В наш заштампованный матричный век тема индивидуальности – словно глоток воздуха. Включите телевизор в прам-тайм. Да, криминальные сериалы, о которых поговорим ниже, никуда не делись. Однако им по популярности не уступают фильмы о несравненном голосе Ободзинского, о неподражаемой Людмиле Гурченко, о штучной легенде советского хоккея Валерии Харламове.
Но даже если вы не находите в себе ничего особенного, отчаиваться не стоит. Хотя бы ваши отпечатки пальцев уж точно ни на чьи не похожи! Об этом наш разговор с заместителем начальника отдела оперативной информации учета и розыска информационного центра УМВД России по Костромской области Натальей КРУГЛОВОЙ.
ПАЛЬЦЕМ В НЕБО ЗДЕСЬ НЕ ТЫЧУТ
— Наталья Николаевна, что-то я не вижу в вашем кабинете аппаратуры, микроскопов мощных…
— Потому что это прошлый век. Сегодня существует автоматизированная дактилоскопическая информационная система, куда вводятся отпечатки пальцев. Они сканируются, кодируются. Затем дактокарта попадает в базу, где при снятии отпечатков пальцев с места преступления машина автоматически ищет совпадения. Если в установочных данных есть разночтения, то мы делаем запрос, устанавливаем личность.
— Когда очередной сериальный грабитель лезет в квартиру без перчаток, я автоматически начинаю за него переживать: «Наследишь ведь, вычислят!» Или за ретродомушников можно не беспокоиться? Поскольку дактилоскопия существовала не всегда.
— Мне, если говорить о кино, чаще вспоминаются отпечатки пальцев на чемодане с рацией положительного героя Штирлица. Помните, с каким рвением Мюллер принялся за дело? Да и задолго до сороковых годов прошлого века криминалисты отлично владели дактилоскопией. Слово это переводится с греческого как «палец» и «смотрю», «наблюдаю». И этим многое сказано. Дактилоскопия основана на идеях англичанина Уильяма Гершеля. В 1877 году он выдвинул гипотезу о неизменности папиллярного рисунка на руке человека. И еще любопытно то, что началось все с колониальной Индии, в которой Гершель служил полицейским. По долгу службы он имел дело с ценными бумагами. Но индусы неохотно подписывали такие документы. Тогда англичанину пришла в голову мысль – ставить под финансовыми обязательствами отпечатки пальцев. Вот к этому методу все отнеслись очень серьезно. Поскольку процедура считалась сакральной. Отпечатки рук в Индии наделялись и до сих пор наделяются сверхъестественными свойствами. И написанные обязательства, завизированные таким образом, исполнялись беспрекословно.
МЫ ПРИВЫКАЕМ К НЕСОВПАДЕНЬЮ
— А когда отпечатки стали применять для раскрытия преступлений?
— Вскоре этим методом заинтересовался британский исследователь Фрэнсис Гальтон. Вот он-то и предложил официально применять дактилоскопию в судебной практике. Но в ту пору почему-то считалось, что узоры на пальцах и ладонях у многих могут совпадать. И тогда Гальтон без всякой вычислительной техники доказал, что вероятность совпадения — один к 64 миллиардам(!) С тех пор дактилоскопия стала развиваться во всем мире. Что любопытно: изначально преступников искали не столько по отпечаткам пальцев, сколько по узорам ладоней.
— Такие узоры индивидуальны и у грешников, и у святых. Я слышал, что до наших дней сохранился отпечаток ладони пророка Мухаммеда.
— Да, существует легенда, что отпечаток сохранился на охранной грамоте, которую он дал христианскому монастырю святой Екатерины на Синае в 620-е годы. Пророк отпечатком ладони скрепил эту грамоту. Оттиски ладоней, кстати, актуальны и сегодня. Согласно приказам, мы обязаны «катать» и кодировать и их. А вообще понятие «следы преступника» включает в себя не только руки.
— О следах, которые берут служебные собаки, поговорим в другой раз. Мне все не дают покоя перчатки. На них, резиновых, выброшенных в помойку после дела, с внутренней стороны наверняка остаются следы.
— (Со вздохом.) К сожалению, это вряд ли удастся определить.
В КРАСКУ СЕГОДНЯ НИКОГО НЕ ВГОНЯЮТ
— У пойманных бандитов пальцы по старинке мажут краской?
— Сегодня для этих целей существует многофункциональная дактилоскопическая станция. То есть, если раньше у нас применялся красковый метод, то теперь человек может прийти и оставить свои отпечатки на станции. МДС-40 она называется. В ней есть призма, куда человек прикладывает пальцы. И если даже они в креме, потные или облизанные после блинчиков – качество отпечатков не меняется. Оно просто отличное! Во всяком случае гораздо лучше отпечатков и оттисков с использованием краски. Вдобавок ко всему – очень удобно.
— Минуточку. А с какой стати невинный человек должен оставлять в полиции свои пальчики?!
