Екатерина Хлопцева – визажист, имиджмейкер, фотограф и стилист в одном лице. Ей же принадлежит идея создания «Лаборатории образов», проекта, где девушки учатся быть прекрасными «по всем статьям», начиная с внешности и заканчивая содержанием. Этот разговор — о красоте, образах, имидже, уверенности, и «обретении себя».
— Можете описать концепцию «Лаборатории образов» в паре предложений?
-Наверное, в паре предложений никак. Это комплексная программа. Мне хотелось сделать что-то такое, чтобы личность развивалась с разных сторон, и соединялись все её части: тело, душа, и умственная составляющая. Не получится совершенствоваться, занимаясь только одной физикой, посещая спортзал, занимаясь своим телом, и абсолютно забывая про другое развитие, развитие души. Программа нацелена на то, чтобы внешние изменения пришли через внутренние.
— Вы учите девушек уверенности. А что такое «быть уверенным в себе»?
— Быть уверенной можно только в одном случае, если ты полностью принимаешь себя. За формулировками внешними часто идут другие установки. Если взять второй девиз, «искусство перемен» – это по большей части «приманка»: люди, конечно, придут за переменами, но идея в другом: я привожу их к мысли, что они уже есть, они уже прекрасны, ничего не надо искать. Зачем ехать за собой на Гоа, если ты уже есть здесь, в настоящем моменте? Прими и полюби себя.
— Можно ли быть уверенным в себе целиком и полностью, на все 100%?
— Конечно, нет. Когда ты переживаешь — это нормальное человеческое чувство, естественно сомневаться в своих силах, если ты оказываешься в незнакомой ситуации или понимаешь, что преимущество на стороне другого человека. Но даже в этом состоянии волнения, переживаний, сомнений нужно себя любить и разрешить себе это.
— Часто уверенность в себе путают с нарциссизмом и бравадой. Как различить эти вещи?
— Безусловно, здесь есть подмена понятий. Бравада — это когда ты кичишься своими мнимыми достижениями, или отсутствующими качествами. Под бравадой чаще всего нет реальной почвы, и здесь скрывается глубокая неуверенность в себе. Что касается нарциссизма, это очень сложная категория. Ее не хотелось бы развивать ни в ком. Но мы живем в нарциссический век, в эпоху развития соцсетей, занимаемся самолюбованием. Для меня это понятие очень сильно связано с инстаграмом и селфи. Зеркальное отражение всегда криво. А сейчас у нас появилось селфи – зеркало, которое требует оценки других, и мы смотрим, сколько лайков нам поставили, и от этого зависит наша самооценка. Это все тоже про неуверенность в себе, нарцисс не умеет любить себя, его самооценка то взлетает, то сильно понижается, очень неустойчива и часто неадекватна реальному положению вещей.
— С чего начинается выработка подлинной уверенности?
— Я считаю — нужно идти от тела. Когда мы находимся в диалоге со своим телом, чувствуем, ощущаем его, то в этот момент у нас возникает осознание: я есть, я здесь, и ничего страшного в «сейчас» не происходит. Когда мы начинаем паниковать, углубляемся в свои личные проблемы – первое, что нужно сделать – это возвратиться к телу. Как я сижу, где находятся мои руки, что я вижу, слышу, чувствую. Часто этого достаточно, чтобы стало спокойнее.
— С помощью каких техник можно наладить этот самый телесный контакт?
— Я пришла к йоге. Чем бы мы ни занимались: фитнесом, танцами, бодибилдингом – только когда мы приходим в йогу, мы понимаем, насколько у нас разобрано тело, насколько мы его не чувствуем.
— Откуда появляются телесные зажимы?
— Зажимы накапливаются с течением жизни, многие идут из детства. Наши родители и другие близкие люди, играя для нас непростую роль, становятся спусковыми механизмами, активируя травмы и запуская систему защитных психосоматических реакций. Они не со зла.
— Как визажист вы постоянно работаете с образами на съемках, фотосессиях, и так далее. Из каких составляющих складывается имидж, образ человека?
— Имидж – это внешность, внешнее представление, картинка. То, как мы воспринимаем наше лицо, макияж, одежду, жесты, мимику. Другое дело, что за этой картинкой стоит огромная часть айсберга, которого не видно.
— Образ создается один раз на всю жизнь, или его можно поменять?
— Конечно, он меняется. Во-первых, надо отметить, что не бывает так, что имиджа нет. Он есть в любом случае, и считывается определенным образом. Другое дело – хотим ли мы, чтобы с нас так читали. В моей практике была одна обеспеченная девушка, она могла позволить себе много нарядов, и вселенная не обделила ее внешностью, финансовое благополучие помогало ей выглядеть еще привлекательнее. В какой-то момент она поняла, что единственный комплимент, который ей делают – «ты красивая». Она говорила: как же, я еще умная, и еще это, и еще то. Ей пришлось заниматься, люди воспринимали и другие черты её личности. Мне интересно раскрывать то, что есть в человеке, мне совершенно неинтересно заниматься созданием масок, не вижу в этом смысла.
