— Павел Кириллович, вы правда пришли на самый первый сеанс, чтобы посмотреть фильм?
— Да. В кассе нам сказали: «Все билеты забронировала 33-я школа, если только кто-то не придет». Мы с женой почти час ждали, чтобы купить билеты на второй ряд.
— Почему такой интерес?
— В нашей аджарской деревне я считался главным баскетболистом, потому что с детства занимался баскетболом. Тот исторический матч в 1972 году я смотрел в гостях у родственников, у которых был большой телевизор. До сих пор обидно: когда на последней секунде матча мы проиграли одно очко, я страшно расстроился и ушел домой. Всю дорогу плакал. А утром меня все поздравляли: оказалось, арбитр добавил 3 секунды, и наши удачно разыграли одну из заготовленных комбинаций. Мне хотелось вспомнить ту историческую игру.
— Понравился фильм?
— Да! Там есть неточности, но в главном это правдивый фильм. Спортсмены рвались к победе. Режиссеру, видимо, хотелось показать как можно больше наших ведущих игроков, поэтому он какие-то моменты взял из других игр. И баскетбол показан современный, более зрелищный. Раньше баскетболисты не взлетали над кольцом и не вбивали в него мяч. Это просто не было принято.
— Я читала, это считалось дурным тоном.
— Не слышал такого. А вот что действительно меня покоробило в фильме – тот момент, когда тренеры заходят в зал в обычной неспортивной обуви. Ни один спортсмен или тренер себе такого бы не позволил. Только в кедах, кроссовок у нас еще не было.
— Правда, что после олимпиады в Мюнхене вы вживую наблюдали игру наших баскетболистов и даже помогали судить их тренировки?
— Да. С 1973-го по 1976 год я учился в школе тренеров в Тбилиси по специальности «тренер по баскетболу». Они приезжали к нам на сборы, готовились к межконтинентальным кубкам. Мы помогали судить не только на тренировках. В качестве секретарей судьи мы обслуживали игры чемпионата Советского Союза. Следили за временем, поднимали таблички с результатами фолов. Не знаю, какими олимпийские чемпионы были в жизни, но на площадке это были боги. Мы могли только любоваться и восхищаться их игрой.
1996. Костромские баскетболисты с мэром Коробовым и олимпийским чемпионом Александром Болошевым
— Говорят, что в качестве судьи вы снялись в художественном фильме про баскетбол.
— В 1974 году в Тбилиси снимали музыкальный фильм «Центровой из поднебесья». В нем участвовали действующие игроки московского «Динамо», ЦСКА и баскетбольной команды Тбилисского политехнического университета. Они играли, мы судили. Съемка продолжалась неделю. Мне за это заплатили 34 рубля, большие деньги по тем временам. Еще вычли за бездетность, хотя мне было 17 лет. Но у меня была радость: я на экране!
— В кино тогда тоже на первый сеанс ходили?
— Да. Смотрел уже в Костроме в 1976-м, когда начал работать преподавателем физического воспитания в технологическом техникуме. Приехал по распределению. В кинотеатре сидел на первом ряду. В фильме «Центровой из поднебесья», кстати, есть отсыл к той мюнхенской победе. В одной сцене тренеры разбирают игру с американцами, на документальных кадрах наш спортсмен забивает мяч сверху. Но это кадры с другой игры, между клубами, а не между сборными. На мой 50-летний юбилей племянница подарила мне кассету с фильмом.
— В Костроме с именитыми баскетболистами вы уже не встречались?
— Почему? В 1996 году мы пригласили в Кострому олимпийских чемпионов Александра Болошева и Геннадия Вольнова. Они оба участвовали в той игре в Мюнхене. Мы с мэром Костромы Борисом Коробовым даже играли с ними в стритбол.
1980-е. П. Зайфиди тренирует команду по баскетболу.
— Кто победил?
— Ну, кто. Это был показательный матч. Они популяризировали уличный баскетбол.
— Павел Кириллович, извините, но ваш рост баскетбольным не назовешь.
— Когда я начинал, это была более демократичная игра. Конечно, все хотели высокого умного разыгрывающего. Наша задача была – помогать. У меня никто никогда не мог отобрать мяч. Единственный раз это получилось 15 лет назад у Олега Иноземцева. Он младше меня на 18 лет, сейчас возглавляет областную федерацию баскетбола. Я играл за команду ветеранов, из-за меня мы потеряли очко и проиграли. Я тогда сильно удивился и понял, что мне не нужно больше играть.
— Сейчас не занимаетесь баскетболом?
— Чисто баскетболом нет. Но его элементы применяю во время тренировок, которые провожу по выходным для детей-инвалидов в рамках проекта ОНФ «Равные возможности – детям!». Секцию веду бесплатно, просто потому что знаю, как спорт может помочь в развитии. У нас на этот Новый год даже елка была из баскетбольных мячей, дети сами ее построили.
1975 г. Кадр из фильма Центровой из поднебесья
— А вам спорт когда-нибудь помогал?
— Моя жизнь сложилась благодаря спорту. У нас была большая семья, надеяться на образование для всех не приходилось. Благодаря учителю физкультуры, тренерам я смог выучиться в столице республики. Конечно, с моей стороны потребовалась воля и самодисциплина, соблазнов было немало.
— Критики фильма «Движение вверх» говорят: сколько можно снимать о старых победах.
— О таких победах сколько не скажи – все мало. Я очень доволен, что появился фильм про эти 3 секунды. Я ждал его гораздо раньше. Жаль, что его не сняли, когда были живы многие герои той победы. Сейчас остались только четверо — капитан Модестас Паулаускас, Алжан Жармухамедов, Иван Едешко и Анатолий Поливода. У нас олимпийские чемпионы были гордостью всего Советского Союза, но кроме медалей они ничего не получили. Помните, несколько лет назад Владимир Путин вернул олимпийскую медаль советскому хоккеисту Виктору Шувалову. Спортсмен был вынужден ее продать в 90-е, чтобы выжить. Спасибо надо говорить при жизни.
Елена ВАСИЛЬЕВА.
Фото из архива П. К. Зайфиди.