Денис ЧАЙКОВСКИЙ: Университет — это не стены, не программы, не ректор, а прежде всего преподаватели

В конце января приказом Минобразования РФ  в Костромской госуниверситет был назначен новый ректор Денис Витольдович Чайковский. Ранее он проживал и работал в городе Томске, занимая должность директора Школы базовой инженерной подготовки Томского политехнического университета (ТПУ).  Интервью директор портала K1NEWS.RU Екатерина Корецкая взяла у нового руководителя вуза спустя 2  недели его работы в Костроме.

— Денис Витольдович, Вы приехали к нам в Кострому из Томска. Насколько я знаю, в Томске на 600 тысяч населения 9 вузов и 15 НИИ, в Костроме же 1 опорный вуз, сельхоз и военная академия. Как так случилось, что Томску повезло с развитием высшего образования в городе, а Костроме, можно сказать, нет ?

— Томск является одним из старейших городов Сибири. В конце 19 века руководством страны было принято решение о создании университетов в Томске, в том числе и технического вуза. Когда строили Транссиб, Томск оказался в стороне от основных транспортных потоков, но при этом в городе начали открывать новые учебные заведения, делая ставку на технические программы. Так Томск стал  студенческой столицей России.

— Когда в городе большое количество студентов, у него есть потенциал в развитии. Томские студенты остаются после учебы в городе или разьезжаются по стране?

— Вы знаете, по-разному. В целом, Томск — это некий образовательный хаб, сюда приезжают учиться  жители Казахстана, молодежь  со всей Сибири. Многие потом уезжают в свои города. Но так сложилось, что практически каждый пятый житель региона имеет отношение к системе образования, будучи либо студентом, либо сотрудником образовательного процесса. В Костроме же ситуация иная. И задачи перед нами стоят иного плана. Мы не должны  в Костроме открывать глобальный научно-исследовательский университет, этого и не нужно. Нам надо сосредоточиться на решении задач региона, на подготовке кадров для местного бизнеса — в промышленности, в туризме, в культуре и образовании. Университет должен  быть точкой роста региона, драйвером его развития.

— Вы уже познакомились с образовательными программами нашего вуза. Достаточное ли количество программ представлено сейчас в КГУ?

— Вопрос двоякий. Прежде всего нужно понимать, что необходимо региону конкретно. Я еще не настолько хорошо знаю Костромской регион, чтобы говорить о запуске новых программ. Химиков-технологов готовить с потолка точно не будем.  Есть в наших программах приоритетные направления образования, озвученные на федеральном уровне, важные для роста экономики нашей страны. Они не являются секретными.

— Вы планируете встречи с костромским бизнесом?

— Я уже эти встречи провожу. Недавно встречался с представителем ювелирной отрасли, дальше будет еще ряд встреч. С представителями машиностроительной отрасли мы обсудили важные вопросы. С костромским отделением «Деловой России» поговорили про развитие региона и наметили точки для сотрудничества. Каждый день я встречаюсь с местным бизнесом.  И вы знаете, какой вывод я делаю? Жители региона не знают о бизнесе своего региона. Это печально. Информацией не владеют учителя, директора школ. Этот перекос, безусловно, надо исправлять.  Об этом говорили на встрече с губернатором Сергеем Ситниковым. Информация о бизнесе Костромы прежде всего должна быть доведена до абитуриентов. ВУЗ -это лишь маленькая часть жизни, но он является важным трамплином, позволяющим перепрыгнуть во взрослую жизнь.

Сейчас я наблюдаю отсутствие налаженных коммуникаций между бизнесом, обществом и властью! И задача университета — быть для них мостиком.

— С костромскими студентами вы уже активно общаетесь. Были в аудиториях, ходили на организованную для вас экскурсию по Костроме. Горят ли глаза у костромской молодежи?

— Как и везде, молодежь неоднородная. Я получил большое удовольствие от общения с костромскими студентами. Я видел и горящие глаза, но, к сожалению, это лишь та часть ребят, кто искренне заинтересован в учебе.  Когда я заходил в аудитории на пары, там ситуация другая, горящие глаза я видел не у всех и не везде. Это факт. Но стоит признать, что вначале глаза должны загореться у преподавателя. Вот это самое главное. Обучение должно быть нескучным, неформальным.  В моей картине мира обучение должно быть еще и трудное. Я считаю, что учиться должно быть тяжело. Обучение — это всегда развитие, а развитие – это преодоление себя, выход за какие-то пределы. Обратный же путь развития – это деградация. Либо ты движешься вперед, либо деградируешь.