— Зачастую люди становятся заложниками своих образов. Как этого избежать?
— Очень актуальный вопрос. Есть ощущение, что это самоловушка, мы сами себе её организовываем. Во-первых, туда не так просто попасть, не по щелчку пальцев. Но когда ты там оказываешься – это страшно, ты начинаешь понимать, что ты себе не принадлежишь, и чтобы выбраться оттуда, приходится делать достаточно резкие движения. Нужно иметь смелость, чтобы дать совершенно другую информацию аудитории, которая привыкла к тебе совершенно определенной.
— А какой имидж вы создали себе?
— В моем случае какая то интуитивная составляющая позволила выстроить все само собой, хотя в вузе, в котором я училась, самобрендирование выносилось особой главой. Могу сказать, какую обратную связь я слышу от людей. Иногда я очень удивляюсь этому, потому что внутри меня много амбивалентных и противоречивых чувств, сомнений. Поэтому, когда люди говорят, что я многогранная, творческая, что я открытая, теплая — это вызывает удивление… Видимо, я достаточно критична к себе. Иногда мне кажется, что я, наоборот, слишком занудная, холодная, слишком погружаюсь, слишком «тяжёлая», а люди считывают это как «легкая» и в то же время «глубокая» — это удивительно и не всегда понятно…
— Если обобщить, то, по сути, вы работаете в сфере прекрасного. Когда я говорю: «красота», — что первое идет вам на ум, какие ассоциации, картинки?
— У меня природа. От «микро» до «макро». Снежинка. Космос, лес, все что угодно… Из природы черпаю много.
— Бывают ли в принципе некрасивые вещи?
— Раньше я думала что да, теперь думаю, что нет. Но этому моему состоянию год, не больше.
— У вас имеются творческие планы на будущее?
— Конечно, хотелось бы развивать «Лабораторию образов», подарить костромским женщинам чувство «красивого». Сеять доброе, ценное, вечное… Снова обрести своё творческое пространство. Ещё, может быть, мне хотелось бы создавать одежду, учитывая цветотип и тип фигуры, стиль жизни.
— Что самое ценное вы вынесли из соприкосновения со сферой прекрасного?
— Самое ценное для меня – это красота не созданная, естественная, то, к чему я в итоге пришла. Это парадокс, потому что я человек, который занимается ее созданием.
— Понятие вкуса тесно связано с красотой. Что такое вкус?
— Правильно сочетать иногда несочетаемое. К месту, ко времени. Гармония.
— А что по вашему дурновкусие?
— Для меня это когда у человека внутри есть надлом, который не получается выправить, и это проявляется во внешнем. Тут бесполезно читать книги, смотреть обучающие фильмы. Справиться с этим довольно сложно. Конечно, здесь есть момент относительности, внутреннее ощущение, когда кажется, что сделано все по правилам – но нет, не оно…
— Во все времена существовали свои эталоны физической красоты. Как относитесь к ним?
— Для меня этих стандартов не существует, но есть такой момент, что я не могу это прочувствовать до конца, просто потому что мое телесное воплощение соответствует представлениям общества. Мне хотелось бы побыть в другом теле, чтобы с этим поработать. Когда я говорю девочке с лишним весом, что она прекрасна — я понимаю что немного лукавлю, потому что не могу почувствовать того, что чувствует она. Я знаю ответ на этот вопрос только в теории, но в этом категорично убеждена: шаблонов, стандартов не существует .
— С чего, на ваш взгляд, начинается красота человека? Внутренняя, внешняя.
— С искренности. Для меня это качество – самое важное, и оно определяет все остальное. Человек может искренне злиться, и он будет в этом красив, плакать – будет красив, улыбаться — это тоже будет красиво. Искренность – это когда то, что ты демонстрируешь, и то, что ты чувствуешь, совпадает, когда не пытаешься обмануть себя или других. Второе – это глубина и объём личности. В это влюбляешься.
— У вас есть свое определение красоты?
— В Древней Греции было понятие «калокогатия», которое означало: красота равно доброта. Это мне близко. Но вот вам ещё почва для размышлений: я танцую contemporarydance, и нам на репетициях иногда говорят: «что вы пытаетесь сделать из себя красоток, попробуйте быть ужасными, смешными, неправильными». Это и по сей день очень трудно, отказаться от претензии на совершенство, уйти в другую, более честную сторону. Глядя на творчество некоторых авторитетных для меня людей я понимаю, что для меня красота всегда существует немножко «на грани». Идеальное, правильное — не красиво, не живо. Красиво меняющееся, реагирующее, живое, настоящее.
Наталья МАЦУЕВА.
Фото из архива Е. Хлопцевой.