Еще в осеннюю сессию сенатор от Костромской области Николай Журавлев, являющийся заместителем председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, инициировал создание рабочей группы по подготовке законопроекта, регулирующего деятельность коллекторов.


— Николай Андреевич, для чего нужен закон о коллекторах?

— В последнее время наблюдается существенный рост правонарушений, связанных с взысканием просроченной задолженности. Сегодня это абсолютно бесконтрольный рынок, в силу чего любая организация может назвать себя коллекторским агентством и начать взыскивать проблемную задолженность, в том числе и полулегальными методами.
Убежден, что количество таких коллекторов не просто может, но должно существенно сократиться. Поэтому совместно с Правительством мы провели большую работу по подготовке закона, внесенного в последствии Председателями обеих палат Федерального Собрания, который позволит защитить наших граждан от беспредела со стороны коллекторов. Задача закона — сделать бизнес по взысканию долгов цивилизованным, прозрачным, легальным, чтобы коллекторы работали корректно.

— И каков же будет механизм защиты граждан от слишком ретивых взыскателей долгов в соответствии с новым законом?

— Прежде всего, в законе дано определение, что такое коллекторское агентство, какие требования к ним предъявляются и четко прописаны правила их взаимодействия с должниками. Он вводит определенные ограничения, которые позволят преобразить коллекторское сообщество, исключив из него нерадивых взыскателей.
Закон устанавливает требования к уставному капиталу в размере 10 млн рублей, к деловой репутации руководства, к уровню квалификации сотрудников. Например, от взаимодействия с должниками будут отстранены сотрудники, имевшие судимость или уволенные с прошлых мест работы по соответствующим статьям.
В документе четко прописан регламент взаимодействия с должником как для самих кредитных, микрофинансовых организаций, так и для вторичных взыскателей. Кроме исчерпывающего перечня возможных способов воздействия на должника и установления частоты обращения к нему взыскателя в законе содержаться норма о праве должника при определенных условиях отказаться от взаимодействия с коллектором. Пока предусмотрено такое право по истечении 2 месяцев с даты просрочки, однако возможны изменения в процессе подготовки закона ко второму чтению.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о регламентации непосредственного взаимодействия коллектора с должником?

При каждом взаимодействии коллектор должен представиться должнику, ему запрещено использовать устройства, скрывающие номер телефона и адрес электронной почты. Личная встреча разрешена не более 1 раза в неделю, телефонные переговоры не более 8 раз в месяц. Коллектор будет не вправе выходить на связь с должником в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные — с 20 до 9 часов по местному времени. В течение 2 лет он обязан хранить все документы и аудиозаписи, подтверждающие взаимодействие с должником. Запрещается сообщение о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев должника, раскрытие сведений для неограниченного круга лиц, например в интернете или в объявлениях на жилом доме. Предусмотрено и увеличение штрафа за нарушение регламента взаимодействия — до 2 млн рублей.

А кто по-вашему должен контролировать деятельность коллекторских агентств?

— Долги, о которых идет речь в законопроекте, касаются не только сферы потребительского кредитования — кредитов и займов, но и других сфер, включая, например, ЖКХ. Данная сфера вполне очевидно не относится к зоне регулирования Центрального банка.
Вообще определение органа, уполномоченного осуществлять регулирование и контроль за деятельностью по взысканию задолженности, вести реестр коллекторских агентств, — это прерогатива Правительства России. Соответствующее решение будет проработано на втором этапе. Сейчас же главное – оперативно принять закон, чтобы поставить работу коллекторов в строгие рамки, покончить с беспределом при взыскании просроченной задолженности.

— Согласитесь, что проблема взыскания долгов во многом является производной от другой проблемы – закредитованности граждан, прежде всего, в микрофинансовых организациях (МФО). Так может нужно начинать решать проблему с этого «конца»?

— Действительно, работа многих МФО вызывает у нас многочисленные вопросы. Поэтому в феврале Совет Федерации направил в адрес Банка России парламентский запрос о регулировании деятельности микрофинансовых организаций. В нем мы обратили внимание регулятора на слишком высокие проценты (доходящие порой до 880 процентов годовых) по отдельным видам потребительских займов. Проблема заключается еще и в том, что такими займами чаще всего пользуются граждане с небольшими доходами и низким уровнем финансовой грамотности, которые не смогли получить кредит в банке под более выгодный процент. Таких людей немало и их права также должны быть защищены. Получив оперативный ответ от Банка России, совместно с мегарегулятором мы выработали определенный набор мер, которые помогут навести порядок на рынке микрофинансирования.
Согласно уже принятым изменениям в закон, регулирующий деятельность МФО, появилось требование к достаточности собственных средств, аудиторским проверкам, ограничению микрозайма. С 29 марта начисление процентов и иных платежей в краткосрочных займах ограничивается четырехкратным размером суммы займа. Однако мы планируем снизить этот коэффициент до двукратного размера.

Целесообразно рассмотреть вопрос и о возможности ограничения числа займов, выдаваемых одному заемщику, а также количества продлений договора займа. Это позволит снизить вероятность ситуации, когда заемщик выплачивает один заем за счет вновь взятого другого и попадает в еще большую долговую зависимость. Я предлагаю также законодательно установить предельный показатель уровня долга к доходу заемщика. Над цифрой можно подумать, но в мировой практике это соотношение доходит до 50 процентов. Думаю, что данная норма позволит уберечь от возможных долговых проблем многих наших сограждан.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...