Нет пределов совершенству
— Татьяна Леонидовна, расскажите немного о себе.
— Родилась в Костромской области, в Шарье. У меня есть старшая сестра. Мама трудилась товароведом, папа работал в сплавной конторе. После школы поехала покорять областной центр. Хотела стать журналисткой, но не поступила на журфак. Окончила колледж культуры, попала на курс к Татьяне Ивановне Очагавия. Она и ее замечательный муж Эмиляно Лоренсович привили мне любовь к театру. С третьего курса я работаю в этом театре.
— Больше попыток стать журналистом не предпринимали?
— Нет, окончила театральный институт в Ярославле. Хотя думала, что окончу колледж культуры и все равно пойду на журналистику, но не сложилось.
— Когда вы решили стать артисткой и почему?
-Знаете, вообще не мечтала. Просто так получилось. В школе я занималась в театральном кружке. Я сыграла в возрасте восьми-девяти лет и Герду, и Красную шапочку, и падчерицу из «Двенадцати месяцев». Все говорили, что у меня неплохо получается, но я никогда не хотела связывать свою жизнь с театром.
— В последнее время в репертуаре театра стало много музыкальных спектаклей. Вы ведь еще и поете?
— Может, пока я пою не так, как хотелось бы, но я очень стараюсь. Нет пределов совершенству – я учусь петь. Мы здесь все стараемся совершенствоваться.
— С какими трудностями сталкиваетесь в профессии?
— Совместить несовместимое, всегда везде все успеть. Я ведь еще и мама, а живем мы с сыном вдвоем, у него школа и секция. Плюс работа в театре, и все это так хочется успеть. Кроме того, хочется еще и отдохнуть, куда-то съездить.
— О чем вы мечтаете?
— О собственном уютном доме, в котором будет кот и аквариум с рыбками. Во дворе – качели и речка рядом.
Мужчина всей жизни
— Татьяна Леонидовна, как складывается личная жизнь?
— Была замужем, два года в разводе. Моему сыну Арсению восемь лет. Он занимается спортивной гимнастикой. Арсения в театре любовно называют сын полка, он частенько бывает со мной на репетициях.
— Что считаете своим самым большим достижением?
— Рождение сына, это – мое самое большое достижение в жизни. Это – моя любовь, мужчина всей жизни (улыбается).
— Как снимаете стресс после незаслуженной критики?
— Я считаю, что каждый человек имеет право на свое мнение. К критике я отношусь лояльно, у меня нет никаких стрессов. Я просто делаю выводы. Так, если критика заслуженная, то я что-то меняю в своей роли, в своем образе. Если критика незаслуженная, то я остаюсь при своем мнении и все. Как говорится, на вкус и цвет товарищей нет. Бывают сложные репетиции, какие-то стрессовые работы, когда на сцене приходится много плакать, переживая какую-то трагедию. Этот стресс действительно после спектакля нужно снять.
— Как вы это делаете?
— Я гуляю одна, люблю ходить пешком. Также помогают снять стресс поездки с сыном на природу.
— Чем занимаетесь в свободное время?
— Читаю, но в последнее время редко это получается. Настольная книга – «Мастер и Маргарита» Булгакова. Мечтаю сыграть Маргариту на сцене, но там необходимо обнажаться. Я пока этого не делала.
Актерская профессия безумно интересна
— Татьяна Леонидовна, ваши творческие планы?
— У нас сейчас на пятьдесят процентов поменялась труппа, поэтому пока занимаемся рутинной работой ввода в спектакли. Также полным ходом идут репетиции нового спектакля «Свидания по средам», это – очередная комедия положений в нашем театре. Там у меня прекрасная роль Елены.
— Что самое интересное в вашей работе?
— Понимаете, актерская профессия безумно интересна, в ней увлекателен и важен каждый этап работы и каждый процесс. Мне нравится разбираться в роли и узнавать что-то новое. Отчасти наша работа соприкасается с психологией, мы всегда узнаем много нового о человеческих взаимоотношениях. Я всегда пытаюсь понять, как же люди чувствуют себя в каких-то определенных обстоятельствах. У артиста всегда есть уникальная возможность помечтать и пофантазировать. Я всегда представляю, как поведут себя те или иные персонажи, если что-то произойдет.
— Испытываете ли волнение перед выходом на сцену?
— Всегда очень волнуюсь перед спектаклем. Контакт со зрительным залом, когда выходишь на поклон, стоит очень многого.
— Вы всегда видите людей в зрительном зале?
— Конечно! У нас же достаточно необычный театр – камерный, если вы успели заметить. Поэтому мы всех зрителей не только видим, но и чувствуем. Более того, все монологи я всегда произношу, глядя в глаза зрителям.
— Интересно, вы выбираете одного зрителя или все же на всех работаете?
— Это уже зависит от роли, от спектакля. Например, в спектакле «Клетка» по пьесе «Дорогая Елена Сергеевна» я читаю свой монолог, то мне каждому юному зрителю хочется это сказать. Надеюсь, что это перевернёт как-то их отношение к другому человеку, мировоззрение.
