А у нас — юбиляр. Вот такой ширины — 18 метров, вот такой длины — 1236 метров. Железобетонный, арочный, четырехполосный. Автопешеходный мост через Волгу. На 601-м км реки, считая от московского Южного порта. 12 сентября ему исполнилось пятьдесят.
И вечная мечта…
Без мечты о новом мосте и мы – не мы. Это вечно, пока течет великая русская река и стоит под небом прекрасная Кострома. Волга разделила город на две половины. Два берега — два разных мира, со своей жизнью, укладом. Соединить их могли только мосты. Сначала нам был нужен железнодорожный мост. Потом автопешеходный через Волгу. Сейчас остро стоит вопрос о строительстве второго волжского моста. Издалека — долго и без конца и без края она, наша мечта.
Скинулись на взятку
Мечта о возведении моста через Волгу в 19 в. была связана с мечтой о железной дороге. Без «железки» — ни развития промышленности, ни полноценной жизни. Хлопоты были долгими, и, похоже, не обошлось без взятки столичным тузам. На нее гласные думы Костромы собирали деньги у местных богатеев.
«Железку» длиной 101 км построили в 1887 году от Ярославля до Заволжья. Дальше — река. Все грузы перегружались на паромы, баржи, чтобы доставить на другой берег. Из-за отсутствия регулярной переправы страдали жители.
В общем, это было полурешение. Костроме нужен мост через Волгу.
Нижайше просим
В 1908 году городской голова Г.Н. Ботников, гласные И.Я. Аристов, И.М. Чумаков и купец И.В. Третьяков вручили Николаю П адрес от костромичей:
«Памятуя о близости Семьи Царской к Костромской губернии, мы дерзаем всеподданнейше просить милостивого внимания Вашего Императорского величества к угрожающему Костроме в недалеком будущем бедственного положения и обращению ее в заштатный город. Постройка моста через Волгу, отсутствие которого лишает г. Кострому всякого общения в период весеннего и осеннего ледохода, и необходимость соединения железнодорожным путем Костромы с Галичем, составляют наши крайние нужды. Экономическое благосостояние Костромы при настоящих столь не благоприятных условиях падает с неудержимой быстротой, затрудненный ввоз и вывоз уменьшают отрасли труда, торговли и промышленности; трудовое население, не находя себе заработка, покидает Кострому. С упадком общественной жизни, не имея возможности удовлетворять нуждам населения, Кострома постепенно утрачивает свое значение губернского города, уступая его ближайшим уездным городам. Всемилостивое соизволение Вашего императорского величества к удовлетворению наших нужд выведет город Кострому из настоящего печального положения, поднимет общее его благосостояние и откроет ему путь для создания будущего, достойного его славного исторического прошлого».
Читаешь и думаешь: до чего же актуально звучит! Это про нас, сегодняшних!
Царь ответил: «Что можно – сделаю. Помогу». После этого на думе Костромы был отслужен молебен о здравии государя и одобрен текст благодарственной телеграммы «за поданную Тобою, великий Государь, надежду на Высокую помощь».
Но у обещаний правителей нет «срока давности».
Не при Романовых, а при Советах
Надеждой повеяло в 1911-м. Предприниматель-миллионщик Савва Мамонтов ходатайствовал о концессии на постройку железнодорожной линии Калиш — Кострома. Через Волгу предлагалось установить грандиозный мост в честь 300-летия династии Романовых со скульптурами всех правителей из этого рода.
Но концессию Мамонтову не дали, министр финансов В. Коковцев заявил, что мост надо строить, но за государственный счет. В итоге ни за казенный счет, ни за счет инвестора мост-памятник так и не появился.
Железнодорожный мост через Волгу возвели лишь в 1932-м. И уже при советской власти. А костромичи продолжали дальше мечтать — об автопешеходном мосте. Начиная с 50-х годов, местные власти постоянно просили центр обратить внимание на эту насущную проблему.
