Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и агентства «АВТОСТАТ» провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую емкость* по итогам мая 2023 года. Согласно результатам исследования, в конце весны жители нашей страны потратили на покупку подержанных машин 487,3 млрд рублей – на 85% больше, чем в мае 2022-го (263,9 млрд рублей). При этом за месяц было куплено 501,9 тыс. автомобилей с пробегом – на 54% больше, чем в мае 2022 года (326,7 тыс. шт.). Впрочем, сравнивая майские показатели с апрельскими, стоит отметить, что в объемах рынок вырос (+1,3%), а вот его финансовая емкость снизилась (-0,4%).
Затраты на покупку более возрастных автомобилей увеличились вдвое
В мае больше всего денег было потрачено на автомобили в возрасте 10 лет и старше. На них ушло 182,8 млрд рублей, что в 2 раза больше, чем в мае 2022 года (91,5 млрд рублей). Таким образом, доля более возрастных машин в структуре финансовой емкости в последний месяц весны составила 37,5%, а год назад она была на уровне 34,7%.
Обратная ситуация наблюдается с более «свежими» автомобилями, т.е. в возрасте до 5 лет. Если в мае 2022 года на них было потрачено больше всего денег (100,9 млрд рублей или 38,2%), то в мае 2023 года– меньше всего (150,5 млрд рублей или 30,9%). То есть доля сегменте до 5 лет в общих тратах на авто с пробегом снизилась за год на 7%.
Оставшиеся 154,1 млрд рублей были потрачены на машины возрастной категории «5 – 9 лет». На их долю в мае нынешнего года пришлось 31,6% от всей суммы денег по сравнению с 27,1% год назад.
«Японцы» показывают наибольший рост финансовой емкости на «вторичке»
Сильнее всего выросли затраты на покупку подержанных автомобилей японских брендов. В мае россияне купили 149 тыс. б/у японских автомобилей на сумму 165,8 млрд рублей. Если в штуках «японцы» к маю 2022 года прибавили 80%, то в деньгах – более чем в 2 раза (+105%). И это лучшие показатели среди всех участников вторичного рынка.
Стоит отметить, что в последний месяц весны именно б/у автомобили японских марок оказались самыми популярными у россиян. Но несмотря на это, по объему затраченных средств они все же уступили «европейцам», которые в итоге и стали лидерами. Так, в мае их было куплено 118,5 тыс. единиц на сумму 177,6 млрд рублей.
Что касается остальных марок, то за месяц россияне также приобрели 116,5 тыс. б/у отечественных автомобилей (на 35,3 млрд рублей), 66 тыс. – корейских (на 70,7 млрд рублей), 40 тыс. – американских (на 28,4 млрд рублей) и 9,8 тыс. – китайских (на 9,1 млрд рублей). При этом все участники рынка имеют положительную динамику – как в штуках, так и в деньгах.
Около половины всех денег потрачено на кроссоверы и внедорожники с пробегом
Сегмент SUV сохраняет лидерство по затратам на вторичном рынке. Так, на подержанные кроссоверы и внедорожники пришлось порядка половины (47,4%) всех потраченных денег: в мае было куплено 128 тыс. таких машин на сумму 230,9 млрд рублей.
Впрочем, по объемам рынка лидерство сохраняют б/у автомобили В-класса. Так, в последний весенний месяц жители РФ приобрели их в количестве 168 тыс. экземпляров, а потрачено на них было только 72,7 млрд рублей (доля – 14,9%). Как следствие, эти два сегмента (SUV и B) суммарно занимают свыше половины вторичного рынка как в количественном, так и в денежном выражении (59% и 62,3% соответственно).
Помимо них, в структуре затрат выделяются также подержанные машины С- и D-класса, результаты каждого из которых превысили 50 млрд рублей, а их доля оказалась более 10%. А вот у всех остальных сегментов эти показатели в мае были заметно ниже указанных значений.
В конце весны затраты увеличились по всем сегментам, причем сильнее всех – среди минивэнов (в 3 раза). При этом менее других они выросли у автомобилей с пробегом F-класса (+24%).
«В мае 2023 года россияне стали обладателями почти 502 тыс. подержанных легковых автомобилей. Помимо того, что это в 1,5 раза больше, чем год назад, достигнутый результат оказывается еще и максимальным за довольно длительное время – 17 месяцев. Более высокий показатель вторичного рынка в последний раз фиксировался в декабре 2021-го – 513 тыс. единиц. А в течение всего 2022 года его ежемесячные объемы не дотягивали даже до 470 тыс. машин», – отмечает исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.
«Несмотря на рекордный объем покупок автомобилей с пробегом за последние почти полтора года, денег на них в мае было потрачено чуть меньше, чем в апреле. И связано это с изменением структуры вторичного рынка, прежде всего, с ростом доли «старых» машин, которые стоят дешевле. Обратная картина наблюдается с «молодыми» автомобилями: стоят они дороже, но выставлять их на продажу стали меньше. Даже на фоне роста цен все это способствует снижению финансовой емкости рынка», – объясняет руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.
* Финансовая емкость – сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку подержанных легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средней цены предложений по легковым автомобилям с пробегом и их объема покупок за отчетный месяц.
Фото: freepik.com
Последние новости рубрики
По предварительным оценкам ВТБ, по итогам 2024 года выдачи ипотеки на ИЖС составили около 530 млрд рублей, что всего на…
Сегодня, 20 января, во всем мире отмечают День любителей сыра. Кострома имеет к нему самое прямое отношение. За последние десять…
Костромичи рассказали, что работодатели начали выдавать им зарплату новыми купюрами. Модернизированные банкноты номиналом 5 тысяч рублей были представлены Банком России…