Небольшое село Яковлевское Костромского района богато уникальными талантами: вот в очередной раз местный ансамбль «Яковляночка» стал лауреатом 2 степени на престижном международном фестивале-конкурсе народных хоров и ансамблей «Ярфолкфест». Кроме того, именно костромичам вручили единственный специальный диплом «За лучшее воплощение национальных традиций своего региона», который приравнивается к Гран-при. Участие в конкурсе принимали более тридцати коллективов из разных уголков России и зарубежья. Об этом и многом другом корреспонденту «КНГ» рассказала Альбина Коптева, преподаватель отделения сольного и хорового народного пения Костромского областного музыкального колледжа, художественный руководитель самодеятельных ансамблей «Яковляночка» и «Казачий стан» Яковлевского сельского дома культуры.

В приоритете — народное творчество

— Альбина Владимировна, как переплелись судьбы «Яковляночки» и ваша?

— Ой, это целая история. Года четыре назад ко мне обратились Марина Александровна Касаткина, директор Дома культуры, и Михаил Васильевич Коробков — концертмейстер ансамблей «Яковляночка» и «Казачий стан», которые меня давно знали как солистку известного костромского ансамбля «Венец». В связи с уходом руководителя «Яковляночки» и «Казачьего стана» мне предложили продолжить их творческую жизнь и стать художественным руководителем. Предложение застало меня врасплох. Я отказывалась, объясняя, что не готова, что загружена уроками в колледже, но… подумав, согласилась, заявив, что ничего не обещаю, просто попробую. Два разных коллектива, разные стили, разный возраст, состав. Если с «Казачьим станом» всё было понятно, то с «Яковляночкой» — сложнее. Для меня это первый опыт работы с возрастным коллективом. Познакомившись с участницами, я поняла одно: задача научить их петь передо мной не стоит, это мне впору у них учиться. Участницы ансамбля оказались очень интересными и творчески уникальными людьми.

— Ансамбль «Яковляночка» существовал и до вас?

— Да, ему уже десять лет. Раньше у него был другой руководитель — Валентина Ивановна Кузина, заслуженный работник культуры России. Тогда это был достойный коллектив, но он был похож на другие. Руководитель не приветствовала раскованность участниц, как они говорили: лишний раз ни ногой топнуть, ни рукой повести в песнях. Участницы не всегда могли выразить свои эмоции на сцене. Все должны были быть как одна. Да и репертуар в основном был авторский. Им нравилось петь сложные песни из репертуара Людмилы Зыкиной или зажигательные Надежды Кадышевой.

— Как художественный руководитель ансамбля как вы определяете приоритеты репертуара?

— Мне нравится всё, в том числе и современный репертуар. Но основу репертуара должна составлять наша местная традиция.  В приоритете — наш костромской фольклор.

Стареть нужно достойно

— Альбина Владимировна, вам интересно работать с «Яковляночкой»?

— Честно скажу, да! Я всегда говорю, что стареть нужно достойно. Не надо прятать свой возраст за нелепыми кокошниками, украшенными стеклянными бусами. Главное — быть естественными. Ведь шарм «Яковляночки» в том, что вот такие они — одни! Больше таких нет. Они должны быть индивидуальными, самими собой.

— С чего вы начали работу с ансамблем?

— Я начала на занятиях не только петь с ними, но и беседовать об их детстве, молодости и просила участниц, чтоб они вспоминали. Как мы можем подменить народное творчество? Никак! Нужно сохранить то, что нам осталось. Мы должны очень хорошо знать разные тонкости и направления народного творчества. Нужно представлять, чем занимались, в чем ходили люди, ведь в зависимости от того, что на них надето, так они и двигались. Было очень интересно будить их генетическую память.

— Неужели сразу получилось?

