Обзаведясь компьютерами и цифровыми телефонами, человечество не могло не придумать медицинскую диагностику на расстоянии. Теперь она развита повсеместно, появилась и в нашей области. Второй год как в Костромской области запущен и работает пилотный проект по диагностике кожных новообразований с помощью фотофиксации и онлайн-консультаций. О новшестве нам рассказывает инициатор проекта, врач-онколог Антон Гурин.
Это техника дошла
— Антон Васильевич, как возникла идея консультирования на «удалёнке»?
— Удаленная медицина в настоящее время довольно широко распространена на северо-западе нашей страны. Во многом тут заслуга академика Сергея Фёдоровича Багненко, ректора Первого Санкт-Петербургского медицинского университета имени Павлова. Его убеждение: при необъятной географии России, используя телемедицину, онлайн-консультации, можно обеспечить специализированной высокоточной помощью жителей удаленных районов. Доктора из районных больниц, не выходя из своих кабинетов, могут проконсультироваться с коллегами из специализированных медицинских центров, и все благодаря современной цифровой технике.
Что касается нашего проекта, то он направлен в первую очередь на профилактику опухолевых заболеваний кожи и выявление их ранних стадий. Когда в начале прошлого года я приехал работать в Кострому, то столкнулся с неутешительной статистикой: на регион с 650 тысячами населения приходилось около тысячи случаев злокачественных опухолей кожи. В год! Это очень много, средние статистическое показатели при таком количестве населения почти в два раза меньше. Собственно отсюда и проект: большую волну заболеваний способна укротить только ранняя выявляемость. Нам очень помогла активная поддержка проекта со стороны заместителя директора департамента здравоохранения области Валерии Георгиевны Стрелец. Наше начинание также поддержали московские коллеги — профессор Михаил Алексеевич Кропотов, ведущий специалист в лечении опухолей головы и шеи, академик Игорь Владимирович Решетов, инициатор онкоскрининга по опухолям головы и шеи в нашей стране. Никогда не отказывают в консультативной помощи в сложных случаях.
— Правильно я понимаю: любой житель области, заподозривший, что разрастающееся пятнышко на его коже чревато онкологией, может его сфотографировать и послать снимок по электронной почте для диагностики вам?
— Именно так. Визуальное изучение при большом разрешении позволяет дать ответ об обоснованности или необоснованности подозрений.
— И если там все серьёзно?
— Вызываем к нам, где уже проводится дальнейшее обследование.
Соцсети — не только поболтать
— Как люди узнают о вашем проекте?
— Изначально программа фотофиксации и фотоконсультации реализовывались в социальных сетях. Во «Вконтакте» создали группу «Костромской онкологический диспансер», в которой сейчас состоят свыше 500 подписчиков. В «Фейсбуке» люди обращаются непосредственно на мою страничку. К сожалению, костромичи не в большинстве. Чаще пишут из других регионов. Но это не повод для расстройства. Потому что привлечение пациентов из других регионов положительно сказывается на статусе и престиже нашего начинания. За год мы пролечили сорок человек из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. А это возможность закупать современное оборудование, проводить мастер-классы.
— Благодаря платному лечению иногородних?
— Благодаря развитию медицинского туризма. Данный проект позволяет привлечь дополнительные источники из других регионов, но для пациентов это все бесплатно — по полису ОМС.
— Как отреагировала костромская глубинка на ваш проект?
— Преимущественно на «удаленке» консультируем пациентов из районов области, уже прошедших у нас лечение. Приходят снимки даже от восьмидесятилетних, пожилые люди дозваниваются по Вайберу, Ватсапу. Им в этом деле помогают дети и внуки. Информацию же о новых пациентах, как правило, присылают районные онкологи, с которыми у нас сейчас хорошая связь. Получаем снимки и в режиме онлайн проводим консультацию, рекомендуем необходимое обследование. В итоге человек экономит на транспортных расходах, ему не нужно мотаться несколько раз в областной центр для получения заключения врачей. Приезжает уже с пакетом готовых документов и анализов для госпитализации у нас.
Когда медлить нельзя
— Какие изменения на коже должны нас непременно настораживать?
— Когда родинки меняют цвет. Изъявления, образование корочек. Розовые образования, которые раньше не беспокоили, а после травмы начали мокнуть. Может быть зуд, болезненность, но не всегда. Есть люди, подверженные гипердиагностике. Появился прыщик, язвочка — на третий день бегут к онкологу. Настораживать должны новообразования, которым более трёх недель. Самые опасные проявления, конечно, меланомы. Если на фоне здоровой кожи появляется пигмент неравномерной окраски (чёрной, коричневой, синей, белесой), то тут медлить с визитом к врачу-онкологу никак нельзя.
