Вечером 18 февраля вместе с Костромским губернским симфоническим оркестром на сцену Большого зала Дома музыки а Костроме выйдет солист Российского национального оркестра, лауреат международных конкурсов, гобоист Виталий Назаров.
«Время последних романтиков, где оно?» – спрашивает одна популярная песня. Ответ знает Костромской губернский симфонический оркестр: оно там, где искрометные концерты Рихарда Штрауса встречаются с пылкими симфониями Иоганнеса Брамса. Там, где зашкаливают эмоции. Там, где звучит виртуозный гобой.
Музыкальный романтизм закончился в начале двадцатого века. Но только не для Рихарда Штрауса. Истребить романтические порывы этого немецкого композитора не смогли ни старость, ни новомодный модернизм, ни даже Вторая мировая война. Штраусовский концерт для гобоя с оркестром, насквозь романтический, создан как раз в последние её дни, весной 1945 года.
Вокруг баварского городка Гармиш, где жил восьмидесятилетний Штраус, тогда стояли американские войска, а в них нёс службу Джон де Ланси – ещё недавно главный гобоист Питтсбургского оркестра. Конечно, не познакомиться с композитором, чьи сочинения исполнял не раз, де Ланси не мог. И, навестив дом Штрауса, аккуратно спросил: не думал ли гений создать полноценный концерт для гобоя.
Великий Рихард поспешил ответить «нет», но после ухода де Ланси это уверенное «нет» в его сознании очень быстро превратилось в «а почему бы и нет?». Партитура первого и единственного концерта Рихарда Штаруса для гобоя с оркестром была закончена в октябре того же 1945 года. А уже в феврале 1946-го состоялось премьерное исполнение произведения в Цюрихе.
Чего ждала публика от нового сочинения композитора, прожившего почти век? Наверняка — сложной формы, изощрённого мелодизма, глубокой мысли. Но концерт Штрауса для гобоя как будто написан ребёнком: его музыка кажется игрушечной, его темы полны фантазии, он весь пронизан улыбкой. И только один мотив свидетельствует о том, что автор – старец и мудрец: мотив, так похожий на «стучащий» мотив судьбы из Пятой симфонии Людвига ван Бетховена. Он четырежды вторгается в штраусовское светлое музыкальное полотно, чтобы омрачить его напоминанием: всё в этом мире конечно.
Вечером 18 февраля вместе с Костромским симфоническим оркестром один из последних романтических шедевров Рихарда Штрауса исполнит Виталий Назаров. Он учился в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессоров Геннадия Керенцева и Алексея Уткина) и уже в студенческие годы стал стипендиатом фондов Владимира Спивакова, Элины Быстрицкой и Константина Орбеляна, фонда «Новые имена» и Российского фонда культуры. Сегодня Виталий Назаров – солист группы гобоев Российского национального оркестра, солист духового квинтета РНО, организатор и художественный руководитель ансамбля «Камерата РНО». Среди достижений Назарова – дипломы лауреата Московского конкурса гобоистов и камерных ансамблей, Московского международного фестиваля молодых солистов, Всероссийского открытого конкурса «Новые имена» в Москве и Всероссийского открытого конкурса исполнителей на духовых и ударных инструментах в Санкт-Петербурге, а также премии European Foundation for Culture в Висбадене. В качестве солиста Виталий Назаров активно выступает в России и за рубежом, его сольные записи изданы на знаменитых лейблах «Fuga Liberia» и «Naxos».
![«Время последних романтиков» наступит с оркестром Павла Герштейна](https://k1news.ru/wp-content/uploads/2025/02/vyp-n6tigi8.jpg)
Первая симфония Иоганнеса Брамса, которая прозвучит во втором отделении вечера 18 февраля, старше концерта Штрауса на семь десятилетий: свою дебютную симфонию Брамс завершил осенью 1876 года – после пятнадцати лет творческих терзаний. Но она тоже – «дитя» последних романтических времён. Пусть дирижёр Ганс фон Бюлов называл её «Десятой симфонией Бетховена», романтического в ней всё-таки гораздо больше, чем классического-героического.
Симфония №1 Иоганнеса Брамса – «младшая сестра» симфоний Франца Шуберта, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, похожая на них как две капли воды. Здесь эмоциональные, страстные образы чередуются с наивными, даже бытовыми, песенными и танцевальными. Здесь возрождается четырёхчастный непрограммный симфонический цикл. Здесь многое вдохновлено образцами прошлого: стилистикой и образным строем сочинений Иоганна Себастьяна Баха. Брамс напрасно боялся представить своего симфонического первенца взыскательной европейской публике: после премьеры в Карлсруэ осенью 1976 года сочинение прозвучало в Мангейме, Мюнхене и Вене, в Лейпциге и Ганновере, а уже через год партитура симфонии была опубликована известным берлинским издателем Фрицем Зимроком.
Пусть последние дни нынешней зимы станут для вас прекрасным «Временем последних романтиков»! Приходите 18 февраля в 18.30 в Дом музыки по адресу: Кострома, ул. Никитская, 96.
6+.
Фото: Костромской губернский симфонический оркестр.
Последние новости рубрики
Ставший уже традиционным главный костромской гастрономический праздник для любителей сыра включен в Единый календарь туристических событий России. Фестиваль сыра проходит…
12 февраля в Костроме работает народная приемная Общественного совета при региональном управлении МВД России. Горожане смогут обратиться в приемную по…
До конца февраля в Костроме открыта фотовыставка памятных монет Банка России «Истории Победы». Тут все желающие могут увидеть увеличенные изображения…