Мечты сбываются

Анжелла Викторовна, вы с детства мечтали стать именно психологом?

— Знаете, у меня с детства была мечта – служить, носить погоны. Просто моей соседкой была женщина, которая работала в полиции. Она была невероятно красивая, особый шарм ей придавали именно погоны. Я смотрела на нее и мечтала быть похожей на нее. А мечты сбываются, теперь я в это верю (улыбается).

— И сколько  лет вы уже работаете за решеткой?

— Двенадцатый год работаю в мужской колонии. Сначала я трудилась психологом в отделе охраны. В основном работала только с сотрудниками, но во время отпуска и декрета заменяла психолога лаборатории. Поскольку сотрудники отдела охраны несут службу с оружием, сопровождение психолога им необходимо. Я проверяла их готовность как к несению службы, так и на применение оружия. Понимаете, депрессивные состояния изредка бывают не только у осужденных. Но тут сложность в том, что сотрудники неохотно идут на контакт с психологом. В Островском ведь мы все друг друга знаем. Кроме того, сотрудники скрытные, они не сразу хотят довериться психологу и рассказать о своих проблемах.

— Неужели осужденные рвутся на прием к психологу?

—  Многие осужденные хотят пообщаться с психологом, они нуждаются в этом. Как правило, обращаются молодые люди и мужчины зрелого возраста. Причем далеко не всегда к психологу их приводит именно депрессия. Просто депрессивное состояние мы стараемся ухватить еще тогда, когда осужденный находится на карантине. Некоторые приходят какой-то радостью поделиться. Так, как-то заглянул пожилой мужчина и, счастливо улыбаясь, сказал, что у него еще один внук родился. Бывает, что человеку необходим эмоциональный отклик. Я его тепло поздравила с тем, что он в очередной раз стал дедушкой. Некоторые осужденные приходят просто пообщаться.

— Есть ли какие-то отличия депрессии у тех, кто находится за решеткой?

— По-моему, никаких отличий нет. У нас отбывают наказание «второходы», то есть те, кто попал на зону не в первый раз. Тем не менее для кого-то то, что он вновь попал в колонию – огромный стресс. Чаще всего депрессивное состояние испытывают те осужденные, которые угодили за решетку по неосторожности. Например, попал человек в ДТП со смертельным исходом. Также нередко стресс испытывают и те, у кого большой срок. У них и период адаптации идет дольше, если у кого-то он длится два-три месяца, то тут он может быть от полугода и больше. 

— Сложно, наверное, и жить осужденным  строго по распорядку?

— Большинство быстро  с этим свыкается. Хотя нарушители режима, безусловно, есть, мол, «не хочу и не буду это делать».

Как сам психолог лечит хандру?

— Что это вообще за заболевание – депрессия?

— Депрессия – это одно из распространенных психических заболеваний. Но далеко не все признают у себя ее. Для депрессии характерно постоянное уныние, нежелание заниматься повседневными делами, отсутствие интереса к тому, что раньше приносило удовольствие, состояние безысходности, мысли о суициде, апатия ко всему. Иногда – уход в алкоголь и наркотики. 

Анжелла Викторовна, наверное, чаще все же бывает обыкновенная хандра, а не депрессия?

— Конечно, подавленное настроение бывает у многих, но оно быстро проходит. Многим не хватает солнца, тепла и света. Иногда даже я хандрю…

Как вы сами лечите хандру?

— Для меня лучшее лечение – прогулки на свежем воздухе. Сейчас немного подзабросила, а так – встаем на лыжи и поехали! Замечательно. Говорят, надо чаще улыбаться. Даже, когда плохое настроение, надо пересилить себя и улыбаться, это повышает настроение не только у себя, но и у всех окружающих. Также при плохом настроении надо себя чем-то побаловать. Например, что-нибудь купить. Или даже новую прическу сделать. Можно к друзьям в гости сходить. Главное – не замыкаться в себе, необходимо заставить себя выйти из дома, просто сменить обстановку.

— С какими проблемами к вам чаще всего обращаются осужденные?

— С самыми различными. Так, некоторые переживают за близких, которые на воле. Мужчина среднего возраста испытывал беспокойство за новорожденного ребенка, которому он никак не может помочь. Дело в том, что его супруга пьет. Когда-то и он сам злоупотреблял, но в колонии осознал всю пагубность этой привычки. Вот мужчина все и думал о том, что раз жена так сильно пьет, то и ребенка вполне могут у нее отобрать. Эти мысли просто не давали ему покоя. Он готов сделать все, что угодно, лишь бы быть рядом с малышом. Этот мужчина решил написать ходатайство о переводе его в колонию-поселение, где он сможет заработать и высылать деньги в семью. Для осужденных иной раз важно просто выговориться.