— А какова симптоматика новообразований головы и шеи?
— Основные жалобы: изменение тембра голоса, неприятные ощущения и дискомфорт при глотании, гнойные кровянистые и зловонные выделения, увеличение лимфоузла, припухлость. Обычно в этих случаях мы консультируем докторов-отоларингологов, стоматологов. При недавней поездке в Поназырево столкнулись с подозрением на новообразование губы. Сразу был выполнен соскоб. Обратную связь уже держали с доктором — для направления пациента к нам.
— Главное — не впадать в панику?
— Абсолютно! Это все лечится. Причём с хорошими результатами. Совместно с доктором Никифировой, профессором Кропотовым выполняем операции, которые реализуются в федеральных онкоцентрах Москвы, Санкт-Петербурга, Томска. У нас есть возможность восполнять дефекты утраченных тканей носа, ушных раковин. Кроме того, с прошлого года успешно используется метод криотерапии, при котором новообразование удаляется не скальпелем, а с помощью замораживания. За минувший год этим методом с максимальным косметическим эффектом мы излечили 150 человек. Результаты нашей работы были даже представлены на международном конгрессе в Санкт-Петербурге, состоявшемся в апреле нынешнего года. Речь не про то, какие мы молодцы, а о том, что региональная медицина развивается и совершает определенные прорывы.
Учатся врачи и пациенты
— Насколько известно, в рамках проекта проводится учеба медиков из других учреждений здравоохранения.
— Да, с прошлого года была организована школа докторов и фельдшеров. Все началось с того, что сначала у нас прошёл «круглый стол», на который пригласили районных онкологов и лиц, выполняющих их обязанности. В рамках мероприятия был открыт приём пациентов без записи. И в течение недели эти доктора на добровольных началах принимали и консультировали откликнувшихся на акцию костромичей. Из пятидесяти человек, обследованных за неделю, у двух были выявлены опухоли. Это очень полезный результат. А для докторов из районов области — профессиональный опыт.
Недавно была проведена школа докторов станции «скорой помощи». Также по программе ранней диагностики опухолей. 6 августа (в 16 часов) у нас запланирована школа пациентов. В её рамках предусмотрены лекция и практикум по правильному уходу за кожей. Оптимальное количество группы — 30 человек. Заранее можно записаться на моей страничке в Вайбере и по телефону: 8-905-281-81-81. Учебу пациентов мы будем проводить еженедельно с тем, чтобы в сентябре-октябре пролечить тех участников программы, кому медицинская помощь необходима.
Татуировки и родинки
— Антон Васильевич, у меня еще несколько конкретных вопросов от наших читателей. Сейчас наблюдается повальное увлечение татуировками. Вреден ли подобный способ самовыражения при наличии родинок?
— По крайней мере, не так опасен, как бесконтрольное посещение солярия. К тому же у нас сейчас сильно изменилась география отдыха. Люди выезжают на моря круглогодично, но при этом многие забывают защищать свою кожу: не пользуются солнцезащитными кремами, проводят время на пляже в самый солнцепёк да ещё вместе с детьми. Между тем, даже однократное получение солнечного ожога увеличивает риск развития злокачественных опухолей кожи.
— Есть мнение, что родинки вообще лучше не трогать, в смысле – не удалять их.
— Заблуждение! Родинки нужно удалять, только правильно. К сожалению, сейчас появилось большое количество косметических кабинетов, где зачастую берутся за эту процедуру без выполнения каких-либо исследований. И нередко удаляют злокачественную опухоль, принимая её за доброкачественную. Результат — распространение заболевания. Хочу также напомнить, что наилучшим временем года для удаления доброкачественного новообразования является осень-зима.
— Призовём наших читателей стать участниками вашего полезного проекта?
— Непременно. Ради этого и наш сегодняшний разговор.
Алевтина НОВИКОВА.
Фото Николая СУВОРОВА.
Из досье:
Антон Гурин — врач-онколог, челюстно-лицевой хирург, пластический хирург. 32 года. Окончил Военно-медицинскую академию имени С.М. Кирова (г. Санкт-Петербург), интернатуру по онкологии, интернатуру по хирургии, ординатуру по челюстно-лицевой хирургии. Прошёл профессиональную переподготовку по специальности пластическая хирургия. В Костромском онкодиспансере работает с января 2017 года.