— Это называется госуслуга. В России государственная дактилоскопическая регистрация используется в целях идентификации личности человека. В жизни всякое бывает. Люди становятся жертвами несчастных случаев, катастроф. А документов при этом нет. Как установить имя человека? В таких ситуациях дактилоскопическая информация оказывает неоценимую помощь. Поскольку отпечатки пальцев – самый точный визуальный способ опознания. Причем, не только после катастрофы. И живым приходится отстаивать свое я. Вот сейчас на пике тема наводнений. Не всякий, спасаясь от стихии, может обдуманно собрать важные бумаги. На это порой просто нет времени! А если пожар?! А сколько у нас граждан, страдающих потерей памяти? Садятся в автобус и…
— У моего отца был приятель, с которым они вместе проработали не один десяток лет. Уже на пенсии, встречая батю, Виктор Иванович непременно интересовался, как того зовут. В течение разговора этот вопрос поднимался раз пять. Наконец, удовлетворив свое любопытство, рассеянный пенсионер отправлялся с Привокзальной в центр. Погулять. Вот там уж его, заблудившегося, атаковали расспросами милиционеры.
— (Хлопает ладонью по столу.) Я вам про это и говорю! В моей практике были случаи, когда таких горе-путешественников в Ярославле, в Иваново и даже в Москве находили. И личность устанавливали благодаря оставленным у нас отпечаткам пальцев. Родственники заранее на этот счет побеспокоились и не пожалели.
— Услуга эта бесплатная?
— Абсолютно. Для ее получения необходимо письменное заявление в территориальные органы МВД на районном уровне. Или, что намного продуктивней, — обращение в форме электронного документа через единый портал государственных муниципальных услуг. Затем – паспорт или свидетельство о рождении для тех, кто не достиг четырнадцатилетнего возраста. Документы об опеке, попечительстве, усыновлении, если такие есть.
МАФИЯ БЕССМЕРТНА
— А если человек сжег свои подушечки пальцев кислотой?
— В тридцатые годы прошлого века известные американские гангстеры даже наняли хирурга для того, чтобы он срезал им подушечки пальцев. Все происходило без наркоза, и шум в заброшенном строении стоял неимоверный. Но запомнилась операция не этим. А тем, что через три недели папиллярные узоры вновь стали проявляться. За что в итоге доктор поплатился жизнью.
— Б-р-р-р! Жестоко. Но ведь можно обезличить пальцы кислотой.
— Есть такое. Порой папиллярные узоры стирают кислотой, клеем. В итоге получается шрам. Мы, специалисты, плохо видим такое изображение и, действительно, закодировать такой палец практически невозможно. Но, если на двух пальцах имеются шрамы, порезы, то по оставшимся восьми неповрежденным пальцам идентифицировать человека не составит труда. В любом возрасте. Поскольку узоры со временем не меняются.
— Клич: «Все сдаем пальчики!», действительно важен и неоспорим. На первый взгляд. Но при сдаче отпечатков в федеральный банк, не становимся ли мы беднее в плане личной жизни? Не слишком ли зорко государево око?
— Во-первых, здесь ни коим образом права граждан не нарушаются. Сейчас весь мир идет к этому. Вот приезжают к нам беженцы из Украины. Так даже у новорожденных откатываем пальцы! Все данные хранятся на сервере информационного центра. То есть секретность полная. Взять у нас эту информацию никто не в праве. Второе. Уничтожить ее может только сам гражданин. По заявлению.
ЦИРК И НЕ ТОЛЬКО
— Лично вас эта процедура коснулась?
— Коснулась. Причем, не в добровольном, а в обязательном порядке. Помимо преступного элемента, существуют структуры, относительно которых предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация. Например, для лиц, связанных с ношением оружия. Я сейчас не только о полиции. Мы проводим ежеквартальные сверки с этими структурами, и в базе у нас должны быть дактилоскопические карты на этих сотрудников. Вообще я уверена, что лучше довериться государству, чем за вами будет следить жулье. Сколько было случаев: преступник выслеживает граждан, крадет паспорт, каким-то образом меняет фотографию и присваивает установочные данные человека себе. После чего совершает преступление. Его задерживают. И получается, что он попадает в базу именно под установочными данными добропорядочного человека. А тот ни сном, ни духом! А если этот человек предварительно прошел дактилоскопическую регистрацию, то при сравнении его отпечатков пальцев с отпечатками преступника выявляется истина. И никакие криминальные фокусы тут не проскочат.
— Наталья Николаевна, в фильме о знаменитой дрессировщице Маргарите Назаровой шимпанзе Мими стащила из цирковой гримерки браслет. А все подумали на главную героиню. Ваша служба могла бы восстановить справедливость? Наверняка отпечатки лап животных тоже сугубо индивидуальны.
— (Поднимает брови.) Это мы не проходили, это нам не задавали…
Дмитрий ТИШИНКОВ
Фото Николая Суворова