Театр юного зрителя — уютное место, куда можно прийти целой семьёй посмотреть спектакль. Магия, которая происходит на малой сцене, подвластна одному человеку — режиссёру ТЮЗа Александру Кирпичёву. Хотя, как сказал бы он сам, ничего ему не подвластно. Он лишь направляет поток положительной энергии в нужное русло, звёзды складываются в театральное созвездие и получается волшебный спектакль.
Александр Андреевич, ТЮЗ интересен своими постановками. Премьерами этого сезона являются спектакли «За чем пойдёшь, то и найдёшь» по пьесе А.Н. Островского и «Фантазёры» по рассказам Н. Носова. Расскажите, как Вы выбираете материал?
Мне кажется, что материал меня сам выбирает. Конечно, много чего должно сойтись, разные звёзды должны прийти в одну точку. Опять-таки же репертуарная политика. Фантазёры оказались в репертуаре, потому что нужен был спектакль для младших школьников. Эта необходимость породила поиск. Николай Носов пришёлся как нельзя кстати. Сам спектакль получился для семейного просмотра в том числе. Островский же возник от желания иметь в репертуаре что-то для старших классов, для молодёжи. «Женитьба Бальзаминова» сочетает в себе классическую драматургию и автора, с которым начинают знакомиться школьники в старших классах. Причём тема близка юношеству, и герой им близок. Это одна из причин. Другая — есть артисты, которые могут играть именно тот материал, который возникает.Есть у нас Бальзаминов — это круто. Есть Мишка с Колькой — это замечательно. Процесс, который словами не описать. Как Вы выбираете? Точно пальцем в небо не тычем. Многое, что должно сойтись.
Какие мысли у Вас были, когда Вы только узнали, что в театре возрождается ТЮЗ и что Вы будете режиссёром?
Я подумал, что эта та миссия, на которую не жалко положить жизнь.
Особенности сцены, то есть камерный зал, менее официальная, более уютная атмосфера помогают или мешают при реализации задумки спектакля?
И не мешают, и не помогают. Просто используются несколько иные выразительные средства. Есть нюансы, которые не являются помехой, а скорее они некое подспорье для нас. Нужно учитывать особенности, так как камерный спектакль и спектакль на большой сцене – это два разных произведения.
Спектакли ТЮЗа предназначены только для юного зрителя?
Спектакли ТЮЗа предназначены для всех. Но именно юный зритель является нашей целевой аудиторией. Когда мы делаем спектакли, в первую очередь рассчитываем, что будем понятны именно юному зрителю. Есть нюанс, который тоже нельзя не учитывать — категория юного зрителя делится на подкатегории. Разница в два года в возрасте даёт нам разные категории зрителей. Необходимо учитывать возрастные особенности при выборе материала. Но это не значит, что более старшее поколение не может или не захочет смотреть спектакли театра юного зрителя. Для нас приоритет — спектакли для семейного просмотра: мамы с папами приводят своих детей, старшие братья приводят младших. Вся семья смотрит спектакль, каждый получает своё удовольствие, и каждый понимает про то, что он знает и чувствует.
Вы являетесь режиссёром ТЮЗа уже около четырёх лет. Расскажите, с какими сложностями Вам приходится сталкиваться, работая над спектаклями для малой сцены?
Сложности всегда возникают, когда ты осваиваешь новое пространство. Тебе приходится приноравливаться к этому пространству, к зрителю. Когда делаешь спектакль, ты же вообще не знаешь, кто к тебе придёт, не знаешь, как отзовётся это пространство. Всё экспериментальным путём. Мы же начинали с нуля. Уже четвёртый год, в ноябре отметим четыре года с первой премьеры, а только сегодня у нас в зале появились новые кресла. Зритель придёт в обновлённый зал! Круто, что всё получает развитие. Свет, который был на первом спектакле, и сейчас – две разные истории. Ищем формы, которые сработают исключительно для малой сцены.
Над спектаклями ТЮЗа работает та же команда, что и выпускает спектакли на большой сцене?
Конечно. Никакого разделения нет. Художник спектаклей — Елена Сафонова —работает одинаково с большой сценой и с малой. Внутри нет никакого разделения.
Актёры делятся на малую и большую сцену?
Нет. И не собираются. Артисты, работающие на малой сцене, имеют роли и на большой.
Помимо режиссуры, Вы так же работаете актёром в спектаклях «Двенадцатая ночь», «Брак – дело серьёзное», «Доходное место». А хотели ли бы Вы сыграть что-то в собственной постановке на сцене ТЮЗа?
Никогда! В собственной постановке никогда я играть не буду. Я даже не рассматриваю, играть на малой сцене или на большой, меня интересует материал, для меня важна тема. Сыграть на малой сцене это интересный опыт. У меня он есть, я играл на малой сцене. Малая или большая сцена используются лишь как инструмент, который ты применяешь для раскрытия этой темы.
Есть ли у Вас любимый спектакль в ТЮЗе? Или все по-своему любимы?
Если у тебя есть нелюбимый спектакль, ты зачем этим делом занимаешься? Как только появится нелюбимый спектакль, надо менять профессию.
Расскажите о новом спектакле, премьере следующего сезона. Готовится материал по повести Н.С. Лескова «Левша»?
Да, это будет спектакль по произведению Николая Лескова «Левша». Частично по мотивам произведения Евгения Замятина «Блоха». Это будет фарсовая история, сказ. Сейчас трудно говорить о каком-то решении. Всё в инкубационном периоде. Можно заявить, кто будет занят в спектакле — это Александр Соколов, Денис Дубровкин, Анастасия Краснова, Елизавета Камерлохер, Юлиана Богатова, Егор Кащеев, Никита Токарев, Вячеслав Клычёв.
За предоставленный материал благодарим редакцию Костромского бизнес-журнала.