— Преподавательский состав вуза — это острая тема для нашего города. В последние годы многие отмечают, что педсостав стареет, нет обновления кадров, поэтому и студентам учиться неинтересно. Что вы думаете по этому поводу?

— Прежде всего нужно создать условия для развития не только студентов, но и преподавателей. Университет — это то место, в котором может развиваться потенциал любого человека. Задача администрации университета —  создать эти условия.  Но и преподаватели не могут не развиваться. Это обоюдный процесс. Университет — это не стены, не программы, не ректор, а прежде всего преподаватели. Именно они создают образ университета.

— В университете должны быть «звезды» в преподавательском составе? Вузу нужные громкие имена ?

— Университет не может быть лучшим во всем. Достаточно 1-2 направлений. И для этого безусловно нужны звезды в преподавательском составе. Но важно отметить, что и в других направлениях обучения вуз должен быть не хуже.

— Вы привезли свою команду в Кострому?

— Пока я привез только одного своего коллегу. Я его направил на финансово-экономический блок. Ведь, чтобы реализовывать новые задачи, финансы должны быть в порядке.

— Костромской вуз всегда славился социально-педагогическим направлением, школой Анатолия Лутошкина. И сейчас он является базой для подготовки специалистов нового движения школьников. Вы будете продолжать эту политику?

— Да, это очень важное направление. То, что было реализовано на истпеде, это действительно важный бэкграунд для движения сегодня. Государство очень четко ставит задачи по развитию воспитательной работы с молодежью. Поэтому данное направление должно оставаться в вузе и вести его вперед.

— Ваши коллеги характеризуют вас как очень энергичного человека. Откуда черпаете энергию, чтобы ваш рабочий день был бесконечным?

— На самом деле работа драйвит. Особенно в том виде, как она происходит сейчас.  Я за 13 часов рабочего дня не устаю, а наоборот заставляю себя уходить с работы.  Сейчас передо мной и вузом стоит очень много задач, я встречаюсь с большим количеством интересных людей. Отдыхать некогда.

Вы такой стиль в работе ждете и от своих коллег?

— Я привык так работать, в Томске мы так и работали всей командой. Я рассчитываю, что коллеги начнут подтягиваться. А иначе те задачи, которые ставит перед нами университет, губернатор и Президент, нам не решить.

 — Кострома — это город патриархальный, со своим сонным, размеренно-купеческим ритмом жизни.

— Будем будить!

— Как вы видите налаживание связей между вузом и школами?

— Информирование, конечно, очень важно. Практику Дней открытых дверей в вузе  мы продолжим. Но важнее, на мой взгляд, налаженная профориентационная работа в школах, вовлечение школьников в проекты, реализуемые в вузе. Когда в школах поймут, что университет им не чужой, я уверен, что ситуация изменится.

 — Студенты, выходя из вуза с образованием, должны видеть перспективы своего трудоустройства.

— А это уже следующий блок работы. Когда ребята переходят за медиану своего обучения, где-то курсе на третьем,они должны четко погружаться в специфику своей профессии. И для этого должна работать связка университета с бизнесом. Практику студенты должны проходить на действующих предприятиях. В оценке и переподготовке преподавателей вуза должен быть заинтересован и бизнес. Преподаватели должны четко понимать, что происходит в мире, фронтир так называемый. Они не должны быть учеными, но понимать, что происходит на передовых точках их деятельности, обязаны. Я жду от бизнеса активного участия в этом вопросе, как инфраструктурного, когда мы сможем на их базе проводить практики, обучать преподавателей, проводить профориентационные занятия для школьников, так и в некоем роде  финансового участия — в переподготовке преподавателей прежде всего.  Надо отметить, что я получаю положительные отклики от местного бизнеса.

— Денис Витольдович, насколько вы открыты к общению с прессой, общественностью, студентами?

— Я открыт к общению со всеми. Студенты пишут мне напрямую, или обращаясь через форму на сайте, или приносят свои письма на бумаге. Стараюсь ответить каждому.

— А есть ли вы в соцсетях? Готовы ли делиться своими мыслями через этот инструмент общения?

— К сожалению, не присутствую, т.к. физически не хватает времени. Но как только наладится график, я вернусь к этому вопросу.

Денис ЧАЙКОВСКИЙ: Университет - это не стены, не программы, не ректор, а прежде всего преподаватели
Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...