— Николай Васильевич, десять лет — это достаточно солидный срок для того, чтобы сделать вывод, насколько верным было принятое решение о создании Следственного комитета Российской Федерации?
— Факты и цифры красноречиво свидетельствуют о правильности принятого решения. Конечно, оглядываясь назад и вспоминая прошедший отрезок времени, мы видим, что становление Следственного комитета и его территориальных подразделений, в том числе в Костромской области, шло очень непросто, была проделана очень большая и плодотворная работа, давшая положительный результат.
— Расскажите о том, как начался и шел процесс формирования управления СКР по Костромской области?
— Я в то время работал прокурором города Костромы, и 31 июля 2007 года меня вызвали в Москву. О том, что создается Следственный комитет Российской Федерации, было уже известно. Но его формирование ожидалось только в сентябре. Поэтому причина моего вызова мне была неизвестна.
Кроме меня в следственное подразделение Генеральной прокуратуры РФ было вызвано еще несколько человек. В основном работники прокуратуры субъектов Центрального федерального округа на уровне заместителей прокуроров этих регионов. Тогда с нами беседовал В.И.Пискарев, впоследствии работавший 1-м заместителем Председателя Следственного комитета Российской Федерации. Он и рассказал о том, что начинается формирование штата будущего Следственного комитета при прокуратуре РФ. Поэтому и нам, на местах, тоже надо внести свои предложения по структуре, численности и персональному составу этих новых структурных подразделений в составе органов прокуратуры.
— А когда состоялась ваша первая встреча с Александром Ивановичем Бастрыкиным?
— Это было в самом начале августа 2007 года, во время одного из моих приездов в Москву. В этой беседе, проводившейся с каждым кандидатом для назначения на должность руководителя следственного управления того или иного субъекта Российской Федерации, А.И.Бастрыкин выяснял, что собой представляет данный претендент, какие у него планы на то, что нужно сделать в самое ближайшее время, какие задачи решить, каким образом сформировать работоспособную следственную структуру. Обсуждались структура и кадровые проблемы, в том числе кандидатуры руководителей ведущих отделов и подразделений управления. Фактически после этой встречи – тогда еще неофициально – было принято решение о моем назначении на должность руководителя управления СКР по Костромской области.
— Когда состоялось ваше официальное назначение?
— К концу августа структура и штат управления СКР у нас в области, правда, пока еще на бумаге, были полностью сформированы. Для начала работы оставалось лишь дождаться соответствующего приказа из Москвы. И ночь с 6 на 7 сентября я и другие руководящие работники, ядро формирующегося следственного управления по Костромской области, провели без сна, ожидая появления этого приказа. И только под утро 7 сентября из Москвы из Следственного комитета при прокуратуре РФ, наконец, поступил факс с текстом приказа о создании следственного управления СКР по Костромской области, утверждении ее структуры, численности, о моем назначении, а также именах заместителей и руководителей отделов.
— Как развивалась и укреплялась материальная база управления?
— Еще за неделю до появления официального документа о создании управления была достигнута договоренность с прокуратурой области о передаче в наше распоряжение помещения (а по сути дела целого этажа) в здании на улице Симановского, где на первых порах и разместился аппарат новой следственной структуры. Однако часть следователей по-прежнему занимали свои служебные кабинеты в здании прокуратуры.
В течение первых двух лет поэтапно решалась проблема с размещением сотрудников управления и его структурных подразделений на территории области в отдельные помещения и здания. В настоящее время в Костроме расположились следственные отделы по двум районам города Костромы и Костромской МСО. В городах Шарья, Мантурово, Галич, Буй и поселке Кадый находятся наши межрайоные следственные отделы, в подведомственность которых входит по несколько районов области. Аппарат управления размещен в новом пятиэтажном здании, построенном в 2011 году в городе Костроме на улице Никитской.
— Управление СКР по Костромской области даже по прошествии десяти лет отличается стабильностью кадров. По сути дела все те, кто вместе с вами стоял у истоков его создания, продолжают оставаться на своих местах. Это стабильность или застой?
— Никакого застоя у нас нет. Стабильность кадров — это признание высокого качества и эффективности работы. На протяжении целого ряда лет следственное управление СКР по Костромской области входит в двадцатку лучших в рейтинге Следственного комитета. По ЦФО – второе или третье место, а за первое полугодие текущего года у нас первое место по показателям работы. Поэтому текучки кадров у нас нет.
— За эти годы произошло существенное расширение компетенции следственных органов СК России, которые сегодня расследуют те уголовные дела, которые ранее не входили в подследственность СК.
— Когда создавался Следственный комитет, к его компетенции первоначально было отнесено расследование уголовных дел, ранее подследственных органам прокуратуры, – убийства, изнасилования, должностные преступления. В дальнейшем к подследственности органов СК России было отнесено расследование тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних лиц, преступлений в налоговой сфере и связанных с незаконным захватом предприятий (рейдерство), ряда других преступлений экономической и коррупционной направленности. При этом анализ динамики преступлений против личности на территории нашей области показывает устойчивую тенденцию к их сокращению. К примеру, если двенадцать лет назад происходило порядка 170-180 умышленных убийств в год, то в последние годы около 40 таких преступлений. На мой взгляд, подследственность СКР будет и в дальнейшем расширяться.
— Какие наиболее важные задачи стоят перед следственными органами СК в настоящее время?
— Основная задача – оперативное и качественное расследование преступлений. В настоящее время в практическую деятельность следователей внедряются новейшие достижения науки и техники, что приводит к скорейшему раскрытию преступлений. В СК России создается криминалистический центр, который будет оснащен передовым криминалистическим и экспертным оборудованием. Кроме того, в штаты следственных управлений по субъектам вводятся должности экспертов, что позволит сократить сроки проведения экспертиз.
— Сегодня большое внимание уделяется борьбе с коррупцией. Как обстоят дела с этой категорией дел у нас в области?
— Мы работаем во взаимодействии со всеми правоохранительными органами, расположенными на территории области: ФСБ, полицией, прокуратурой. Есть уголовные дела в отношении представителей власти, преподавателей вузов, врачей, сотрудников правоохранительных органов.
— Кого из работников управления СКР вы могли бы выделить в качестве примера?
— У нас все сотрудники ответственные и качественно выполняют свою работу, каждый на своем месте. Но основная, я бы сказал ключевая фигура, это следователь. Именно на них лежит основная нагрузка, хотя и все остальные сотрудники управления работают на конечный результат, которым является установление объективной истины, привлечение виновных лиц к уголовной ответственности и восстановление прав потерпевших от преступлений.
— Что бы вы хотели пожелать сотрудникам управления СКР по Костромской области?
— В первую очередь я желаю успехов в работе и терпения, поскольку работа у следователя очень сложная и напряженная. Всем благополучия и личного счастья!
Беседовал Александр ЗАЙЦЕВ.