И все-таки есть люди незаменимые и неповторимые. Нины Олеговны не стало 11 марта 2013 года, а брешь, образовавшаяся в общественной, гражданской жизни Костромы после её ухода ощутима до сих пор. Она была истинным правозащитником и демократом, потому что болела и боролась за человека — обиженного, обманутого, разуверившегося в справедливости. Вся её общественная деятельность — в экологическом движении «Во имя жизни», в партии «Яблоко», в историко-просветительском и правозащитном обществе «Мемориал», Комитете солдатских матерей — проникнута такой самоотдачей и горением, что люди тоже зажигались.
Она и проблемами солдат занялась не по разнарядке, а потому что к ней как к неравнодушному человеку пошли и с этими бедами, и она поразилась открывшимся язвам нашей армии. Тогда и было принято решение о создании Комитета солдатских матерей. Всем, кто обвинял её в очернительстве, она отвечала: «Мы не против армии, мы за здоровую армию».
Нет тех единиц измерения, в которых можно было бы подсчитать сделанное ею на посту председателя этой организации. И это был именно пост, который она никогда не сдавала. Ей звонили в любое время суток, и если надо, она тут же срывалась, встречалась, помогала. А ещё она как никто умела отстаивать интересы дела, которым занималась. Её принципиальность, скрупулёзность, настойчивость вызывали уважение даже у тех, кто был по другую сторону «баррикад». В том, что наша армия стала более открытым институтом, а не государством в государстве и что дедовщина уже не процветает махровым цветом, несомненно, есть заслуга и Нины Олеговны Тереховой.
Она родилась в семье офицера-фронтовика. И этим фактом, как и дворянскими корнями (род Потехиных) во многом можно объяснить её стойкий характер и внутреннее благородство. Но несомненно и то, что это был человек, сам себя сделавший, ибо требовательность её к себе была совершенно исключительной. А ещё на встрече в комитете солдатских матерей вспоминали её потрясающую любовь к природе, ко всему живому. В дверь её квартиры могли позвонить незнакомые и протянуть раненого котёнка. Знали: здесь возьмут и выходят. И выхаживала — собак, кошек, голубя с перебитой лапкой. Говорили на встрече о гармонии её внешней и внутренней красоты, о том, каким она была надежным другом и мужественным человеком. Даже когда болезнь не оставила никаких шансов, она продолжала заниматься правозащитной работой. Письмо, которое она набирала на компьютере в последний день жизни, было с требованием решить проблему людей…
После ухода из жизни Нины Олеговны Костромской областной комитет солдатских матерей пережил очень непростые времена, казалось даже, все пойдёт прахом. Но выстоял, потому что подставили плечо её сподвижники. К сожалению, не так давно не стало и Юрия Львовича Тихомирова, бессменного консультанта в комитете по медицинским вопросам. Сейчас в организацию пришли новые люди, настроенные на работу. Ведь её, несмотря на все перемены в армии к лучшему, по-прежнему очень много. …Со стены кабинета, где располагается Комитет солдатских матерей, смотрит с портрета Нина Олеговна. Вот и получается: по-прежнему в строю.
Алевтина НОВИКОВА.
«Народная газета» №42 от 18.10.2017