Профессия гончара в наше время становится одной из самых редких. В Костроме живет всего шесть мастеров, которые профессионально занимаются этим старинным ремеслом. Корреспондент портала K1NEWS.RU пообщалась с гончаром Владимиром ВЕРШИНИНЫМ. Человек, который работает с глиной более 25 лет, рассказал о самых необычных заказах костромичей, пользе глиняной посуды и случаях, когда мастеру приходится лепить кувшин с закрытыми глазами.
— Как вы начали заниматься гончарным делом? Почему выбрали именно это ремесло?
— Сначала появилась работа, а уже потом желание. Я случайно пришел в 90м году в гончарную мастерскую на улице Лермонтова, мне было 16 лет. Одновременно учился на киномеханика и стал подмастерьем у гончара Игоря Иванникова. Месил глину, занимался всем: от уборки помещений до сварочных работ. Года два учился, а потом начал самостоятельно работать за гончарным кругом. У меня все было наоборот. Сначала я освоил круг и начал зарабатывать первые деньги, и только потом мне понравилось само гончарное дело.
— В какой момент подмастерье допускают до гончарного круга?
— В мастерской был уговор: когда круг свободен — я могу заниматься, пробовать работать с глиной. От человека зависит: если есть желание научиться — всегда можно найти время, чтобы поработать за кругом.
— Что самое сложное для новичка?
— Самое сложное — решиться, и с моральной, и с финансовой точки зрения. Купить оборудование: печь и круг стоит немалых денег. В первые годы сложно все. Сложно сделать изделие, которое понравится тебе самому. Важно терпение и усидчивость.
— Расскажите поподробнее об этапах работы за гончарным кругом.
— Начинаем с того, что глину нужно правильно приготовить и замесить. К основным этапам работы относятся центрование материала на круге, затем вытягивание глины и придание ей формы. В конце изделие срезается с круга – это самый легкий процесс. Вытягивание глины — самое сложное, чему нужно научиться, второе по сложности — умение придать изделию красивую форму.
Можно делать одну кружку целый день, а можно 10 минут. Кружечка может быть толстая и неровная, а может быть тонкая и изящная. Существует много этапов мастерства, я до сих пор учусь. Верха совершенства нет. Я могу сказать, чем для меня мастер отличается от человека, который работает за кругом. Мастеру приносят образец или чертеж, он садится и за небольшое количество времени справляется с поставленной задачей. А человек, который только начал учиться, может долго мучить глину, но изделие так и не получится таким, каким его заказали. Я сажусь за круг и знаю, что буду делать, а люди, которые только начинают – делают, что получится — случайное изделие.
— Какие глиняные изделия пользуются популярностью у костромичей?
— Когда только открыли мастерскую, часто заказывали цветочные горшки и горшочки для запекания. Порционные горшочки закупали в рестораны. Цветочные горшки, которые мы делали, до сих пор украшают некоторые предприятия. Последние годы мы изготавливаем глиняные декорации для аквариумов. Наши изделия пользуются спросом в магазинах не только в Костроме, но и в Череповце, Архангельске, Вологде, Москве, Санкт-Петербурге.
— Чем отличается посуда, сделанная в гончарной мастерской, от купленной в магазине?
— В магазинах, в основном, продается литьевая посуда. На крупных производствах с одной модели снимается форма и это вид изделия делается миллион раз, идет большой поток. У нас же штучная работа, глина без добавок, без компонентов, которые добавляют, чтобы уменьшить брак. Наша глина живая — она дышит даже после обжига.
У меня дома своих изделий нет, кроме горшочков для запекания. Все что делаю, забирают друзья. Говорят: «Ты себе еще сделаешь». Зато в доме много изделий, которые другие гончары со всей России подарили. Мы дружим, ездим друг к другу в гости, бываем на международных выставках и фестивалях. Обмениваемся опытом, устраиваем между собой соревнования и работаем за кругом с закрытыми глазами. Побеждает тот, кто «скрутит» изделие профессиональнее.
— А какие самые необычные изделия вас просили сделать?
— Однажды заказали конструкцию из нескольких кувшинов в виде фонтана. А вообще сложно, например, сделать большую декоративную вазу из трех частей. Высота печи у нас 70 сантиметров, а вазу заказывают больше метра. В таком случае нужно достичь миллиметровой точности, чтобы одна часть вазы входила в другую как пазл. Также у глины есть усадка, важно ее рассчитать и места соединения замаскировать. Такие вазы используют для ландшафтного дизайна или украшения интерьера.
— Традиции гончарного дела в разных регионах отличаются?
— В каждой губернии раньше были свои артели. В Вологодской области до сих пор поддерживают Сомовский промысел – у них свои формы и все мастера старались по этим формам работать. Скопинский промысел в Рязанской области знаменит на всю Россию. У нас в Нерехте мастера делали очень интересные крынки с ручкой. Крупных артелей в Костромской области раньше было много и у всех свои традиции. Сейчас в Костроме работают всего 6 гончаров, включая меня.
— Для того, чтобы начать создавать изделие за кругом нужно особенное состояние, вдохновение?
— Я считаю, что про вдохновение — это отговорка. Хороший мастер в любом настроении придет и сделает свою работу — это и есть мастерство.
У меня в родне гончаров не было. Я не потомственный мастер. Никто меня не заставлял этим делом заниматься. Судьба так распорядилась, и я связал жизнь с глиной.
Екатерина АЛЕКСЕЕВА.
Фото из архива героя.