Весь мир называет Петром Великим первого российского императора. И только у музыкантов есть свой, другой Великий Пётр – Пётр Ильич Чайковский. 185-летию музыкального императора России (да, пожалуй, и всей планеты) Петра Чайковского Костромской губернский симфонический оркестр вечером 18 июня посвятит концерт-закрытие сезона 2024/2025.
Будут исполнены безоговорочные шедевры гения: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», сюита из балета «Щелкунчик», оркестровая сюита № 3, ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»… Правда, солировать в этот торжественный вечер будет не вокалист, а … кларнетист – артист Российского национального оркестра и оркестра MusicAeterna Сергей Елецкий.
Как и положено праздничной программе, она преподнесёт меломанам немало сюрпризов. Император Пётр Первый – Великий, потому что создал великую Россию. Пётр Ильич Чайковский – великий по этому же: вот уже полтора столетия в любой точке планеты Россию узнают по великой музыке Чайковского и любят Россию – за великую музыку Чайковского. Этой музыки так много (Пётр Ильич оставил после себя почти полтысячи сочинений), эта музыка настолько разная, что ни один – и даже большой юбилейный – концерт не продемонстрирует всё величие Чайковского.
В честь 185-летия гения Костромской губернский симфонический оркестр исполнит лишь избранные его творения, зато – безоговорочно любимые меломанами и в неожиданной интерпретации. Если русская опера, то, конечно, «Евгений Онегин», если русский балет, то однозначно «Щелкунчик» – Пётр Ильич Чайковский вывел отечественное оперно-балетное искусство к недосягаемым вершинам.
Июньский концерт в Доме музыки позволит костромским слушателям прикоснуться к ним – и изумиться. В праздничной программе прозвучит ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» и сюита из балета «Щелкунчик», обе — в версии для кларнета с оркестром. Когда весной 1877 года, вдохновлённый идеей оперной артистки Лизаветы Лавровской, Чайковский принялся за своего «Евгения Онегина», все вокруг скептически улыбались: ну какая из этого «несценичного» пушкинского текста может выйти опера? И первые её показы в самом деле не имели большого успеха. Публика ждала таких привычных внешних эффектов и любовной интриги, а получила – настоящую музыкальную психологическую драму.
Постепенно гений Чайковского одолевал многолетнюю инерцию русского оперного искусства, однако по-настоящему грандиозно «Евгений Онегин» зазвучал на рубеже 19 и 20 веков. И началось всё с Ленского в исполнении Леонида Собинова. Юный, вдохновенный, чистый, Ленский-Собинов стал выдающимся явлением русского музыкального театра, а позже – и мирового.
Именно коронная ария Ленского из «Евгения Онегина» прозвучит в костромском Доме музыки вечером 18 июня.
Если «Евгений Онегин» в 1877 году родился у Чайковского по большой любви, то «Щелкунчик» спустя четырнадцать лет – по необходимости. Получив летом 1890 года от директора императорских театров Ивана Всеволожского новый заказ – на одноактную оперу и двухактный балет, композитор писал брату Модесту: «Опера меня так занимает… Но главное, отделаться от балета». «Отделывался» от балета Чайковский больше года – столько, с постоянными перерывами, длилась работа над материалом, к которому не очень-то лежала душа. По иронии судьбы, и сам «нелюбимый» балет, и сюита из него, завершённая в феврале 1892 года, оказались едва ли не самым прекрасным и популярным творением Петра Ильича Чайковского.
В версии для кларнета Сюиту из балета «Щелкунчик» и арию Ленского из оперы «Евгений Онегин», а также Канцону для кларнета и струнного оркестра Сергея Танеева, любимого ученика Чайковского, в концерте «Великого Петра творенья» вместе с Костромским губернским симфоническим оркестром исполнит Сергей Елецкий.
О Сергее Елецком достаточно сказать одно: он победитель ARD в Мюнхене, и музыкальные гурманы всё сразу поймут. ARD – один из самых старых и престижных мировых конкурсов, и Сергей Елецкий – первый российский кларнетист, покоривший его. Выпускник Центральной музыкальной школы (класс заслуженного артиста России, солиста Большого театра Владимира Ферапонтова) и Московской государственной консерватории (класс профессора Евгения Петрова), он сделал головокружительную для классического музыканта мировую карьеру.
После победы на ARD последовали другие, не менее яркие – на Конкурсе Карла Нильсена в Дании в 2013-м, на Международном конкурсе кларнетистов в бельгийском Генте в 2015-м, ещё три года спустя – на XVI Конкурсе им. П. И. Чайковского, где Сергей Елецкий удостоился специального приза. Сегодня кларнетист выходит на сцену с лучшими оркестрами мира, среди которых Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва и оркестр MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, оркестры Баварского Радио, Мюнхенского Радио, Мюнхенский камерный оркестр, Брюссельский симфонический оркестр,
В программе 18 июня, целиком посвящённой Петру Ильичу Чайковского, конечно, прозвучат и его блестящие симфонические сочинения: Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» и Оркестровая сюита №3. Увертюра «Ромео и Джульетта», кажется, просто обязана звучать в каждом именинном концерте Чайковского, ведь сам композитор любил её безоговорочно и исполнял при каждом удобном случае: под управлением автора она являлась слушателям в Петербурге, Праге, Берлине… Несмотря на многократные переделки, менявшие практически всё – от интродукции до финала, Пётр Ильич считал свою музыкальную версию шекспировской трагедии превосходной – и был абсолютно прав.
Тема любви Ромео и Джульетты – совершеннейшая из лирических тем Чайковского, тема вражды Монтекки и Капулетти – одна из самых ярких и страстных в его музыке. Яркая и страстная вообще вся увертюра «Ромео и Джульетта»: огромное полотно Шекспира, насквозь пропитанное любовью и кровью, Чайковский превращает в 20-минутную музыкальную вспышку, которая ослепляет, обжигает и навсегда остаётся в сердце.
Навсегда западет в душу тому, кто однажды её услышит, и оркестровая сюита № 3. Это сочинение у Чайковского «не из первого ряда», но сколько в нём удивительного: упоительная, как романс или пастораль, первая часть, совершенно инфернальный вальс в середине и театрально-танцевальный финал. А всё вместе – очаровательная загадка, которую хочется разгадывать снова и снова.

Завершим концертный сезон 2024/2025 вместе! Вместе с Петром Ильичом Чайковским и его, Великого Петра, твореньями.
Встречаемся 18 июня в 18.30 в Большом зале Дома музыки на Никитской, 96.
6+
Фото: Костромской губернский симфонический оркестр
Последние новости рубрики
14 июня в Красном-на-Волге пройдет мобильная акция «Шаг к здоровью». С 9 до 13 часов у дома культуры «Истоки» каждый…
12 июня для костромичей подготовили разные концерты, спортивные соревнования и многое другое. Праздничные мероприятия начнутся накануне, 11 июня, с культурной…
В День России в эфир выйдет фильм-концерт, в котором приняли участие два костромских коллектива. Хореографический ансамбль «Русский сувенир» и фольклорный…