Полицейские в шлемах на белоснежных мотоциклах — зрелище эффектное. Увидишь на улице — остановишься, засмотришься. Впрочем, кое-кто от них удирает. Мой собеседник — старший инспектор ДПС отдельного специализированного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД Костромской области, старший лейтенант полиции Илья УСОВ.
Универсальные полицейские
— Илья, понятно, что мотогруппа в костромской ГИБДД создана не красоты ради. И всё-таки: неужели автомобилей недостаточно?
— В мотопатрульных мотоциклах много плюсов. В сравнении с автомобилями они более мобильны и оперативны. А это очень ценно, особенно при наличии пробок и ремонтных работ на дорогах. Например, если поступает сообщение о пьяном за рулем, и из дежурной части одновременно выезжают мотоцикл и машина, то первый возле нарушителя окажется значительно быстрее. Кстати, некоторые думают, что раз мы ездим на двух колёсах, то и ловить должны «два колеса». Нет, у нас те же самые функции, что и у обычного инспектора ДПС: пресечение и выявление административных правонарушений, совершаемых водителями авто- и мототранспорта, велосипедистами и пешеходами.
— Сколько сейчас мотоциклов в мотогруппе? И какой марки?
— На сегодняшний день четыре мотоцикла — две «Хонды» и два БМВ. Пришли новенькие, с завода. Техника импортная нашей сборки. На «Хондах» работаем в основном на территории районов области, так как они более проходимые. А в городе — на ВМВ, этот мотоцикл более рассчитан на асфальтовое покрытие. В мотогруппе задействованы восемь сотрудников, работаем посменно. За каждым закреплён свой мотоцикл. Точнее — один на двоих.
— Выходит, выезжаете и на патрулирование в районы области.
— Так это и есть основная наша работа. Если из какого-то района поступает информация об учащении нарушений мототранспортом, то уделяем ему больше внимания.
— Наверное, многие мечтают к вам попасть?
— Это верно. Даже на улице подходят и спрашивают, нет ли вакантных мест. Но все не так-то просто. Чтобы попасть в мотогруппу, надо быть сотрудником ГИБДД и как минимум отработать пять лет в этой структуре. Второе — иметь соответствующую категорию по допуску к транспортному средству и опыт вождения. Разумеется, пройти собеседование с руководством, которое с тобой побывает и на автодроме, посмотрит навыки вождения.
— Получается, у вас элитное подразделение.
— Соглашусь. И сотрудники у нас универсальные, которые могут управлять и мото-, и автотранспортом. За 12-часовой рабочий день можем трижды технику сменить. Погода хорошая с утра — работаем на мотоциклах, пошёл дождь — ставим их в гараж, а сами — на машины. Погода улучшилась — снова на мотоциклы. Возраст инспекторов мотогруппы — от 28 лет до 35. Мне — 33.
Мой первый байк — отцовский «Минск»
— Как вы попали в ГИБДД и в мотогруппу?
— Вообще-то я должен был на земле работать. Родом из Нейского района, из Номжи. После окончания средней школы получил специальность мастера сельхозпроизводства в галичском техникуме. Но когда вернулся со службы в армии, колхозы уже развалились. Перебрался в Кострому и пришёл работать в ГАИ. Для начала меня послали на учебу в учебный центр милиции, откуда я вышел младшим лейтенантом. Попал в отдельную роту дорожно-патрульной службы. Обеспечивали безопасность трассы Кострома — Верхнеспасское. При очередной реорганизации Госавтоинспекции было принято решение о создании отдельного специализированного взвода, в который набирались сотрудники с опытом работы и у которых есть категория А. Это было в 2015-м. Через год и меня приняли — подошёл по большинству критериев.
— Любите мотоцикл?
— Все в нашей группе мотоциклы любят. И сами за ними ухаживают, чистят, холят. Условия для поддержания техники в порядке в наших гаражах созданы. В специализированный центр отдаём только на техническое обслуживание.
— На мотоцикле с детства? Наверное, отец вождению учил.
— Конечно. Я же парень сельский, и мы все выросли на мотоциклах. Мой первый «байк» — «Минск» синего цвета. Он до сих пор жив, и папа на нем в лес за грибами ездит.
— А сейчас свой мотоцикл есть?
— Сразу скажу, что о крутых иномарках не мечтал и не мечтаю. Душа больше лежит к нашей родной советской технике. Сейчас у меня есть «ИЖ Юпитер-2». Да, тот самый с коляской. Полностью отреставрированный и на ходу. С документами. Выезжаю только два раза в год. Уже жалко. Раритет, все-таки – 53-го года выпуска.
— А как вам ваши полицейские иномарки после «ИЖа»?
— Конечно, несравнимо. Но и иномаркам далеко до наших мотоциклов. Повторюсь: их техника по большому счёту для асфальта. На ней в грязь не полезешь. Да и жалко её. Проехать-то можно хоть куда, а вот как выехать? Есть же поговорка: «Чем круче джип, тем дольше за трактором бежать».
Иногда погоню лучше прекратить
— Считается, что мотоциклисты находятся в зоне риска и потенциально более уязвимы, чем водители автомашин. Но тогда и вы в зоне риска.
— Не скажу за других, а скажу за себя. Когда работаю на линии и в случае преследование правонарушителя, всегда стараюсь продумывать свои действия наперёд на два-три шага: где притормозить, куда посмотреть… И не отвлекаться ни на что постороннее ни на секунду! За этим жизнь — и других, и твоя. А нам надо и задание выполнить, и живым остаться.
— А часто погони-то бывают?
— Довольно часто, и обо всех не расскажешь. Приходилось преследовать нарушителей и на мопедах, и на спортбайках, и на автомобилях. Но тут ведь не погоня ради погони. Всегда реально оцениваешь ситуацию. Иногда лучше отпустить и прекратить преследование. И он целее будет и другие. Уж лучше в следующий раз встретимся.