Переправа, переправа
Как все это время жила на двух берегах Кострома? В условиях постоянных неудобств, связанных с переправой. Выручала электричка — внесезонный транспорт, она дала возможность преодолеть речную преграду ранней весной и глубокой осенью, в отсутствии навигации. Февраль, как известно, строит мосты, а март их ломает. Потому в распутицу жизнь замирала. Костромичи писали в Кострому, на «другой берег» письма. Зимой — переправлялись по льду — пешком, на санях. Дорогу для этого намораживали. Летом ходил деревянный паром. Его, груженного лошадьми и телегами, на длинном канате через Волгу тащил буксир «Буян». Водители грузовиков по несколько часов ожидали погрузки.
В 30-е годы к «Буяну» добавился второй колесный буксир — «1 Мая». После войны ходил еще пароход «Крестьянка» с водяными колёсами по бокам. Его прозвали «Люся кособокая», потому что одно колесо было выше другого, из-за чего судно кренилось на бок. Много позже появились белые дизельные трамвайчики. Многие костромичи старшего возраста помнят и так называемую «калошу». Это судно ходило от рощи на ул. Набережной до причала на ул. Лесной в дополнение к трамвайчикам. «Калоша» была столь низкой «посадки», что, если наклониться, можно было зачерпнуть волжской воды. Но костромичи не боялись ею пользоваться. Грузы и людей также перевозили на лодках, которые тогда имели многие волгари.
В «Северной правде» в 1970-м опубликован рассказ учителя В.Ф. Тихорского:
«Я живу в Черноречье, а работаю за Волгой. Чтобы добраться в один конец, тратишь часа полтора. Это, разумеется, летом. О переправе весной и осенью и вспоминать не хочется. Пользовались всеми возможными средствами. Вплоть до льдины. Да, да, приходилось вольно или невольно иногда выполнять функции спасателя».
Первые шаги
В числе первых документов, посвященных сооружению автопешеходной переправы через Волгу, на выставке в Госархиве Костромской области представлено решение облисполкома от 9 июля 1962 г. «О согласовании проектного задания моста через реку Волгу в г. Костроме». Этот документ был направлен в высшие инстанции, и только в 1965-м начались работы по организации строительства мостового перехода через Волгу.
На начальном этапе требовалось срочно переселить жильцов домов (30 семей), подлежащих сносу, построить подъездную железнодорожную ветку от станции Кострома-старая к створу моста, вынести с набережной спиртзавод и пр.
В ходе строительства, по требованию Госинспекции по охране памятников культуры при Минкультуры РСФСР, внесли проектные изменения — был отодвинут эстакадный съезд с моста от памятника архитектуры государственного значения церкви Воскресения на Дебре, чтобы не повредить объект.
Ударные 1379 дней
Мост открыли 12 сентября 1970-го. А начали строить в 1965-м. Часто слышишь: хотели к столетию В.И. Ленина, но не успели. Это не так. Наоборот, работы были завершены на 3,5 месяца раньше плана, с чем и поздравило строителей телеграммой руководство РСФСР. Но строили мост в юбилейный ленинский год, посвятив именно этому трудовую победу.
Сооружена переправа была мостоотрядом №6 Министерства транспортного строительства СССР по проекту института «Гипротрансмост». Авторы проекта — Е.Г. Гапонцев, В.Н. Сафонов, И.С. Файнштейн, И.М. Егорова, Е.В. Петрусевич, Е.А. Черняев, Б.А. Каминский — в 1973-м были удостоены премии Совета Министров СССР. За разработку и внедрение новой технологии, облегчающей конструкцию, снижающей расход бетона и увеличивающей защиту элементов моста от коррозии.
Вообще, если подсчитать, то на всю стройку ушло даже не 5 лет, а 3 года и 7 месяцев. А точнее — 1379 дней. Вспомним недавнее: как два(!) года ремонтировали мост через Волгу, и сравним те темпы и нынешние.
