На минувшей неделе на пленарном заседании верхней палаты парламента заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Николай Журавлев представил расширенную программу, своего рода дорожную карту, по совершенствованию регулирования рынка микрофинансирования, борьбе с закредитованностью и защите граждан от нелегальных кредиторов. Сенатор от Костромской области рассказал корреспонденту «КНГ», какие перемены в ближайшее время ожидают российский рынок микрокредитования.
— Николай Андреевич, чем вызвано такое внимание парламентариев к теме регулирования микрофинансового рынка?
— Мы занимаемся этой проблемой, потому что люди жалуются. Только представьте, к нам поступали обращения граждан, которые вынуждены расплачиваться по взятому в МФО кредиту по ставкам до 880% годовых! Это просто запредельные цифры, которые заставляют россиян отдавать на погашение подобных займов более половины своих доходов. А бесконечные скандалы вокруг различных организаций, которые ведут деятельность по взысканию задолженности в досудебном порядке (так называемых коллекторов), только усугубляют ситуацию. Поэтому мы направили парламентский запрос в Центральный банк, в кратчайшие сроки получили развернутый ответ и приступили к совместной работе по выработке соответствующих мер реагирования на сложившуюся ситуацию.
— Разве в законодательстве не предусмотрено соответствующее регулирование?
— Предусмотрено. Но, на мой взгляд, недостаточное. Уже приняты некоторые шаги. Например, с 29 марта вступают в силу изменения в закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ужесточающие контроль за МФО. Закон разделит понятия микрокредитной и микрофинансовой компании. Для каждой из этих категорий вводятся дополнительные особые требования. Предусмотрена обязанность МФО формировать резервы на возможные потери по займам, предоставлять информацию в бюро кредитных историй. МФО будут подтверждать наличие собственных средств в размере 70 млн рублей и предоставлять регулятору аудиторские заключения. Микрозайм физическому лицу будет ограничен суммой в 1 млн рублей. Закон также запретит начислять проценты по краткосрочному займу, если их сумма достигает четырехкратного размера суммы займа. Но уже в апреле мы планируем выйти с законодательной инициативой по снижению этого порогового отношения до двукратного размера.
— Предусмотрены ли иные регулятивные ограничения?
— Для начала мы проведем анализ правоприменительной практики всех нововведений и конечно продолжим работу по совершенствованию регулирования деятельности МФО. Мы рассмотрим вопрос о наделении Центрального банка полномочиями по определению стандартов выдачи микрозаймов, включая, например, ограничение на количество выданных займов в одни руки и количество пролонгаций в год. Со временем надо учитывать и соотношение суммы долга к уровню доходов заёмщика. Это сократит объём закредитованности населения и снизит градус напряжённости в обществе, связанной с деятельностью по взысканию задолженности. Мы также рекомендовали ЦБ ускорить разработку и внедрение нормативов по регулированию микрофинансовой деятельности. Продолжится наша совместная работа по повышению финансовой грамотности и информированию населения о принятых мерах. В части противодействия неправомерным практикам взыскания просроченной задолженности мы рассчитываем на скорейшее принятие законопроекта «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», который был внесен председателями обеих палат Федерального Собрания. Закон поставит работу коллекторских агентств в строгие рамки. Он определит требования к деловой репутации и профессиональной квалификации коллекторов, установит регламент их взаимодействия с должниками, включая способы и частоту контактов. Задача этого закона — сделать бизнес цивилизованным и оставить на рынке только корректных взыскателей.
— Чем будет грозить МФО нарушение установленных требований?
— Смотря как будут расценены нарушения. За мошенничество, например, Уголовный кодекс и так предусматривает соответствующее строгое наказание. Однако мы хотим усилить меры ответственности именно за нелегальную выдачу кредитов/ займов, а также за деятельность МФО, не внесенных в реестр. Будем разрабатывать соответствующую законодательную инициативу, скорее всего с внесением изменений в статьи Кодекса об административных правонарушениях в части нарушения законодательства в микрофинансовойдеятельнрсти и осуществления предпринимательской деятельности без гос. регистрации. Естественно, при ужесточении требований многие МФО уйдут в тень. Поэтому призываем и правоохранительные органы активизировать свою работу по выявлению так называемых серых, «асфальтовых» организаций, проявляющих себя исключительно рекламой на тротуарах. Сейчас мы готовим письмо руководству МВД касательно пресечения их деятельности.
— Как, по вашему мнению, указанные меры отразятся на рынке и доступности микрозаймов?
Мы все понимаем, что людям необходимы кредиты и займы на покупку того же телевизора или просто на жизнь до получки. И конечна наша задача, чтобы гражданин имел возможность получить деньги максимально комфортно и недорого. Понятно, что в начале люди идут в банки — они предоставляют небольшие и краткосрочные кредиты на гораздо более выгодных условиях, чем МФО, и тем более серый ростовщический рынок. Но и даже в том случае, если банк отказал и человек вынужден обратиться в МФО, мы должны максимально позаботиться о том, чтобы он мог безопасно и с минимальной переплатой получить желаемый займ.