Режиссёр, сценарист, писатель, журналист, член Евразийской телевизионной академии, преподаватель… Всё это о Викторе Елманове.
Корреспондент портала К1NEWS.RU встретился с ним, чтобы задать вопросы о профессиональном пути и планах на будущее.
— Как начался ваш режиссёрский путь? Вы всегда хотели этим заниматься?
Режиссёрский путь начался с того, что я готовился поступать во ВГИК. Это был 72-ой год. У меня возникла проблема. В экзаменах стоял иностранный язык. А я с иностранным языком себя как-то не очень хорошо чувствовал. Понимал, что я его не сдам, и все мои старания будут тщетны. Поэтому я пошёл в театральный институт на «критику». Вторая попытка поступления во ВГИК была уже в 80-м году на режиссёрское отделение. Я прошёл творческий конкурс, но у меня возникла проблема. Я ведь 2 года назад закончил ГИТИС, представил, как опять 5 лет учиться, это же кошмар. Я уже к тому времени драматургией занимался, были постановки и решил, что нет, не буду поступать во ВГИК. Перед сдачей общеобразовательных предметов только один сдал, остальные не стал сдавать. Забрал документы и отдал их на высшие театральные курсы отделения драматургии. Там надо было учиться один год. В Москве предоставлялись стипендия и общежитие. Я занимался и журналистикой, и писательством. В 1993-ем году телекомпания «Русь», тогда она называлась «Настя», приглашает меня главным режиссёром. От судьбы не убежишь, никуда не денешься. И я стал заниматься режиссурой, но уже документального кино. Хотя в 2000-ом году снял полнометражный игровой фильм – «Оборона деревни Ляпёшкино» по одноименной сатирической повести костромского журналиста и писателя Владимира Рахматова.
— Какие свои творческие работы вы любите больше всего?
Есть такой ответ, что все твои работы, как твои дети и любить кого-то одного… Но всё равно выделяются некоторые работы. Больше всего, наверное, это та работа, которая получила признание на фестивалях — «Меня убили на войне». Это дневник солдата, убитого на чеченской войне. Фильм оказался точным попаданием. Эта работа меня и сейчас греет, пересматриваю, некоторые вещи получилось сделать интуитивно. Есть работы, которые с невероятным трудом делались. Это «Танцы и куклы Валентины Толубаевой». Я сценарий писал месяца 2 или 3. Хотя вообще-то обычно быстро пишу. А здесь никак не мог найти форму, как сделать так, чтобы было интересно.
— Что вы больше всего цените в творческом процессе?
Кто-то любит снимать, любит сам процесс съёмки. Некоторые любят писать сценарии. Для меня самый интересный момент начинается, когда я сажусь монтировать вместе с монтажёром. Для меня это самый интересный процесс. Почему? Потому что когда снимаешь, не знаешь, что в итоге получится, когда пишешь сценарий тоже, это твои фантазии, которые могут реализоваться, а могут и нет. А вот именно за монтажным столом из того, что ты снял и написал, и возникает третья реальность.
— Как вы стали преподавателем в университете?
Случайно! Сергей Викторович Сажин раньше меня ушёл с телекомпании «Русь». Его пригласили в КГУ на отделение журналистики. И он мне позвонил. Это был 2003 год. Говорит: «Вот, у нас нет заведующего кафедрой, давай приходи к нам». Я ему: «А как? Я же работаю». Он: «Вот, будешь совмещать работу и заведование». Я и подумал, почему бы не попробовать. Надо в жизни всё пробовать. А что? Интересно. Преподавание — это ведь не только то, что я отдаю, но и то, что ещё и получаю в процессе общения со студентами. Первая встреча и первый курс… Я подумал, что преподавание — это очень непростая профессия. Очень резко отличается от журналистики.
— Помимо вашей режиссёрской, преподавательской и писательской деятельности у вас есть какие-либо увлечения?