14 августа 1970 г. главный мостостроитель П. Куракин рапортовал первым лицам города Н. Тихомирову и В. Широкову о завершении стройки.
Бюро обкома КПСС и исполком облсовета постановили: за высокие производственные показатели при строительстве моста просить Президиум Верховного Совета РСФСР и ЦК профильного профсоюза присвоить звание «Заслуженный строитель РСФСР» прорабу Т. Аристенку, руководителю строительства П. Куракину, слесарю И. Олейнику, бетонщице Н. Пеценцовой, бригадиру П. Платонину и др.
Главный по стройке
Для начальника строительства Куракина – это была очередная стройка. Павлу Павловичу в 1970-м исполнилось 60 лет. А свой первый мост он возводил в 1928-м. Работал в Новосибирске, Средней Азии, Воркуте, Днепропетровске, Астрахани, на Дальнем Востоке. В годы войны возводил причалы и переправы под Сталинградом, после войны восстанавливал взорванные. Был кузнецом, слесарем, кессонщиком, получив высшее образование, стал руководителем. Двое из его троих сыновей тоже стали мостостроителями.
Пуск новой жизни
Перед пуском моста провели испытания гружеными машинами. А первым по традиции проехал автобус со строителями.
Открытие состоялось 12 сентября 1970-го при огромном стечении народа. Это была суббота. И это был настоящий праздник для всех костромичей. Народ ликовал!
У моста была установлена Доска почета. С одной стороны ее надпись «Слава труду», с другой — «Они строили мост», в середине – портреты героев-производственников, а наверху – огромный плакат: «Вам, костромичи, наш юбилейный подарок!».
Начиналась новая эра в жизни Костромы. Через четыре года по мосту пустили троллейбус. Стало активно развиваться Заволжье. У всего города появился иной темп, иное качество жизни, иные перспективы…
В величавости строг и прост
А теперь немного лирики. Мост так ждали, что на его ввод костромские поэты слагали стихи.
Вас. Бочарников, «Спасибо»:
«Мост получает в Костроме прописку — строителей работа дорога! В рукопожатье крепком, богатырском соединились Волги берега. Красив!.. И впрямь достоин, чтобы гордиться! Поставлен величаво на года. Уже над ним летают гордо птицы, под ним струится волжская вода. Мост, как живой, работает и дышит… Идут и едут — эка благодать! И стала вроде к нам Москва поближе, а Ярославль — совсем рукой подать. Широко, щедро славим рук творенье, достойное, чтобы его любить. И входит мост в мое стихотворенье, как друг, с которым долго, долго жить».
Вл. Максимов, «Мост»:
«Смотрит Волга голубо-волгво… В величавости строг и прост, перекинулся через Волгу под колеса бегущий мост. По такому бы делу — речи, только что нам от них — речей? Рев моторов и — встречи, встречи, земляков моих — костромичей. Под машину подставив спину, он не так уж, наверно, прост — этот мост, что как брат мизинный вознесенному в гущу звезд. С ним — значительно ближе дали, осязаемее мечты! … А ведь было так: воевали, с болью в сердце взрывая мосты».
Вместо резюме
С тех пор прошло полвека… И мы опять мечтаем: да здравствует новый мост!
Зинаида НИКОЛАЕВА.
Фото: ГАКО, открытые источники.
Редакция благодарит за предоставленные материалы Государственный архив Костромской области.
Последние новости рубрики
На прямом эфире 4 декабря с главой региона житель Костромы предложил перенять московский опыт в части противогололедной обработки улиц. —…
В центре города, возле фонтана несколько дней назад прохожие заметили падающий фонарь. Чем не новый родственник всемирно известной Пизанской башни?…
Меньше месяца назад глава Костромской области напомнил Правительству РФ о строительстве чрезвычайно нужного для региональной столицы объекта. Об этом он…