— Правда ли, что если мотоциклист, которого преследуют полицейские, сбросит шлем, то они прекратят погоню?
— Неправда. Ещё раз скажу, что всё зависит от ситуации, от того, в каких условиях и где происходит преследование.
— Пьяный за рулем — преступник?
— Однозначно! Года три назад наша мотогруппа возвращалась с отработки из Красносельского района. Мы были уже у гаражей, когда по радиостанции поступило сообщение о преследовании автомобиля «Ауди», который не останавливался. Водитель вёл себя неадекватно. Сначала в центре «собирал светофоры» (проезжал на запрещающий сигнал, не пропускал пешеходов, выезжал на встречку), а потом направился в сторону Заволжья. Мною было принято решение подключиться к задержанию. Ориентируясь по радиосообщениям, догнал на Магистральной. В преследовании принимали участие три экипажа ДПС. Опередить безбашенного водителя мне удалось лишь после поста ДПС. Просигналил ему, чтоб он остановился, — никакой реакции. Когда все-таки удалось нам прижать его к обочине и вывести лихача из салона, то стало понятно, что он пьян в стельку. Мало того, на заднем сиденье машины находились двое его несовершеннолетних детей.
— И меньше пьяных на дорогах не становится?
— Наоборот, анализ показателей за разные периоды говорит о значительном спаде таких правонарушений. Все-таки профилактика играет большую роль, и водители понимают, что контроль за ними ведётся и инспекторы ГИБДД их не забывают. Большой плюс ещё в том, что сами граждане стали активней сообщать по телефону дежурных частей отделов полиции о правонарушителях. И сейчас же у всех телефоны хорошие: увидели что-то неладное на дороге — тут же фотографируют и выкладывают в соцгруппах. Бывает, что граждане не только сигнализируют в дежурную часть, но и сами «ведут» нарушителя, сообщают, по каким улицам он перемещается, чтобы выехавший наряд полицейских смог его оперативней настичь. Нередки случаи, что сами останавливают машину правонарушителя и передают прибывшим инспекторам ДПС.
— Благодарны?
— Конечно. Побольше бы таких! Нас же в любом случае на всех не хватает и не хватит.
Мотоциклист без экипировки — не мотоциклист
— «Гроб на двух колёсах» — есть такая мрачная характеристика мотоциклов. Какие можно дать советы тем, кто решил сесть на эту технику?
— Советы в первую очередь родителям. Осуществляйте контроль за своими несовершеннолетними детьми! И, приобретая для них скутер или питбайк, модный сейчас мини-внедорожник, отдавайте себе отчёт о больших рисках. В силу возраста подросткам кажется, что ничего с ними не случится, они гиперболизируют свои возможности и профессионализм, не рассчитывают скорость, а умения мало. Не разрешайте им выезжать на дороги общественного пользования. Кататься они должны только под вашим контролем и на закрытых площадках. Такие есть в автошколах, и они не закрываются. Свободно пользоваться скутером и питбайком можно только с 16 лет при получении категории М на право управления. После обучения они становятся более ответственными. И то не всегда. Совсем недавно был случай, когда 18-летний мотоциклист, который вёз несовершеннолетнего пассажира, получил травму при управлении.
-А каковы рекомендации уже состоявшимся мотоциклистам?
— Да они сами все прекрасно знают, только не все используют эти знания. Что напомнить? Главное, чтоб не забывали про экипировку. В случае ДТП именно она спасает здоровье и жизнь. Первое — это шлем. Дальше так называемая «черепашка» — защита груди и позвоночника спинного отдела. Она типа кольчуги, может быть из пластика, из углеволокна — у кого насколько хватает средств. Наколенники, налокотники, перчатки. Очень важны специальные ботинки. Кроссовки на мотоцикле исключены. Было такое, что я сам надел обычные ботинки (другие были сырые после дождя) и на себе ощутил, насколько они неподходящи. В них было неудобно переключать скорости, а ведь на мотоцикле чуть замешкался — и уже ДТП. К тому же в момент падения в обычной обуви ноги не защищены. Так что экономить на экипировке ни в коем случае не следует.
— Какие ошибки чаще допускают на дороге мотоциклисты?
— Торопятся. На дороге самое главное — быть внимательным и не спешить. Не надо начинать движение на желтый сигнал светофора. А это мотоциклисты как раз любят: желтый загорелся, газ дал и вперёд! А в это время автомобилист, едущий по пересекающей дороге, думает проскочить перед красным. Вот тебе и авария. Причём серьёзная.
— У меня впечатление, что мотоциклисты все-таки лихачат в Костроме.
— Не сказал бы. Если сравнить с предыдущими годами, то дисциплинированности на дорогах у водителей мотоциклов стало больше. Раньше каждый второй-третий ездил без номеров, без прав. Сейчас это единичные случаи. Есть тут заслуга и мотоклубов, которых у нас несколько в городе. Байкеры сами пресекают беззаконие на дорогах и нередко помогают нам в поимке мотоциклистов-правонарушителей. Бывает, что мы сами обращаемся к ним за помощью: «Друзья, помогите!»
— А самому иногда не хочется прокатиться с ветерком где-нибудь за городом?
— Нет, не хочется. В обычной водительской жизни я люблю тихую, спокойную езду. Как на мотоцикле, так и на машине. Лет этак десять назад, когда ещё не работал в ГИБДД, может, и был бы соблазн. Но после бесчисленных аварий и ДТП, в том числе и со смертельным исходом, которых насмотрелся за годы службы, торопиться перестал в принципе. Чего и всем советую. Тише едешь, дальше будешь.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая Суворова.