DSC_1052.JPG

Как снизить уровень тревожности?

Анжелла Викторовна, а чем вы лечите депрессию?

— Знаете, именно депрессию лечит врач. Мы обращаемся к специалисту, к нам приезжает психиатр из другой колонии. Психологи стараются объяснить человеку, что ему действительно нужна помощь специалиста, который и назначит в случае необходимости антидепрессанты. 

Главное — вовремя ухватить депрессивное состояние и на начальной стадии действительно можно помочь. Как правило, я советую вести активный образ жизни, не обращать внимания на какие-то отрицательные моменты. Знаете, однако далеко не все воспринимают это. Мы следим за эмоциональным состоянием человека, пытаемся снизить его уровень тревожности, используя разные психокоррекционные мероприятия. Например, на снижение агрессивности.

— Расскажите, пожалуйста, об этом более подробно.

— Так, успешно используется музыкотерапия. Люди садятся, включаю музыку, которая может быть и со словами. Устраиваю и сеансы медитации, используя и восхитительные картинки, типа водопадов, распускания цветов, и речь специалиста. Сеансы бывают как индивидуальные, так групповые, и в зависимости от контингента.

— От депрессии можно избавиться без лекарств?

— Все индивидуально. Многое зависит от степени депрессии, так на ранней стадии вполне можно обойтись и без лекарств.

Сезонное обострение

Анжелла Викторовна, правда ли, что весной и осенью неизменно происходит вспышка депрессивных состояний?

— Да, в это время депрессия обостряется, однако чаще обращаются весной и осенью люди, которые страдают нервно-психическими заболеваниями и состоящие на учете у психиатра. Совсем проблемных осужденных в колонии  я бы выделила человек шесть. Поверьте, они не остаются без внимания психолога и психиатра.

— Какие события могут вызвать депрессию?

— Смерть близкого человека, разрыв отношений, потеря работы. В подобных ситуациях человеку нельзя оставаться одному. Бывает и генетическая предрасположенность к заболеванию, связанная с наличием болезни у родственников, а также с психосоматическими заболеваниями.

Анжелла Викторовна, как выявить человека, который склонен к депрессии?

— Я стараюсь общаться с людьми, наблюдая их уровень тревожности. Важно, конечно, идет человек на контакт или нет. Необходимо вывести человека на разговор, чтобы понять, какие у него проблемы. Не всегда это удается с первого раза, иногда – со второго-третьего. Потом уже и сами приходят. Также помогает выявить склонность к депрессивным состояниям и тестирование. Специальные карточки изучают уровень тревожности. По тому сочетанию цветов, которые выбрал человек, можно судить о том, повышен ли у него уровень тревожности.

 — Были ли у вас нестандартные ситуации?

— Помню, пришел молодой парень, сел на диван и молчит, глядя в одну точку. Промолчали пятнадцать минут, он встает и говорит – спасибо! Я всю ночь не могла уснуть, беспокоясь за парня, поскольку у него раньше были попытки суицида. На другой день он все объяснил – ему надо было побыть одному и подумать. То есть, находясь с ним в одном помещении, я ничуть не мешала ему.

— Наверно, проводите и профилактические мероприятия?

-Постоянно (раз в полгода) изучаю социально-психологический климат у осужденных и сотрудников. Кроме того, с теми сотрудниками, за которыми закреплено оружие, планируется проведение психодиагностики. Бывают случаи, когда  сотрудник хандрит, и я обязана поставить об этом в известность начальство. Регулярно провожу и тренинги на стрессоустойчивость с сотрудниками, ведь они находятся из-за специфики работы в зоне риска. Да и вообще когда человек много лет трудится на одном месте возможно эмоциональное выгорание.

— Расскажите, как проходят тренинги?

— Мы садимся в кружок и общаемся. Мы-то все друг друга знаем, поэтому традиционную часть подобных тренингов, где люди представляются друг другу, проводим иначе. Я спрашиваю, как сотрудников зовут дома или как бы им хотелось, чтобы их называли. При этом можно передавать друг другу мяч или апельсин. Это позволяет успокоиться и настроиться на рабочий лад. Потом идут упражнения. Например, два человека встают не очень далеко друг от друга. Один сотрудник спиной падает на другого.  Тот должен удержать его. Это упражнение помогает научиться доверять друг другу, повышается и стрессоустойчивость.

Наше досье

Анжелла Веселова родилась в Островском. Окончила Галичский педагогический колледж, педуниверситет. В детдоме отработала 11 лет. Воспитывает дочь и сына.

Валентина ФАДЕЕВА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...