— Я много с ними разговаривала про их родителей, бабушек. Они сначала не больно вспоминали. Может, недоверчиво ко мне относились. Помню, они вдруг запели песню «Я помню, ночь была темная». Я спрашиваю: «Что за песня? Откуда?»  Мне ответили, что ее всегда их родители пели за столами, и они поют теперь. Я и говорю (шуткой, конечно): «Что, мне теперь вам по рюмочке наливать на репетициях, чтобы вы мне песни пели?» (Улыбается.) Как-то готовились к Масленице, я и начала расспрашивать: как раньше гуляли? Оказалось, что, когда сжигали чучело — плясали да такие частушки пели… И выдала мне Римма Шапкина такую частушку с матерными картинками. Из песни слова не выкинешь…

Ткань с кокорюками

— Альбина Владимировна, костюмы у вас просто изумительные.

— Да! Исполнилась моя мечта. Деньги на костюмы собрали благодаря нашим спонсорам, вернее, благодетелям! Всем им — огромное спасибо! Да и на конкурс-то попали благодаря им. Собранных денег хватило и на взнос, и на закупку ткани, и на пошив. Всех бы перечислить нужно… Низкий поклон и благодарность за помощь. Это и женщины-предприниматели Костромы, и наши депутаты, и мои друзья — творческие люди: мастерицы, музыканты, фольклористы. А пошила всю эту красоту по старинным фотографиям и наброскам солистка ансамбля «Казачий стан», профессиональная портниха Наталья Мясникова.

Знали бы вы, как они нам нелегко дались! Привезли участницам ансамбля образцы ткани. Одобрили один из них — хорошая ткань, с кокорюками. (Смеется.) Оказывается, в селе Яковлевском ткань с огурцами издревле называли  «с кокорюками». Кстати, не поверите, но одна из участниц «Яковляночки» даже сохранила старинный костюм, в котором плясала яковлевскую кадриль еще ее бабушка, и среди новодела этот костюм не выбился, очень даже вписался!

— Однако костюмы смотрятся не только оригинально, но и достаточно современно.

— Вы не представляете, чего стоило разработать эти костюмы! Знаете, как трудно было даже переубедить участниц: то одна заявляет, что платье ее полнит, а она похудела недавно на 7 кг, кому-то цвет не идет, кому-то модель приталенную подавай. Я тогда первый раз сильно рассердилась: «Неужели не понимаете, что мне виднее! Для исполнения яковлевской кадрили надо выглядеть как женщина, живущая в деревне. Если ты пляшешь кадриль, то оденься как твоя бабушка, не как сказочная белая лебедушка». Некоторые в платках не хотели выступать, но как-то я их все-таки повернула на свою сторону. Когда «Яковляночка» вышла на фестивале на сцену, то как дала жару!

Альбина Коптева: «Яковляночка» - это образ жизни

Генетическая память существует

— Альбина Владимировна, как вам удалось восстановить старинную яковлевскую кадриль, которую считали безвозвратно забытой?

— Я знакома со многими людьми, увлекающимися народным творчеством. Помню, с ансамблем «Венец» нам удалось разучить чухломскую кадриль «Козулю». Тогда с нами работал Алексей Иванович Шилин, известный хореограф-фольклорист из Москвы. У нас с ним до сих пор добрые отношения. Узнав, что я работаю в Яковлевском, он и поинтересовался, удалось ли восстановить когда-то знаменитую яковлевскую кадриль. Я честно призналась, что пока не получается — не помнят участницы ансамбля, и всё тут. Выяснилось, что у него поставлена эта кадриль, но танцуют ее дети. Он порекомендовал посмотреть видео с «Яковляночкой», что мы и сделали.

— Неужели вспомнили?

— Генетическая память существует. Так, Галина Скачкова (она пляшет за мужчину) вспомнила, как плясал ее родственник. Я увидела, что в ее движениях появилась именно мужская манера. Мужчины в нашем краю плясали, как бы приподняв одно плечо. Ольга Тюляндина вспомнила рисунок, который был в кадрили. Из ее воспоминаний пляшущие хлопали при встрече с партнером то одной рукой, то другой. Эта фигура или рисунок шен называется. Вспомнили, что в кадрили раньше был большой ручеек. Еще припомнили, что мужики всегда сильно топали. А всё твердили, что ничего не помнят!

— Как вас встречали на фестивале?