Раньше были музыкальные увлечения. Сейчас, пожалуй, кроме этого просто на другое времени не хватает. Чем старше становишься, тем сильнее понимаешь, что жизнь краткотечна и надо выбирать что-то конкретное. Ведь для начинания нового дела потребуется много времени. Лучше продолжать делать то, что уже начато. Я сейчас больше пишу.
— Как вы относитесь к современному российскому кинематографу?
Хорошо. Во все времена Россия была не обделена талантами. Они постоянно появляются. Не скажу, что сотни, тысячи, но они появляются, и они своим творчеством привлекают внимание. Например, кто-то начинает им подражать, рассматривать те же темы. Но остаются, конечно, режиссёры, которые в твоей юности на тебя произвели впечатление. Я помню своё потрясение от фильма Тарковского «Андрей Рублёв». Помню, вышел из кинотеатра ошеломлённый после этого фильма! Многие другие фильмы 60-х и 70-х годов также привлекали моё внимание. Фильм Бондарчука «Война и мир» на меня произвёл огромное впечатление, «Тихий дон» Герасимова. Огромное впечатление произвели фильмы Алексей Балабанова. Особенно «Брат 1» и «Брат 2». Хотя у него очень много других фильмов. Он очень разный. Недавно посмотрел его «Замок» по роману Франца Кафки, очень сложное произведение. Талантливый человек интересен во всех проявлениях. Произведение должно втягивать в себя зрителя, заставлять его смотреть фильм до конца.
— На каких кинофестивалях вы побывали? Чем они вам запомнились?
Первый фестиваль – фестиваль неигрового кино в Екатеринбурге. Меня пригласили на него с фильмом «Меня убили на войне» в 1999-ом году. Затем, в этом же году, я посетил кинофестиваль «Сталкер» в Москве. Там и игровое, и не игровое кино. Потом, фестиваль в Борисоглебске, где меня одарили наградами за режиссуру и просто подарками. Проигрыватель даже подарили! Сейчас такого интереса к кинофестивалям уже нет. Как-то не хочется участвовать. Также приглашали меня и Виктора Сергеевича Сажина поучаствовать в фестивале неигрового кино в 2018 году в Москве. Мы представляли фильм «Чижов. Воскрешение из небытия». И вдруг, получаем «Серебряного меркурия»! Там было огромное количество фильмов. Там и москвичи участвовали, и киностудии по производству документальных фильмов. Жалко, что сейчас не выкладывают фестивальные работы в Интернет, в свободный доступ. Было бы любопытно их посмотреть.
— В мае этого года под вашей редакцией вышла новая книга. Расскажите про неё?
Она посвящена 75-летию Великой Победы. Называется «Победители. Рассказы о войне и мире». Я выступил в роли редактора. Мы собрали в одну книгу рассказы, которые уже были написаны и где-то опубликованы в Интернете. У нас в Костроме существует представительство Союза российских писателей, которое я и возглавляю. Мы кинули клич среди своих писателей и рассказы тех, кто откликнулся, включили в сборник. Это платное издание. Каждый внёс свою лепту. Считаю, что получилось неплохо. Особенно нравится обложка, очень оригинальная. На ней старческие руки, изрезанные морщинами, а в руках медаль, в которую попала пуля и вырвала её край. Такая вот метафора победителей, не так просто всё было. Победа не только со слезами на глазах, но и с кровью, и с потом, и слезами тоже.
— Какие у вас творческие планы на будущее? Выйдет еще один фильм или книга?
Фильм вряд ли, потому что он требует очень, очень много времени. А так есть много незавершённых литературных замыслов. Я периодически к ним возвращаюсь, сажусь, начинаю делать и бросаю, не вытанцовывается дальше. Меня сейчас больше интересует документальная сторона жизни, а не художественная. Когда в дневнике записи делаешь – это же реальные факты. Эта форма для меня сейчас близка, форма документальной прозы.