Многие родители не подозревают о том, что у их детей есть вполне законная возможность получать образование дома.  Такой способ получения знаний называется «семейное образование». В нашем регионе такую форму начали использовать только 5 лет назад, но она уже завоевала симпатию у  тех, кто успел применить ее в действии.

О   том, может ли стать семейное образование полноценной альтернативой школе, и стоит ли его бояться, мы поговорили с Марьей Галочкиной, мамой первоклассника, выбравшей семейное образование для обучения своего сына.

— Мария, если можно, буквально в двух словах введите нас в курс дела. Что такое семейное образование?

— Семейное образование — это одна из форм получения основного общего образования, при которой в роли учителя выступают родители. Оно возможно до 11 класса.

—  И все-таки большинство родителей делают выбор в пользу школы. Почему вы избрали именно этот путь?

— Потому что ритм удобнее, режим. Меньше времени уходит на образовательный процесс, в школе довольно много времени тратится  на дисциплину. Все признают, что на установление тишины  в классе даже у самого талантливого педагога уходит довольно много времени, а  вместо этого ребенок может узнать что-то еще, сходить погулять лишний раз.

Семейное образование предполагает определенную отчетность перед школой. Каким способом можно это сделать?

— У нас один способ  — аттестация за каждый класс. В конце каждого года ребенок приходит в школу, либо дистанционно проходит аттестацию и получает документ о прохождении аттестации за определенный класс.

— При такой экзаменации не возникает проблем?

— При любой аттестации у любого ребенка могут возникнуть проблемы.

— Не все родители имеют педагогическое образование, школа как-то помогает организовать учебный процесс?

— Как правило, дети занимаются по программе, по которой предполагается сдавать аттестацию.

У нас это программа «Школа России». Она достаточно проста и доступна для ребенка, основана на советских учебниках, которые  уже апробированы временем. К счастью или к сожалению, но программу мы не можем менять. Законодательство нашей страны все-таки подразумевает, что мы учимся по определенной программе, но подразумевает это не прямо, а косвенно. Есть такая вещь, как обучение без программы, так называемый «анскулинг». У него есть свои плюсы, но у нас он просто невозможен из-за ежегодной аттестации.

— Если выбирать между семейным образованием и анскулингом — на чем бы вы остановились, будь такая возможность? 

— Думаю, что я выбрала бы анскулинг, потому что там только одна аттестация в конце учебного периода. Это немножко проще, мы сможем взять образец классического греческого образования, или академическое образование, выбор будет шире. Учебники заточены на логику классно-урочной системы, а это просто другая система. В домашнем образовании все происходит по-другому, но даже в рамках программы мы можем изучать предметы индивидуализировано, например, блочно. Это более естественно для психики ребенка — глубоко погрузиться в определенную науку с головой, изучить ее досконально, и вынырнуть. Например, мы погрузились в биологию, изучили ее взаимосвязь с другими науками, и нам не нужно перескакивать каждый день,  изучая одновременно геометрию или литературу. По-хорошему должна быть возможность выбрать альтернативную программу, разработанную именно для формы семейного обучения с учётом гибкости процесса обучения в этом случае.

article_1518_1455112258498_depositphotos_32736373_m-2015.jpg

— А поддержка от государства в виде учебников, например, есть?

— Желающие заключают договор со школой на весь учебный год, и получают учебники.

 — Что еще полагается получить в помощь родителям, кромеучебников?

— По этому же самому договору они могут получать психологическое сопровождение, помощь логопеда, если он есть в школе. Согласно законам, мы вообще можем ходить на продленку, внеклассные мероприятия, олимпиады и прочее — закон дает нам это право.

— Если говорить в общем, то какие плюсы дает семейное образование?

— Это дешевле, чем школа. Нет затрат на такие мероприятия, как ремонт в школе, и меньше затрат на репетиторов. Если правильно все организовать, и научить ребенка самостоятельно добывать информацию, репетитор, если он необходим для поступления в ВУЗ,  будет требоваться реже, и работа с ним будет более эффективной.

— Давайте теперь о другой стороне медали. Есть ли у семейного образования отрицательные «бонусы»?

— Тут очень важный момент — умение планировать свое время. Если мы говорим о тотально занятых родителях, то тогда однозначно семейное образование им не подходит. Надо четко взвешивать все «за» и «против». Трудности могут быть связаны  с умением планировать свое время и время ребенка, темп изучения предметов, за нас этого никто не сделает.

— Говорят, воспитание ребенка в кругу семьи его десоциализирует, ребенок более замкнут, чем его сверстники, которые учатся в школе. Правда ли это?

— А что мы делаем с тем временем,  которое у нас освобождается за счет более сжатого изучения материала?

Мы как раз социализируемся, ходим на выставки, в гости, занимаемся дополнительными видами образования, ребенок больше гуляет со своими сверстниками.

Проблема в том,  что дети, которые ходят в школу, сейчас так заняты, что они не выходят гулять, и чтобы пообщаться с другими детьми, нам иногда требуется куда-то ехать, а это не очень удобно. Они со школы пришли — сразу по кружкам, смотреть телевизор, спать… И когда гулять человеку?

—  Некоторые думают, что семейное образование неэффективно, потому что если детей не заставлять — они не будут ничего делать сами.

— Вы сами какую работу лучше делаете — когда над вами стоит начальник с палкой,  или когда у вас глаза горят? Другая проблема — как сделать так, чтобы у ребенка горели глаза. Это иногда бывает сложно, особенно к такому предмету, по которому трудно заинтересовать ребенка. Но подойти можно — сейчас в интернете много различных профильных ресурсов по семейному образованию, там много рекомендаций, опыта родителей из разных регионов России. Один из недостатков семейного образования, для кого недостаток, для кого-то достоинство — оно требует огромной внеклассной работы от родителя. Нужно знать, как ребенок познает мир, знать, как его заинтересовать. Нужно готовиться, нельзя просто открыть учебник и пройти  главу.

семейное образование.jpg

— И все-таки, почему к такой удобной форме обучения обращается так мало людей?

— Все новое немножечко пугает людей,  так устроена человеческая психика. Об этом просто еще многие не знают. Я очень часто сталкивалась с тем, что мама вроде готова, у нее для этого все есть, и в голове, и в организации, она просто не знает, что такое возможно.

— А нет ли страха, справятся ли в будущем ваши дети с ЕГЭ?

— Если не готовиться, тогда есть чего бояться.

—  Каким семьям в первую очередь стоит сделать свой выбор в пользу такого вида образования?

— В качестве хорошего мотива я рассматриваю желание дать более индивидуализированное образование.

В принципе любой здравомыслящий взрослый человек вместе с ребенком может овладеть программой. Другое дело, что для этого взрослому потребуется более чётко планировать своё и без того уже расписанное время, искать временной ресурс для занятий с ребёнком.

—  И все-таки, семейное образование  может стать полноценной альтернативой школе?

— Может. Для тех родителей, которые готовы заниматься. В США это выбор сделали, например, только 5%, это больше чем у нас, но не так много. Массовым этот вид образования не будет, так как он требует многого от родителей.

В социальной сети «В контакте» создана группа, где общаются родители детей из Костромской области, которые выбрали для них форму обучения в виде семейного образования. Адрес этой группы: https://vk.com/family_education_kostroma

В группе в разделе «Полезная информация» сделана подборка законодательных актов, регламентирующих СО, а также ссылки на полезные сайты этой тематики.

Наталья МАЦУЕВА.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...