Пять лет назад Евгений Коновалов уехал в Москву. Рутинные будни в салоне сотовой связи он поменял на работу в Большом Московском цирке. Теперь парню из села Кузьма-Демьян, что в Островском районе, рукоплещут все ведущие площадки мира.
Женя из многодетной семьи. Только вот часто видеться с родственниками и гулять по родным местам, увы, не получается. Ведь все его дни посвящены упорным тренировкам и многочисленным представлениям в России и за рубежом. С человеком, жизнь которого круто изменил случай, пообщался корреспондент портала K1NEWS.RU.
— Женя, расскажи, как ты стал артистом цирка?
— Это получилось случайно. После девяти классов средней школы я отучился на повара-кондитера, а после отслужил в армии. Затем с красным дипломом окончил КГТУ. Пока учился, начал работать в компании сотовой связи, так как мне нужны были деньги. Параллельно занимался спортом – плавание, бег, качалка. Друзья знакомой девочки работали артистами цирка. Они сказали, что им как раз нужны ребята-спортсмены, сильные, выносливые.
— Тебя привели к руководителю?
— Да. Помню, мы пришли к руководителю. Он посмотрел, сказал, что баланс, столь важный для эквелибра, у меня развит. И меня, собственно, взяли в Росгосцирк. Потребовалось недели две, чтобы втянуться, освоить азы. Параллельно с обучением выходил на арену, летал под куполом. Через месяц мы уже участвовали в крупном международном фестивале, на который съезжаются артисты со всего мира. Несмотря на все сложности и огромную конкуренцию, мы взяли серебро. Показывали там трюки, которые многие и за полтора года не могут освоить, а нам на это потребовался всего месяц. Было круто! Да и руководство осталось довольно (улыбается).
— Ты же сейчас в другом цирке работаешь?
— Компания Росгосцирка начала трещать по швам. Зарплату задерживали, меня это не устраивало. Я ушел в Большой московский цирк на проспект Вернадского. Им сейчас руководит Эдгар Запашный. Работаю эквилибристом. До этого был и акробатом, и гимнастом, и воздушным гимнастом.
— А состав цирка большой?
— Состав цирка очень большой. Но есть постановки, каждая из которых состоит из 15-20 номеров. Например, в моём номере шесть человек – руководитель и пять исполнителей трюков. Над каждым номером работает режиссёр. А вообще, цирк – это одна большая семья на самом деле. Все друг друга знают, все друг друга поддерживают. У нас есть такое выражение: «Цирковые своих никогда не бросают». Так оно и есть.
— Сколько месяцев программа идёт в цирке?
— Программа в самом цирке может идти 2-3 месяца. Всё это время мы находимся в Москве и никуда не уезжаем. Но есть ещё контракты, благодаря которым мы и ездим на гастроли. Они либо на всю программу, либо на отдельные номера. Например, мы скоро улетаем в Германию с нашим номером.
— Как часто у вас проходят тренировки?
— Тренируемся каждый день. Где-то минимум часа три-четыре. Выходной всего раз в неделю. Остальные дни мы либо даём представления, либо репетируем.
— От чего вообще зависит спрос на представления?
— Думаю, от того, насколько ты вкладываешься в работу. Наши программы и номера пользуются спросом. На выступлениях можно увидеть известных людей. Например, Ани Лорак, Филиппа Киркорова, Бориса Грачевского, Алексея Воробьева и многих других .
Мы часто ездим на гастроли в другие страны. Среди них – Германия, Китай, Швейцария, Дубаи. Мы не халтурим. Работа, скажу, не из легких. Ведь ты отвечаешь за жизнь других людей. Не дай Бог, твой партнёр начнёт падать, а ты не успеешь его подхватить. Многие люди считают, что это всё легко. Да, это должно смотреться легко. Но на деле – тяжело. Проводили даже эксперимент. Приходили к нам журналисты, пытались что-то самое легкое сделать. Но у них ничего не получалось.
— Ты – эквилибрист. Чем он занимается на манеже?
