Как привлечь врачей? 

— Евгений Владимирович, не могу не задать вопрос о доступности узких специалистов. Например, попасть на прием к неврологу сложно.

— Да, по неврологам пока есть дефицит в области. Он больше наблюдается в поликлиниках, потому что традиционно молодые врачи хотят работать в стационаре. Не хватает неврологов и в сосудистых центрах. Так, трех неврологов не хватает в сосудистом отделении Галича, столько же – в Шарье. Также двух неврологов ждут на работу и в первичном сосудистом отделении Костромы. Наша задача – укрепить амбулаторное звено, чтобы освободить от бремени стационары, чтобы эффективность лечения возросла.

— Что делается, чтобы привлечь врачей в регион?

— Сейчас появились изменения в порядке получения послевузовского образования. Минздрав направил все усилия на то, чтобы укомплектовать первичное звено. Сегодня согласно целевому договору с лечебным учреждением молодой врач должен не менее трех лет отработать в первичном звене либо терапевтом, либо педиатр, либо стоматологом.

Если есть у больницы потребность в узком специалисте, то она может предоставить ординатуру. Это налагает обязанности как на студента, так и на лечебное учреждение. Так, если студент не выйдет на работу в эту больницу, то он должен возместить приличную сумму за все шесть лет обучения. Это такое новшество. Вместе с тем, если больница не может предоставить место этому специалисту, то больница платит штраф в федеральный бюджет.

— Для нашего региона это, наверное, не актуально.

— Да, врачей у нас не хватает. Поэтому наш губернатор и областная администрация принимает все меры, чтобы их привлечь. Ни в одном регионе ЦФО таких мер социальной поддержки медикам, как у нас, нет.

Так, с 2012 года выделено более двухсот квартир, причем с правом приватизации, если человек проработал десять лет. Также медикам оплачивают наем жилья (8 тысяч рублей), в течение первых трех лет компенсация ипотеки (8 тысяч рублей). Второй год выплачивают единовременную выплату — пятьсот тысяч рублей врачам дефицитных специальностей. Теперь 500 тысяч рублей получают и фельдшеры. Немаловажно, что в программу включили и малые города.

— В Мантурове — 26 вакансий врачей, как там без медиков работают?

— Недавно туда пришел молодой терапевт, 15 студентов учатся в рамках целевых договоров, будем решать эту проблему. Уже заключаем целевые договора на 2019-й и последующие учебные года. Сейчас там большая нагрузка на медиков, частично мы распределяем экстренную помощь на Шарью, Кострому. Планируем там открыть сосудистый центр к концу 2020 года. 

-_qA_QxWNKk.jpg

За раннее выявление заболевания – поощрение

— В области достаточно высокий показатель заболеваемости онкологическими заболеваниями. Что делается, чтобы переломить эту печальную статистику?

— К врачам дефицитных специальностей мы недавно добавили и онкологов. По плану мы должны открыть до 2024 года Центр амбулаторно-онкологической помощи и до 2022 года Центр линейных ускорителей.

Все эти меры должны повлиять положительно на то, чтобы переломить статистику по онкологии. К сожалению, смертность от онкологических заболеваний не снижается (246,7 на 100 тысяч). Это выше, чем в среднем по России. Этому способствуют как субъективные, так и объективные факторы. Отчасти это связано и со старением населения. Не буду скрывать, есть и недоработка на этапе первичного звена, в первую очередь из-за низкой укомплектованности.

— Давайте поговорим о ранней диагностике заболеваний.

— К сожалению, далеко не всегда проводят качественно диспансеризацию и профосмотры. Некоторые медики просто не успевают, но есть и такие, кто недостаточно добросовестно относится, но их немного.

Многие квалифицированные специалисты выявляют заболевания на ранних стадиях. Кстати, за это предусмотрено поощрение, за выявление на ранней стадии онкологического заболевания.

У нас есть проблемы сопровождения онкобольного – от выявления заболевания до лечения и наблюдения. Этим должны заниматься как участковые специалисты, так и врачи узких специальностей. Но в помощь им информатизация. Так мы сделали модуль по мониторингу онкологических заболеваний, каждый врач теперь может отследить судьбу больного.

— Евгений Владимирович, как вы оцениваете состояние здравоохранения в регионе?

— Состояние здравоохранения мы оцениваем прежде всего по демографическим показателям. Наша основная задача – увеличение продолжительности жизни путем снижения смертности. Причем этим должно заниматься не только здравоохранение. Согласно научным исследованиям, вклад медицины – от 20 до 30 процентов в этом. Остальное – социально-экономические факторы, образ жизни и даже привычки.

Нельзя забывать про здоровый образ жизни, минимальные вложения в свое здоровье дают максимальный эффект. Тем не менее, мы, медики, должны делать все, что от нас зависит.

— Смертность в регионе снижается?

— Да, за последние пять снижение – более чем на пять процентов. За последний год динамика несколько замедлилась, смертность снизилась на 0, 8 процента (14,7 на 1000 населения). Снижение смертности медленно, но верно происходит.

