С 1 января 2017 года на службу судебных приставов возложена обязанность по надзору за деятельностью коллекторских организаций. Государственный реестр этих организаций можно найти на сайте Федеральной службы судебных приставов. Новый федеральный закон о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности ввёл серьёзные ограничения в работу коллекторов.
Корреспондент K1NEWS.RU встретился с руководителем Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области — главным судебным приставом Костромской области Александром Малюшкиным, и узнал, можно ли найти управу на коллекторов и какие механизмы борьбы с ними существуют.
— Александр Сергеевич, ни для кого не секрет, что коллекторские агентства существуют. И методы воздействия на должников эти люди зачастую выбирают не просто незаконные, а иногда и жёсткие и жестокие. Но теперь и на коллекторов есть управа. Много ли людей за 6 месяцев 2017 года уже обратились за помощью в службу судебных приставов?
— C начала года сотрудниками Управления Федеральной службы судебных приставов России по Костромской области рассмотрены 34 обращения граждан на действия представителей юридических организаций, которые осуществляют деятельность по возврату просроченной задолженности как кредитных, так и коллекторских агентств. И более половины жалоб поступило на работу именно кредитных учреждений. Основные претензии — на телефонные звонки. В некоторых случаях они просто нескончаемые — и днём и ночью звонят должнику и требуют возвращения долга. Например, к нам обратилась за помощью женщина, которой, однажды, за сутки позвонили более 300 раз. Вы только представьте, в каком состоянии был человек.
— Напоминать о себе кредиторы, конечно же, должны, с этим никто не спорит. Но есть же какие-то ограничения?
— Да, вы правы. Кредиторы имеют полное право недобросовестным заёмщикам напоминать о долгах. Но всего один раз в день, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц. И то, в строго отведённые часы. Например, звонить должнику коллекторы могут с 8 утра и до 22 часов в будни. И с 9 утра и до 10 часов вечера в выходные дни. При этом я хочу отметить ещё один очень важный момент. Должник имеет полное право отказаться от общения по телефону с коллекторами, от личных встреч. Человек может не отвечать на голосовые, текстовые сообщения от коллекторов. Об этом также не стоит забывать. И самое главное, гражданам необходимо запомнить — в начале разговора коллектор должен сообщить свою фамилию, имя и отчество, либо наименование кредитора и лица, действующего от его имени.
— Александр Сергеевич, нередко коллекторы используют совсем нечеловеческие методы борьбы с должниками. Пишут на стенах в подъездах оскорбительные вещи. Умышленно распространяют конфиденциальную, и, порой, негативную информацию о должниках. Что в этом случае делать?
— Действительно, у нас были жалобы на действия коллекторов, когда они исписали весь подъезд должнику. Бывают ситуации, когда страдают родственники должников, например родители. Так, представители одной кредитной организации очень долгое время напоминали костромичке о необходимости заплатить долг за своего взрослого сына — 180 тысяч рублей. Ещё одна женщина была вынуждена обратиться в службу судебных приставов за помощью после того, как длительное время коллекторское агентство просто принуждало ее вернуть долг за бывшего хозяина квартиры, которую она купила. Костромичка не имела никакого отношения вообще ни к продавцу квартиры, ни, тем более, к его долгу.
— Как удалось помочь всем этим людям? И что вы посоветуете костромичам, которые столкнулись с подобным отношением со стороны банков, кредитных организаций и коллекторов?
— По всем этим и другим фактам сотрудниками Управления проведены проверки. Обращения и собранные материалы были направлены по месту регистрации юридических лиц, нарушивших федеральное законодательство. А по обращениям, касающимся деятельности кредитных организаций — в Центробанк. Уже сегодня у нас есть информация, что после нашего вмешательства нарушение прав граждан прекратилось. По крайней мере, повторных обращений от всех пострадавших от коллекторов не было.
Жители области, права которых нарушены действиями коллекторов, могут обратиться в Управление службы судебных приставов — должностные лица службы теперь вправе привлекать их к административной ответственности.