Театр – это живое искусство
— Татьяна Леонидовна, а если зритель спит или зевает, вам это не обидно?
— Бывает и такое, но мы стараемся такие вещи попросту не замечать. Хотя кто-то и пытается разбудить такого зрителя, а некоторые, наоборот, стараются потише играть – мол, пусть выспится человек (смеется). Бывает, что приходит на спектакль пара – муж и жена. Обычно женщина смотрит с воодушевлением, ей все нравится, а мужчина спит, может, с работы усталый пришел. Но мы все равно пытаемся заинтересовать зрителя. В любом случае, театр – это живое искусство.
— Нужны ли актеру какие-то особые качества, навыки?
— Бесстрашие! (Улыбается.) Мне кажется, что им я уже обладаю в полной мере. Знаете, когда премьера спектакля, то без бесстрашия не обойтись. Или, когда мы ездим на фестивали, то иной раз бывает страшно выходить на суд зрителя или жюри. Также беспокоишься, хорошо ли выглядишь. Актрисы всегда переживают, как правильно встать, какая подача, как сидит костюм. Кроме того, необходимо быть максимально сосредоточенным на звуке, на музыке, на всем, что происходит вокруг тебя…
— Вы и на гастроли нередко ездите, какие гастроли запомнились больше всего и почему?
— Таких было много. Запомнились первые гастроли в Йошкар-Оле, тогда я была молодая и неопытная актриса. Мы первый раз отправились на гастроли всем театром. Выступали с мюзиклом «Оливер Твист». Я там играла в массовке. Было весело. Кроме того, запомнилась безумная красота и потрясающее гостеприимство Дагестана, где мы тоже были на гастролях. Немало интересных встреч было в Белоруссии.
Вкус черешни
— Татьяна Леонидовна, какая роль вам наиболее запомнились?
— Это – моя первая главная роль в детском спектакле «Белка, которая гуляла сама по себе». Меня потом дети узнавали, говорили – вот Белка идет!
— Какую роль играете с наибольшим удовольствием и почему?
— Я не выделяю какую-то одну роль, они все разные и все любимые. У меня осталась тоска по одному спектаклю, который я, к сожалению, сыграла всего лишь один раз. Этот спектакль «Вкус черешни» ставил приглашенный из Польши режиссер. Я не попала на распределение ролей и была личным помощником режиссера. Я знала весь текст, все роли. Было запланировано десять спектаклей в августе, но режиссер уехал. Причем забрал с собой исполнительницу главной роли, а спектакль стоял в репертуаре. Тогда мне основательница театра Ольга Голодницкая сказала, что играть буду я. Я долго сопротивлялась, полагая, что не смогу сыграть женщину в возрасте. Это была моя первая возрастная роль, я к ней тщательно готовилась.
— Сложно играть возрастных героинь?
— Теперь уже нет, мне сложнее молодую героиню играть, так как нужно быть очень наивной и задорной.
— Были у вас роли, которые открывали второе дыхание?
— Да у меня каждая роль такая, я всегда в роль вкладываю частичку себя. Бывает, что в жизни какая-то трудная ситуация, но выхожу на сцену и сама начинаю верить в то, что говорю, буквально заражая зрителей оптимизмом. Как учил великий Станиславский, надо оставлять все за порогом сцены.
Красивой быть не запретишь
— Татьяна Леонидовна, считаете ли себя красивой?
— Безусловно! (Смеется.) Ну, какая женщина в актерской профессии не считает себя красивой? Хотя, если честно, то у меня к себе очень много претензий, но стараюсь не заморачиваться. В любом случае я, как публичный человек, слежу за собой, стараюсь хорошо выгладить. Да, и косметолога посещаю.
— В какие актерские приметы вы верите?
— Если роль упала, то обязательно надо на нее сесть и досчитать до стольких, сколько тебе лет. Это все актеры делают!
— Многие артисты проводят целый ритуал перед выходом на сцену, а вы?
— Открою вам свой секрет – у меня тоже есть ритуал. Когда попадаешь на новую сцену, то с ней сначала надо подружиться. Наши мастера всегда говорили, что сцена все чувствует, она живая. Перед спектаклем я ухожу за кулисы, и часть сцены за занавесом еще не задействована. Я сажусь на нее, разговариваю, желаю ей успеха, договариваюсь, чтобы мне на ней было комфортно.
— Не мешает ли вам фото- и видеосъемка во время спектакля?
— Если это не слишком назойливо. Когда же на нашем маленьком пространстве фотографы пытаются сделать фото из-за колонн, это отвлекает и мешает.
— Есть такой термин – актерская игра, это у вас правда – игра? Есть ли у нее правила?
— Мне кажется, что весь мир – театр, и люди в нем актеры. Любой человек в жизни – актер, ведь мы никогда не показываем себя такими, какие есть на самом деле. Главное правило – быть честным с самим собой.
Валентина ФАДЕЕВА.
Фото Николая Суворова.