Документ: «…препровождая при сем маршруты летних экскурсий…»
Не секрет, что в последние годы, а тем более сегодня, в силу общеизвестных причин, стремительно набирает популярность внутренний туризм. Здесь следует заметить, однако, что этот достойный подражания вид активного отдыха является достоянием
отнюдь не новейших времен. Дело в том, что путешествия граждан по необъятным просторам СССР имели место еще тогда, когда сам термин «туризм» был неизвестен или, по меньшей мере, не вошел в советский лексикон и быт…
В марте 1927 года Чухломское УПП (уездное правление профсоюзов) направило «во все союзы» – пищевиков и совторгслужащих, рабочих железнодорожного и водного транспорта, земли и леса, текстильной промышленности, печатников, работников просвещения и культуры, а также во многие другие, ему подведомственные, директивное
письмо. А при нем препроводило «маршруты летних экскурсий, выработанные Бюро дальних экскурсий Наркомпроса (народного комиссариата просвещения) для широкого осведомления членов профсоюзов». Кроме того, документ требовал от Культкомиссий на
местах «приступить к выявлению желающих совершить экскурсии, чтобы забронировать в экскурсионной базе достаточное количество льготных билетов».
Думается, это был тот случай, когда указание сверху было исполнено быстро, полноценно и не без удовольствия – в юном государстве очень любили разного рода близкие и дальние поездки, связанные с переменой мест, и даже командировки, дающие возможность побывать в разных городах и весях, расширив тем самым свой кругозор. А потому в желающих «себя показать и других посмотреть» отбоя, скорее всего, не было.
Для каждого из маршрутов, предложенных бюро, были указаны
продолжительность в днях и цена без оплаты железнодорожного проезда от местожительства и обратно, который «туристам» обходился, между прочим, вполовину дешевле. Любопытно, что стоимость туров разнилась «для трех различных категорий
экскурсантов». Менее всего платили входящие в группу, превышающую 15 человек. Чуть больше отдавали за путевки «одиночки» и учащиеся, а раскошеливаться по полной
приходилось, конечно же, не членам профсоюза! На ночлег путешественников обещали размещать на собственных экскурсионных базах Наркомпроса, «за исключением Средней
Азии, где остановки предполагаются в местных школах»!
Какие же поездки предлагались трудящимся во второй половине 20-х? Уже в те годы, как и ныне, вне конкуренции был Крым и прежде всего та его часть, которую мы ныне называем ЮБК. Удешевленный вдвое билет из, следует понимать, Костромы до полуострова обходился отдыхающему в 21 рубль. (Для сравнения, среднемесячная
зарплата в 1927 году составляла 63 руб.). Популярный маршрут Бахчисарай – Севастополь– Ялта, длиной в 10 дней для категорий отдыхающих оценивался, соответственно, в 38, 40 и 46 целковых. Во втором варианте прибавлялись местечки: «Кокос» (наверное, все-таки
Форос), Кореиз с посещением горы Ай-Петри и Алушта, что добавляло к путевке еще четверо суток, но по цене она практически не отличалась от «базовой». Можно было выбрать и восточные местечки: Феодосию с заездом в Старый Крым, Судак и Коктебель.
Вторым пунктом в перечне экскурсий (да и, пожалуй, по степени
востребованности) был Кавказ. Маршруты включали поездку по Военно-грузинской дороге на автомобилях, Батуми, Черноморское побережье с 2-3-недельным отдыхом и «ралли» по Военно-Сухумской дороге через Минеральные Воды, Кисловодск, Карачаевский аул (?), Теберду и Гагры с 24-дневным в этом курорте отдыхом.
Котировались также речные вояжи: Поволжье от Нижнего до Саратова «или обратно» с остановкой в главных городах, притом поездка по великой реке совершалась на пароходе, опять же принадлежавшем Наркомпросу и вмещавшему 120-150 человек. 10-
дневный спуск по Днепру предполагал остановку в Киеве и Днепропетровске.
Весьма экзотическим выглядел маршрут в Среднюю Азию – в едва образованные и вошедшие в состав Советского союза Узбекскую и Туркменскую СССР. Объектами посещения здесь были города: Старый Мерв, Ташкент, Самарканд и Бухара. Программа предполагала также знакомство с шелководством, хлопководством, оросительными
системами и отдых в горах у Голубых озер (ныне – Кабардино-Балкария). Эти 35-дневные путевки были самыми дорогими – свыше 110 рублей, да и сам железнодорожный проезд, длившийся 11 суток (!), стоил 65 рублей лишь в один конец.
И, наконец, чухломским и, конечно же, костромским любителям ближних экскурсий предлагались двухнедельные сорокарублевые (не считая 11-рублевого билета), «бюджетные» марш-броски в Ленинград с выездом на недавно введенную в строй Волховскую ГЭС и в Детское село (ранее – Царское село, а ныне – город Пушкин).
Надо думать, что в отсутствие Интернета весьма существенным неудобством была предварительная, с 15 февраля, запись на путевки в Бюро дальних экскурсий, что располагалось на Арбате в Спасо-Песковском переулке, д.3 (вход со двора). Благо почта в
1920-х уже работала пристойно, так что и этот вопрос не был проблемой для поклонников «музы странствий», горячо жаждущих летнего отдыха и оздоровления…
Любопытно, уважаемые читатели, а вы-то куда наладились этим летом – в Киев, Бухару, Батуми? Может быть, в Крым, Сочи или, как обычно, на Дальние Огороды?
Олег ДЕ-РИБАС, пресс-служба Государственного архива новейшей истории Костромской области (ГАНИКО).
Последние новости рубрики
Трамвая в Костроме нет, конечно, но он вполне мог бы появиться на наших улицах в конце 40-х годов прошлого века!…
Передо мной не один, а целый комплект документов, касающихся, казалось бы, достаточно ординарного события, которое, впрочем, оказалось не без «изюминки»….
Коллективизация – политика и практика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные (колхозы и совхозы), имевшая место в СССР в 1928-1937…