Так, снизилась смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, от заболеваний органов дыхания и пищеварения. Значительно снизилась младенческая смертность – более чем на пятнадцать процентов (5,7 на 1000). Такого никогда не было. 

Медицинские центры – в новом формате 

— Что вы можете назвать в числе первоочередных задач?

— Необходимо менять самосознание людей, сделать все возможное, чтобы они вели здоровый образ жизни. Также ключевая задача – выявить заболевание на ранней стадии и развитие специализированной помощи. Если у человека появилось заболевание, то его надо качественно пролечить.

В новых центрах, которые планируем построить, человек максимально быстро сможет получить квалифицированное лечение. Сейчас в поликлиниках достаточно большие очереди на обследование, необходимо, чтобы заболевший человек мог в короткие сроки обследоваться. Также предполагается переоснащение имеющихся сосудистых центров, так как их оборудование уже частично пришло в негодность.

В новом формате будет работать и региональный сосудистый центр, мы его переносим на площади кардиодиспансера. Там планируется ремонт, сейчас ведется проектирование. В планах – установка второго ангиографа, который позволяет осуществлять внутрисосудистое вмешательство при инфарктах миокарда и спасать жизни людей. Там будет на шестьдесят коек больше.

— Евгений Владимирович, какие знаковые события произошли в областном здравоохранении в прошлом году?

— Мы активно участвуем в национальных проектах. Когда-то наша область была обделена федеральными проектами, а сейчас все изменилось. У нас давно не строились новые объекты, а буквально через месяц мы приступим к строительству Центра линейных ускорителей на базе онкодиспансера в Костроме. По каждому проекту есть четкий план мероприятий, сроки и показатели, за которые будут спрашивать. Планка очень высокая, мы должны снизить смертность на двадцать процентов. Это будет сложно.

— Деньги просто так не дают. А сколько средств поступит на реализацию этих нацпроектов?

— Консолидированный бюджет – более 5, 7 миллиарда рублей. Большая часть – федеральные средства. Безусловно, это поможет развитию здравоохранения области. 

C5R_QJGC5M8.jpg

Мобильные комплексы 

— Много говорят об оптимизации системы здравоохранения региона. Что имеется в виду?

— Народ почему-то от слова оптимизация не ждет ничего хорошего, а зря! Изначально она преследует благие цели. Для малых населенных пунктов предусматриваются выездные формы работы.

Поступит тринадцать мобильных ФАПов, оснащенных даже лучше, чем стационарные ФАПы. Там есть все необходимое, чтобы провести профосмотр и оказать неотложную помощь. Причем может даже без электричества работать, на генераторе. Люди очень ждут эти ФАПы.

Кроме этого, в глубинку будут выезжать мобильные комплексы – два маммографа и один флюорограф.

— Сейчас перед системой здравоохранения стоит непростая задача: повысить уровень удовлетворенности населения медицинскими услугами. Какие срочные меры помогут добиться этого результата в области?

— Опросы проводятся регулярно страховыми организациями, фондом ОМС и независимыми организациями. Знаете, во многих районах у половины населения вызывает обеспокоенность состояние здравоохранения. Но есть и положительная динамика, которая напрямую зависит от наличия кадров.

Вот Островский район укомплектован почти на сто процентов кадрами, благодаря слаженной работе администрации района и главного врача ЦРБ. Мы должны привлечь в наш регион более 600 врачей. Это трудная задача, но сейчас 80 человек учится в ординатуре, и более 500 человек на программе специалитета, несомненно, мы ждем их возвращение в регион.

— Знаете, что-то изменить в медицине можно без солидных вложений.

— Да, есть ряд вещей, которые не требуют капитальных вложений. Казалось бы, вроде малозначительные вещи. Например, в гардеробе зимой не хватает вешалок, это вызывает раздражение у людей. Им приходится шубу носить в руках или ждать очереди, пока освободится вешалка. Бывает, что в жаркую погоду в учреждении нет воды, отсутствует кулер. Из мелочей и складывается целое, и это важно. 

Магнитно-резонансный томограф 

— Часто приходится слышать жалобы на детское здравоохранение, будут ли там перемены?

— Мы участвуем в федеральной программе. Планируем переоснастить детские поликлиники. Уже сейчас эта работа идет. Это не только ремонт и приобретение нового оборудования, но и создание комфортных условий для пребывания в данных учреждениях.

В перспективе – магнитно-резонансный томограф для детской областной больницы. Это очень необходимо. Сейчас зачастую маленьких детей на обследование мы направляем в другой регион.

— Евгений Владимирович, что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

— Хочется пожелать дальнейших успехов в работе, развития, ведь медицина шагает вперед. Всем медикам и их близким от души желаю крепкого здоровья. Также всем желаю семейного счастья, ведь крепкая семья – огромное подспорье и в работе, и в жизни. Пусть у всех будет крепкий тыл, где их всегда ждут и любят.

Валентина ФАДЕЕВА.

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...