— Эквилибр — это баланс. Балансировать можно, что угодно. Начиная от палки и заканчивая сложными конструкциями. У нас есть трубы из определенного сплава – алюминий, титан, дюраль. На эти трубы залазит несколько человек, и ты должен их удержать. А это около 200 килограммов.
— Ты уже упомянул участие в фестивалях. Что они дают вам как артистам?
— Самоутверждение. Мы в прошлом году летали на фестиваль в Китай, в нём принимало участие 27 стран. Мы взяли серебро. Призовой фонд был 20 тысяч долларов. Неплохие деньги, которые действительно стимулируют. Ещё на фестивалях много импресарио. Это менеджеры, которые дают тебе работу. Они приглашают тебя в ту или иную страну, в другой цирк.
— А эти самые импресарио не переманивали к себе работать?
— Многие из них обещают горы золотые – зарплату большую, возможности иные. Но ты всегда должен подумать, получится ли у тебя в новом цирке устроиться, найдешь ли общий язык с ребятами. А работать в коллективе, с которым ты не поладил – нет смысла. Как показывает практика, переманивают те, кто обещают много, но ничего на самом деле дать не может. Поэтому стоит держаться за то, что есть, двигаться вперед, а не бегать по облакам.
— Как вас публика принимает за границей?
— Тепло. Например, в Германии аплодировали стоя, многие просили автографы. Вообще, немцы заботливые люди. Им важно, что о них скажут после знакомства. Конечно, порой сталкиваешься с неприязнью к России. Когда начинают разговаривать с тобой и в ходе беседы узнают, что ты русский, то сразу слышишь: «О, ты русский. Ну, не наш значит».
— В любой работе есть главный плюс. А чем же так привлекательна жизнь циркового артиста?
— Жизнь артиста цирка очень позитивная, даёт возможность посмотреть другие страны, других людей, узнать их культуру. В свою очередь они знакомятся с нашей культурой благодаря нам. Часто ловят нас на улице и расспрашивают, как мы живём, чем занимаемся. Все люди разные, но каждый стремится чего-то достичь. И в этом все нации схожи.
А ещё в цирке ты даришь позитив детям, а дети дарят энергию тебе. Я этого раньше не понимал. Но, когда мы были в Софии, там большой многотысячный стадион встал и аплодировал нам. Детки плакали при выходе наших артистов в образе супергероев.
— Ведь артист цирка все проблемы должен оставлять за пределами манежа?
— У нас шутят, что есть одна уважительная причина, почему ты не вышел на манеж, — умер. Был случаи, когда при мне человек узнавал, что у него умерла мама. Люди все равно собирались с мыслями и выходили к зрителям. Ты не должен плохо выступить. На тебя пришли посмотреть дети, они ждут, надеются. Приходится терпеть. Ты идёшь и улыбаешься. Но как только попал за кулисы, можешь дать волю чувствам.
— Ты постоянно на выступлениях и тренировках. Время на личную жизнь остаётся?
— Ты же не постоянно в цирке находишься. Большинство свою вторую половинку находят непосредственно в труппе цирка, чтобы работать вместе, переезжать куда-то. Если заводишь семью вне манежа, тебя же будет постоянно тянуть. В России действует закон, по которому жена артиста цирка может переезжать с мужем по стране за счёт самого цирка. Если я, например, поеду в Пензу, мне с женой должны предоставить гостиницу.
— Расскажи, как относится к твоей работе мама?
— Когда я пошёл работать в цирк, мама сильно переживала. Она прекрасно понимала опасность профессии. У меня были, конечно, переломы. Помню, сломал себе пятку, когда прыгал на батуте. Было ощущение, что она найдет где-нибудь самолёт и прилетит меня лечить (смеется). Теперь она, конечно, понимает, что её сын профессионально к этому делу относится. Но любая мама всё равно будет переживать за своего ребёнка.
— Женя, что пожелаешь молодым и активным костромичам?
— Нужно заниматься спортом и с трепетом относиться к своему здоровью. И, конечно же, любить свою семью и дорожить каждым мгновением, проведённым с родными и близкими.
Максим ВИНОГРАДОВ.
Фото из личного архива Евгения Коновалова.