«Моя задача – продвижение законодательных инициатив области на федеральном уровне», – говорит экономист Николай ЖУРАВЛЕВ. Он представляет наш регион в Совете Федерации с мая прошлого года. Мы поговорили с сенатором о том, что ему уже удалось сделать, о том, что надо сделать, чтобы регион развивался быстрее, и о том, как защитить людей от произвола кредитных организаций.
— Члена Совета Федерации обычно спрашивают, как он может пролоббировать интересы региона. Какие вы видите возможности, способствовать развитию нашей области?
— Сейчас мы, например, провели работу по включению облигаций Костромской области в Ломбардный список Банка России. Если облигации присутствуют в ломбардном списке, то держатели могут заложить их в Центральном банке по низкой ставке. Это позволит выполнить нашу задачу – сделать заемные средства для региона дешевле, потому что следующий выпуск облигаций мы сможем разместить по более низкой ставке, то есть по сути взять более дешевый кредит.
— Я знаю, что вы участвовали в подготовке, наверное, самого известного инвестиционного соглашения прошедшего года – «Мотордетали» и концерна Kolbenschmidt.
— Надо сказать, что бизнес, тем более иностранный, перед тем как прийти в новый регион, всегда проявляет осторожность. Что касается «Мотордетали», то совместно с губернатором и руководством предприятия мы провели огромную работу по подготовке этого соглашения. Известно, что на «Мотордетали» ситуация не самая простая – всем бы хотелось, чтобы завод производил детали не только для техники, которая делалась еще в Советском Союзе, но и для тех автомобилей, которые мы сейчас импортируем и производим на территории нашей страны. А для этого нужен доступ к технологиям. Предприятие займется производством поршней для двигателей крупнейших автоконвейеров мира – «Рено», «Ниссан», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», БМВ и многих других. Кроме этого, я надеюсь, что нам удастся решить вопрос со строительством ЦБК.
— Многие костромичи слышали о проекте «500 бассейнов», который вы курируете. Скажите откровенно, бассейн в городе все-таки будет?
— Я убежден, одного бассейна нам будет недостаточно. Поэтому мы готовим еще две заявки на строительство бассейнов в Костроме по программе «Единой России». А первый бассейн должен быть построен уже к концу этого года, сроки у нас самые сжатые. Планируем, что он будет самым большим в Костроме, а заодно возродится и стадион «Юность», который в последние годы был в плачевном состоянии. Нам нужны такие современные спорткомплексы, которые позволяли бы развивать и профессиональный спорт и создавали бы комфортные условия для занятий массовым спортом. Мы с коллегами много сделали, чтобы нашу заявку поддержали в Москве и мы смогли получить федеральные деньги. Мне кажется, важно то, что работали все вместе – и КГУ им. Н.А. Некрасова, и региональное отделение «Единой России», и областная администрация, поэтому у нас все получилось.
— Осенью прошлого года вы стали инициатором проекта «Честные финансовые услуги». Что это за проект?
— Дело в том, что почти все наши граждане каждый день имеют дело с банками, кто-то участвует, например, в долевом строительстве и очень многие берут потребительские кредиты. Как в недавнем прошлом финансист-практик я прекрасно знаю, что потребитель во взаимодействии с различными организациями оказывается заведомо в проигрышной ситуации. На стороне компаний – огромный штат юристов и лоббистов. По нашей оценке, споры в сфере потребительского кредитования к середине 2011 года затрагивали интересы 8,5 миллиона человек.
— И что же делать?
— Я считаю, что закон должен четко гласить: приоритет – это права потребителей, а не банков. Например, сейчас мы работаем над законопроектом «О потребительском кредитовании». Я выступаю с инициативой внести в закон следующие положения: запретить банкам пересматривать договор в одностороннем порядке, ввести жесткие ограничения для банков на установление комиссий, ввести право заемщика на возврат заемных средств в течение 14 дней после получения без каких либо штрафов, комиссий или процентов, обязать суды рассматривать спорные дела по месту жительства заемщиков, а не головного офиса банка-кредитора. Это только самое важное, в проекте еще много нюансов – но думаю, главный принцип вы поняли – человек должен быть защищен. Сейчас над законопроектом трудится рабочая группа, которая должна учесть все пожелания, – в нее входят представители Минфина, Администрации Президента, Федеральной антимонопольной службы, Роспотребнадзора, Высшего арбитражного суда, Ассоциации российских банков.
— Не секрет, что бывают случаи, когда вовремя не возвращенный кредит оканчивается для человека долгими судами и даже неприятным общением с коллекторским агентством.
— По поводу коллекторов: убежден, что их деятельность надо жестко контролировать. Как, кстати, и работу многочисленных микрофинансовых организаций. Сейчас мы над этим работаем. Думаю, никому не хотелось бы, чтобы у нас снова появились финансовые пирамиды. Что касается судов, то и мировая практика, и мой опыт говорят о том, что конфликтные ситуации можно решить и без суда. Поэтому я считаю, что федеральные власти должны подключиться к созданию институтов досудебного урегулирования споров. В каждом регионе должна быть такая служба. Чтобы любой костромич знал, к кому он может обратиться за помощью в случае, если он считает себя обиженным кредитной организацией. И он должен быть уверен, что там с него не возьмут ни копейки, его жалобу рассмотрят профессионально и помогут отстоять его законные права.
— Вы часто встречаетесь с людьми в общественной приемной Владимира Путина. С какими проблемами приходят люди?
— Надо сказать, что сейчас приемная Владимира Путина – это один из самых эффективных инструментов оказания именно конкретной помощи. Как правило, людей больше всего волнуют вопросы с жильем, сложности нашего ЖКХ, а также социальные проблемы. Хорошо, когда ситуацию можно решить на месте, но часто вопросы касаются тех вещей, которые надо разрешать на федеральном уровне. Были вопросы, по которым мы обращались в Министерство образования и науки и Министерство здравоохранения и соцразвития РФ. Часто удается помочь достаточно быстро – например, мы помогали восстанавливать инвалидность, устраивать детей в детские сады, оказывали помощь в оформлении временной регистрации – без этого людей на работу не брали, добивались выделения путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. Надо сказать, что костромская общественная приемная Владимира Путина – одна из самых эффективных в стране, у нас процент обращений, по которым людям удалось помочь, около трети, это намного больше, чем в среднем по стране.
— Иногда складывается впечатление, что некоторые люди приходят на прием к депутатам и сенаторам просто затем, чтобы их выслушали.
— Я не считаю, что это плохо. У нас некоторые чиновники так себя ведут, что люди просто пугаются. Такой барьер между обществом и властью – это неприемлемо. Регулярное общение с людьми помогает держать руку на пульсе тех проблем, которые их волнуют. Ясно, что если число обращений по какой-то теме резко растет, значит, здесь у нас неблагополучно, нужно решать этот вопрос.
Беседовал Олег ИВАНЦОВ,специально для портала K1NEWS.
— Из досье —
Николай ЖУРАВЛЕВ родился 1 сентября 1976 года.
Закончил Финансовую академию при Правительстве Российской Федерации. С 2002 по май 2011 года — председатель правления ООО ИКБ «Совкомбанк». С 2007 по апрель 2011 года — секретарь политсовета Костромского регионального отделения партии «Единая Россия». С 2005-го – был депутатом Костромской областной думы, с 2010 года — первым заместителем председателя облдумы. С мая 2011 года представляет интересы Костромской области в Совете Федерации.