Костромская область все последние годы держит лидерство в Центральном федеральном округе по уровню рождаемости. Вот только результат наших демографических успехов как-то совсем не согласуется с количеством мест в детских садах.
О возможных путях решения этой проблемы мы беседуем с депутатом областной думы и создателем первого в Костроме частного детского сада Владимиром МИХАЙЛОВЫМ.
— Владимир Викторович, вас тема частных детских садов интересует как депутата, как предпринимателя или, может, как родителя?
— Когда человек поднимает какую-то тему, окружающие начинают искать причину — для чего ему это нужно. Сегодня я поднимаю множество тем. Это и долги бюджета, и строительство мусороперерабатывающего завода, и проблема кладбища, расположенного на въезде в Кострому, и частные детские сады. Сам иногда задаю себе вопрос — а что, мне больше всех надо? Вспоминается прочитанная в детстве история про петуха, который был очень активен, со всеми дрался, не мог сидеть на одном месте. А потом оказалось, что у него было 9 сердец. Может, и у меня какая-то аномалия… Но мне обидно, когда государство обманывает часть женщин, не предоставляя их детям место в детском саду.
А вообще-то, если искать в моем интересе к проблеме детских садов корысть, то, наверное, ее можно найти. Ведь у нас на предприятии есть женщины, вынужденные сидеть с ребенком до трех лет. По закону дети с полутора лет должны обеспечиваться местами в яслях, но у нас сегодня в Костроме нет ни одной ясельной группы.
К тому же я знаю, как это сделать, потому что в 1998 году я был первым, кто открыл коммерческий садик, который успешно работает до сих пор, хоть и не приносит большой прибыли.
Мне просто надоело уже ходить на различные заседания, потому что там идет одна болтовня, никакой конкретики. Я не понимаю, когда директор департамента образования говорит, что нужно съездить в другие регионы и изучить их опыт по открытию частных детских садов. Лучше бы они изучили опыт садика «ФЭСТ», который 14 лет работает здесь, у нас. Меня просто убивает такая глупость наших чиновников.
— В последнее время и региональная, и городская власть декларируют намерение поддержать частные детские сады через выделение земли под строительство, через бюджетные субсидии. Однако бизнес пока не торопится идти в эту сферу. На ваш взгляд, почему? Чего не хватает?
— Мне это напоминает анекдот про человека, который зашел в шашлычную и вдыхает аромат жареного мяса. Хозяин шашлычной спрашивает его: «Ты что здесь делаешь?» Тот отвечает: «Получаю удовольствие». – «Тогда плати за удовольствие», – заявляет хозяин шашлычной. В ответ на это человек запускает руку в карман и звенит монетами.
Так и у нас: власть только декларирует поддержку частным детским садам, но реально ничего не делает. А всего-то и надо начать платить коммерческим садикам, которые уже есть, те же суммы, которые тратятся на содержание одного ребенка в муниципальном детском саду. Пока этого не будет, ждать развития системы частных детсадов бесполезно.
— Не получится ли так, что владельцы частных детских садов, для которых это — бизнес, будут думать о прибыли, а не о детях? Где гарантия, что частные детские сады станут предоставлять качественные услуги?
— Сегодня отношение людей ко всему частному – частной медицине, частным аптекам, частному образованию – меняется. Да, частные сады обязательно должны проходить процедуру лицензирования и за их деятельностью должен быть установлен постоянный контроль. Но я не вижу здесь проблемы.
Вообще считаю, что половину детских садов надо приватизировать. Но собственниками таких заведений должен стать не бизнес, а сами заведующие. Пусть они считают деньги, развиваются, вводят дополнительные платные услуги.
— А как вы относитесь к идее решать проблему детских садов через обременение застройщиков, ведущих жилищное строительство?
— Строительство детского сада должно быть обязательным условием при строительстве нового микрорайона, ведь он также необходим жителям, как дороги и инженерные коммуникации. Да, это увеличит себестоимость жилья. Но с другой стороны, когда в микрорайоне будет детский сад, то привлекательность жилья, а значит, и его рыночная цена тоже вырастет. Ведь все стараются выбрать квартиру в том районе, где есть вся социальная инфраструктура.
Конечно, нельзя обязать построить детский сад того, кто строит только один дом. Но он должен выделить определенную сумму, исходя из количества квартир в доме, которая в дальнейшем пойдет на строительство садика.
— Еще один путь решения проблемы заключается в выплате ежемесячных компенсаций тем родителям, чьим детям не хватило места в детских садах. Поддерживаете такой подход?
— Мы сейчас разрабатываем соответствующую законодательную инициативу. Кстати, в Ярославле такая система уже действует. Ведь действительно несправедливо, когда на ребенка, попавшего в детский сад тратится 8 тысяч рублей в месяц, а родители, чьи дети не попали в садик, не получают ничего. А вот когда такие родители будут получать компенсации в 8 тысяч, то они смогут сами решить, как ими распорядиться.
Та же самая проблема у нас с содержанием детей в детских домах. Государство тратит на одного воспитанника 16 тысяч рублей в месяц вместо того, чтобы платить эти деньги тому, кто этого ребенка усыновит. Но ведь даже самый лучший детский дом не заменит родительского тепла.
Михаил КЛИМОВ.
Официальный сайт депутата костромской областной думы Владимира Михайлова — michailov.info.