыванию денег. 1994 год, тяжелые времена, нужно было содержать семьи, растить детей. Найти работу тогда было непросто. Тот же рынок «Спартак» начала 90-х, помним, из чего образовался: из желания людей заработать, а не от высокой бизнес-идеи.
Другое дело, что определиться с окончательным видом деятельности нам предстояло впереди, поэтому мы выбрали нейтральное название «Медведь», которое символизировало наш Костромской край.
Но надо признать, что наши амбиции и в начале пути уже просматривались даже сквозь выбранную форму компании – концерн, то есть слияние индустриальных, промышленных капиталов. Хотя я до сих пор считаю, что мы не полностью соответствуем этому значению. Вот концерн «Газпром» — да. Тем не менее, мне нравится, как мы в этом направлении двигаемся все тридцать лет.
Начинался концерн «Медведь» как торговое предприятие. Одним из его учредителей стал Георгий Алексеевич Хомяк, другим — Кирилл Викторович Ваганов, который вначале был менеджером по продажам, и я – основатель компании и главный бухгалтер, правда, только на бумаге. Вопросами бухгалтерского учета с самого начала занималась Ольга Леонардовна Вознесенская.
Мне бы очень хотелось поблагодарить моих компаньонов за то, что они на протяжении всех этих лет являются надежной опорой и поддержкой в развитии нашего предприятия.
— А как выбрали название для концерна – «Медведь»?
— Отталкивались от того, что это достаточно нейтральное слово, обо всем – и ни о чем. На раннем этапе мы еще не до конца понимали сферу нашей будущей деятельности. То, чем мы занялись – продажей промышленного оборудования, конечно, логичнее было бы назвать как-нибудь по-другому. Но тогда мы не были еще уверены, что это направление станет нашим окончательным и успешным, и поэтому от конкретики ушли.
— А первую крупную сделку «Медведя» помните? Что это было?
— Могу сказать, благодаря какой серии сделок наша компания из торговой превратилась в производственную. С очень хорошей рентабельностью мы поставляли свои дымососы компании «Северсталь» в Череповец Вологодской области. И всю прибыль от этих сделок вкладывали не в квартиры и машины, а в здание, сооружения, станки, оборудование, зарплаты рабочим и т. п. Мы вкладывали деньги, хотя, конечно, рисковали, и не раз.
— И не боялись?
— Нет! Например, я хорошо помню скептицизм моих друзей, которые видели, за что мы решили взяться, когда переезжали с улицы Зеленой на Солониковскую. В правильность этого решения никто не верил. Да, если честно, я и сам до конца не верил. Помню, я около шести часов гулял по этой улице, прежде чем окончательно решиться. Все взвешивал и думал: «Скорее всего, Брюханов, на этом твой бизнес закончится, и ты прослывешь в Костроме неудачником». Но лучше я попробую и скажу, что да, не получилось, чем буду жалеть, что не попробовал. То был нелегкий период для «Концерна «Медведь» в финансовом смысле. Но мы выстояли и вышли на новый уровень!
— И даже в самые непростые периоды жизни компании вы сохраняли зарплату рабочим, социальные обязательства, корпоративные традиции…
— Потому что я глубоко убежден, что производство – это всегда про людей. Сотрудники – носители основных компетенций и, как следствие, благодаря им прирастает доход и капитал компании. И самая важная задача руководителя – подбор команды, объединение, вдохновение и распределение результатов труда. Если люди будут видеть, что оно – справедливое, они будут вкладывать силы в свою работу. А значит, компания будет развиваться. Без излишнего пафоса скажу: коллектив – это главное, что у нас есть.
В Костроме у нас работает 400 человек, в Нерехте – 70. Мы во всех них заинтересованы. Людей у нас держит благоприятная атмосфера. Это всегда предмет моего повышенного внимания. И дочь свою Арину, которая руководит нерехтским филиалом концерна, я учу: «Если у тебя сдельщик чем-то недоволен, всегда его слушай. Потому что если ему плохо, если он не может заработать, это плохо «Медведю», это «Медведь» не заработает.
Я, кстати, совсем не люблю похвалы, пропускаю их. Для меня важнее узнать, что людей не устраивает, в чем они видят недочеты. Потому что, исправляя это, я получаю возможность стать чуть лучше. Это касается и производства.
— Кстати, о производстве. Как вы понимаете, что нужно создавать и в какой момент?
— План стратегии и развития нашей компании строится на нуждах покупателя. На рынке покупатель хочет всегда то, чего нет. Главное – не пропустить этот его сигнал. К примеру, «АвтоВАЗ» ежедневно слышит пожелания от своих покупателей, но много ли их он принимает во внимание. Нужно уметь слышать, собирать статистику и реагировать. Зачастую проблема заключается в том, что люди очень часто делают то, что хочется им, а не то, что хочется другим. А надо стараться делать то, что тебя просят.
Концерн «Медведь» всегда так развивался. Не было такого, чтобы мы сели и озадачились: что нам теперь выпускать. Есть покупатель с деньгами, который говорит: «Мне нужно это». И мы ему отвечаем: «Мы думаем, у тебя все получится!». И запускаем эту идею, даже самую смелую, в работу.
— Есть у вас продукция, которой особенно гордитесь?
— Есть то, что работает на имидж. Например, наши дымососы поставлялись в Великобританию и Аргентину. Они до сих пор работают на стадионах. В виду понятных причин сейчас наша география продаж сократилась. Но несмотря на все трудности, на территории России и в дружественных странах, чувствуем себя очень уверенно. Лет пять назад, понимая возможности рынка, я продвигал открытие представительства нашего концерна в США. Сейчас пока этот проект мы закрыли, но я уверен, что экономикам России и Соединенных Штатов по пути, и все еще изменится к лучшему.
— Вернемся к поводу, по которому мы с вами общаемся. День рождения «Медведя» по традиции отметите в День машиностроителя?
— Да, это неизменно. Для нас 30-летие – дата очень значительная. Нам есть, чем гордиться, есть, к чему и с кем стремиться к новым горизонтам. Хотелось бы отметить юбилей концерна широко, ярко и шумно, на уровне города. Но, исходя из текущей обстановки, отложим это до лучших времен. А с коллективом обязательно встретимся в неформальной обстановке, отпразднуем. Поблагодарю всех работников, потому что они и есть «Медведь»!
Последние новости рубрики
АО «Костромская сбытовая компания» — крупнейшая энергоснабжающая организация Костромской области, которая на протяжении двадцати лет поставляет электроэнергию всем категориям потребителей…