— Ярославцы всех хорошо, по-доброму встречают. Там создают все условия, это очень добрый конкурс. «Яковляночка» очаровала зрителя. Мы выступали там второй раз. Первый раз мы выступали с аганинской ( записана в деревне Аганино) песней «Студенточка». Это было модное танго Петра Лещенко. На том фестивале «Яковляночка» заплясала, каждая участница пела частушку. У нас каждая женщина — солистка. В своей пляске они чувствуют себя хозяевами. Таких коллективов в России — единицы! Это и отметило жюри.

У нас все участницы — из одного места, из одного села. В «Яковляночке» тринадцать человек, чертова дюжина. (Улыбается.) Возраст — от 56 до 83 лет. Самая «взрослая» — Зинаида Александровна Касаткина, ум, совесть и честь ансамбля.

Ансамбль закрытого типа

— Альбина Владимировна, почему люди приходят в «Яковляночку»? 

— Они не приходят, это ансамбль закрытого типа. Сюда редко кто может попасть. Они пустить-то пустят, но вот вольется ли человек — это вопрос. Понимаете, такие коллективы, участники которых живут в одном селе, обладают крепким ядром. Человеку со стороны попасть сюда вряд ли получится. «Яковляночка» — это образ жизни, поэтому у них и репертуар, который соответствует именно им. Это — их, и они свое никому не отдадут.

— Выступления требуют выносливости?

— Да, и не только выносливости, но и дисциплины. Участницам «Яковляночки» старость не грозит, ведь они запоминают такие сложные фигуры и движения на сцене. Они учат такое количество слов и мелодий, что им и деменция не страшна. Они любого молодого за пояс заткнут. Поверьте моему опыту, иногда молодые студенты хуже запоминают.

— Вы работаете в музыкальном колледже, есть ли талантливые ученики?

— У меня все талантливые! Самые любимые — тоже все. На «Ярфолкфест» они стали лауреатами первой степени. Студенты берут у меня энергию, а у яковляночек я подпитываюсь, они мне возвращают энергию. Вот так и передаем традицию! Я как портативный накопитель и передатчик этой традиции!

— Какие у вас планы?

— Творить дальше, развиваться. Вот недавно мне написал фольклорист из Брянска, который случайно нашел в архиве четыре костромские песни.  Он только попросил, чтобы они не лежали, а их пели. Вот хочу их сделать, в нашей работе важен не только текст, но и звук.

Настоящие русские женщины

— Есть ли визитная карточка «Яковляночки»?

— Я их всегда представляю как людей труда. Они — труженицы.  Яковляночки — замечательные матери, бабушки, хозяйки. Может быть, высокопарно звучит, но они — настоящие русские женщины! Они достойно проживают свою жизнь. Им песня не дает выгореть. Она их спасает. Они очищаются песней. Яковляночки богаты духовно. Это дорогого стоит.

— Правда ли, что каждый ваш номер похож на маленький спектакль?

— Нет. (Смеется.) Спектакль — это что-то придуманное, сплошное лицедейство, а мы по-честному работаем и отдыхаем. У нас неподдельные эмоции и творчество. Для народного творчества, фольклора важна естественность.

— Что считаете своим главным достижением?

— Мое главное достижение — сын! У меня великолепный сын Дмитрий, я его назвала в честь деда. У меня дед без руки и без глаза пришел с войны, он воспитал четверых детей. Он сам построил дом.

— С какими проблемами сталкиваетесь в работе?

— Лучше скажу, с какой не сталкиваюсь. У меня нет проблемы посещаемости, практически всегда стопроцентная явка. Ну а проблемы мы привыкли решать по мере их поступления.

— Есть ли у вас какое-то хобби?

— У меня хобби – работа. (Смеется.)  Рисую картины по номерам, это очень отвлекает. Раньше вышивала. Одно время увлекалась кулинарией.

— В чем секрет вашего успеха?

— Если человек будет любить свою работу, то всё можно сделать.

Валентина ФАДЕЕВА.
Фото из архива Альбины Коптевой.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...