В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий повышение возраста продажи алкогольной продукции с нынешних 18 лет до 21 года. Предполагается, что депутаты рассмотрят его уже осенью. Убежденный сторонник такого шага и один из авторов законопроекта костромской сенатор Николай Журавлев рассказал, чем вызвана подобная инициатива и на что она направлена.
— Николай Андреевич, не является ли повышение возрастного порога продажи спиртных напитков ущемлением свободы личности?
— Позволю себе привести несколько цифр. Сегодня Россия занимает первое место в мире по употреблению алкоголя на душу населения: среднестатистический россиянин (включая детей и стариков) выпивает 18 литров спирта в год. Это вдвое выше уровня, определенного Всемирной организации здравоохранения в качестве смертельно опасного для здоровья. По официальным данным алкогольной зависимостью в нашей стране страдает более 2 млн. человек, а по неофициальным эта цифра приближается к 10 млн. Возраст приобщения к алкоголю за последние годы снизился у нас до 15 лет и по оценкам экспертов в России из-за употребления алкоголя из ста нынешних юношей до пенсии доживут лишь сорок. Вмешательство алкоголя в процессы становления подросткового организма, который до 21 года только формируется, отличается большой грубостью, при этом он в обязательном порядке хоть в какой-то мере, но деформирует личность молодого человека.
Не правда ли, страшные данные? Поэтому я считаю, что ссылки на свободу личности в данном случае неуместны: мировая практика показала, что нормальное развитие «северной» страны невозможно без ограничительной алкогольной политики государства.
— Но, согласитесь, что если закон будет принят, сложится парадоксальная ситуация: молодой человек с 18 лет должен служить в армии, может вступать в брак, обладает активным избирательным правом, но при этом выпить он сможет только в 21 год. Неужели защищать Родину, создавать семью и избирать представителей власти менее ответственные занятия, чем выпивка?
— Именно такой аргумент чаще всего приводят противники повышения возраста, с которого можно употреблять алкоголь. Действительно, 18-летие в российском законодательстве считается совершеннолетием, рубежом перехода во взрослую жизнь. Возможно, стоит пересмотреть этот рубеж. По крайней мере, я слышал о предложениях по увеличению и возраста вступления в брак, и нижней планки призывного возраста. Не готов обсуждать эту тему, поскольку глубоко ей не занимался. Зато по поводу возраста «доступа» к алкоголю могу привести результаты социологических и психологических исследований, которые говорят о том, что 18-летний подросток не в состоянии принять осознанное решение в вопросе употребления алкоголя. Обычно подростки употребляют спиртные напитки под влиянием сверстников, «за компанию» и не думают о негативных последствиях такого шага для своего здоровья. Молодой организм довольно быстро привыкает к большим дозам алкоголя. Это обстоятельство объясняет большую опасность того, что подросток начинает часто пить, пусть даже и самые слабые алкогольные напитки. У него складывается крайне опасное отношение к алкоголю – он привыкает к тому, что употребление спиртных напитков раз-два в неделю является вполне нормальным. А вот в 21 год молодой человек, оканчивающий высшее учебное заведение или уже работающий, вполне сможет самостоятельно оценить для себя необходимость употребления алкоголя. Кстати, именно такой возрастной ценз установлен в США. А в Норвегии, Японии и Исландии крепкие алкогольные напитки продаются лицам, достигшим 20-летнего возраста.
— Когда Вы приводили статистику потребления алкоголя в России, Вы отметили, что сегодня подростки пробуют спиртное в 15 лет, то есть на 3 года раньше установленного нынешним законодательством срока его продажи. Не получится ли так, что официально возрастной ценз повысится, а реально это ничего не изменит?
— Да, подростков часто манит «запретный плод» и, безусловно, полностью исключить возможность употребления спиртного теми, кто не достиг установленного законом возраста, не получится. Но если государство через законы, а общество через мораль и нравы создаст нетерпимое отношение к таким поступкам, многие подростки задумаются, а стоит ли это делать.
Вообще позиция «раз нельзя победить, то не стоит и бороться» представляется мне капитуляцией перед проблемой. Ведь и наркотики, и проституцию, и коррупцию тоже нельзя искоренить полностью. Но это же не означает, что нужно опустить руки и ничего ни делать.
Поэтому я убежден, что предлагаемый закон нужен, актуален и способен переломить ситуацию.
— Николай Андреевич, а не кажется ли Вам, что для обеспечения действенности предлагаемых мер необходимо что-то менять и в части продажи алкоголя?
— Совершенно верно. Именно поэтому внесенная в Госдуму законодательная инициатива предполагает не только увеличение возраста продажи алкогольных напитков, но и ужесточение ответственности за продажу их лицам, не достигшим установленного возраста. В настоящее время за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции установлена административная ответственность, а за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним — уголовная ответственность. В качестве санкции за административное правонарушение установлен только административный штраф, за уголовное правонарушение — штраф или исправительные работы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Однако штраф не препятствует совершению новых правонарушений, так как предпринимателю не сложно его заплатить. Расходы на оплату штрафа быстро окупятся прибылью от торговли с нарушением правил, в частности, продажей алкогольной продукции несовершеннолетним.
Кроме того, не секрет, что аннулирование лицензии вследствие нарушения правил розничной продажи алкоголя не является эффективным способом борьбы с несоблюдением законодательства. Тот же самый собственник юридического лица, у которого была аннулирована лицензия, уже буквально через 2-3 месяца может зарегистрировать новое юридическое лицо, получить новую лицензию и продолжать торговать алкоголем до следующего нарушения. После этого он опять регистрирует новое юридическое лицо, получает новую лицензию и ситуация повторяется снова.
— И как же можно пресечь такой порочный круг?
— Законопроектом предлагается дополнить перечень оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя юридическим лицам, собственники и руководители которых ранее привлекались к административной или уголовной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. По сути это означает пожизненную дисквалификацию для собственников и руководителей организаций, нарушающих правила продажи алкоголя. Иными словами, собственник фирмы, единожды нарушивший правила розничной продажи алкоголя, уже никогда не сможет заниматься бизнесом, связанным с оборотом алкоголя. А ведь именно собственники и руководители фирм заинтересованы в увеличении своей прибыли даже путем нарушений правил торговли, и именно они дают указания продавцам на совершение противоправных действий. Соответственно, именно, они и должны нести основную ответственность.