Если из рук мастера выходит не просто одежда, а наряд, подобный тем, что носили несколько столетий назад – это просто великолепно! Костромичка Мария Погорелова – именно такой художник.
Мария впервые взяла в руки иголку с ниткой еще до школы. «У меня до сих пор сохранилось дома малюсенькое кукольное платье. Я его сшила, когда мне было лет пять-шесть… И мне интересно, как сейчас моя племянница, ей тоже шесть лет, рисует уже какие-то эскизы. А ведь ее никто не вовлекает в творческий процесс, но, видимо, глядя на меня, на моего брата Алексея — своего папу, она старается что-то делать руками».
Отец Марии – военный, и семья долгое время жила на Дальнем Востоке в городе Свободный-18. Именно там сейчас строят космодром Восточный. Когда девочка пошла в школу, шила одежду себе и младшему брату: «Я училась в советское время, тогда достать что-либо было очень сложно. Приходилось управляться самим!» Единственный раз заказывали девушке в ателье – это было платье на выпускной вечер. А сама Мария в это время шила платье своей маме, тоже на свой выпускной: «Сейчас смотрю на фотографию, и мне не стыдно за ту работу».
В Амурском госуниверситете девушка получила специальность «инженер-технолог швейного производства». Сейчас Мария Леонидовна — кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, технологии, материаловедения и экспертизы потребительских товаров КГТУ:
«Я свою профессию изучила досконально. И после массового, поточного производства потянуло на редкие, индивидуальные вещи. Историческим костюмом занялась недавно, лет 6-7 назад. Захотелось попробовать, справлюсь ли?»
Исторический костюм — дорогое удовольствие!
Первой работой дизайнера стал костюм боярыни. Он сейчас выставлен в экспозиции Костромского Романовского музея «Кадры для трона». Основой послужили фототипии (фото на специальных пластинах — С.Г.) с исторического бала, проходившего в Санкт-Петербурге в 1903 году. В тот вечер императорская семья и все приглашенные были наряжены в костюмы по моде 17-го века: «Ансамбль делали со студентками-дипломницами. Мы выиграли областной грант на этот проект. Это была очень интересная работа. Мы целую жизнь прожили за эти полгода! Сложно было подбирать материалы, добавляли золото… заказывали ткани по каталогам, смотрели, чтобы все совпадало по оттенкам, цвету, структуре. В этом наряде использован мех норки, все шелковое полотно расшито бисером, жемчугом и каменьями. Я как стала работать с историческим костюмом, не говорю теперь «камни», язык не поворачивается!»
После первого наряда были изготовлены еще четыре костюма той эпохи. Один из них — костюм Алексея Михайловича Романова, в нем на бал в 1903 году приехал император Николай II. Другой наряд – сарафан, расшитый жемчугом, шелковая рубаха и кокошник – это одежда княгини Ксении Александровны Оболенской. «Мы нашли в Эрмитаже цветные фотографии, списывались с музеями, где хранятся подлинники, и в итоге все получилось!»
Копии не отличаются от оригиналов
Каждый исторический костюм – это до мельчайших подробностей выверенная работа. Она занимает все внимание автора от двух месяцев до полугода. И это при том, что сначала к наряду в течение года подбираются ткани, аксессуары. Рассказывает Наталья а Погорелова, старший научный сотрудник Костромского музея-заповедника: «Мы три года готовили экспозицию "Не скоро ели предки наши. История этикета в России". Для нее требовались костюмы 19-го века — бальные, детские. Ездили специально в Москву на выставку в Исторический музей, где хранятся подлинные костюмы. Сфотографировали, потом нашли книги, где они были изображены. Ткани заказывались в Италии и Франции. Они практически идентичны старинным материалам, которые есть в больших музеях. Понятно, что одежда хуже всего сохраняется. Да и реставраторов по ткани очень мало – это кропотливый труд, тонкая работа. Поэтому историческая реконструкция костюма допускается на таких выставках».
Мария показывает одну из своих работ, представленных на этой выставке: «Вот очень трогательное детское голубое платье. Это копия, выполненная с абсолютной точностью. Здесь огромное количество юбок с каркасами, формообразующими элементами. Используется кружево, по подолу – ручная вышивка, подкладочки из хлопка. Что интересно, у этого платья есть оригинал середины 19-го века, он хранится в Московском историческом музее… И зрители нашу копию принимают за него».
Результат действительно ошеломляющий! Даже знатоки из Москвы подтверждают это. На выставке представлены несколько бальных платьев и наряд горничной. Вот нежно-розовое платье, украшенное вышитым золотым кружевным позументом. Автор вспоминает: «Прообраз его хранится в музее Москвы. В 2013 году была выставка историка моды Александра Васильева, где оригинал этого платья был назван «жемчужиной коллекции». Я с этим полностью согласна. Оно такое шикарное, узнаваемое. Сшито платье во второй половине 19-го века в мастерской Августа Брезака, немца, работавшего в Санкт-Петербурге. Сохранилось всего несколько его платьев. Этот наряд принадлежал одной из императорских особ».
«Шить одежду – колоссальное удовольствие»
— Мария, а как вы находите наряды, которые впоследствии шьете?
— Я собираю литературу, посвященную историческому костюму. Ее очень сложно найти, именно ту, которой я могу довериться! Конечно, есть Интернет, кажется, колоссальные возможности… Но там много и неправильного. Поэтому стараюсь найти репринтные издания. К счастью, сейчас перепечатывают с оригиналов 19-го века «Энциклопедию кроя» и «Энциклопедию изготовления». У меня есть и копии модных журналов конца 19 века. Я ими очень дорожу!
— Какой век больше всего нравится?
— Как мастера, меня привлекает 19-й век. Мне интересно попробовать сшить эти сложные, по крою и изготовлению, вещи… Почему? Возьмем, наряды 18-го века. Они очень декоративные. Тогда в моду вошли горизонтальные пышные юбки с большим количеством декора, в том числе цветочного, и огромные шляпы – а ни них выполнялись гнезда, сады. Вроде бы все очень красиво. Но если посмотреть платье изнутри – полный хаос! 19-й век — это иное. В 1847 году была изобретена швейная машина, что в корне изменило подход к изготовлению одежды и расширило возможности.
— Где находите ткани для нарядов?
— Заказываем по каталогам различных фирм Австрии, Италии и Франции, занимающихся изготовлением таких декоративных материалов. Например, в Италии — это семейный бизнес, существующий столетия. Вот и платье на выставке про этикет выполнено из коричневой ткани с очень характерным орнаментом 19-го века – розами. Такая ткань сейчас не очень вписывается в современную моду, но она именно историческая, какую носили в ту эпоху. И в современном ассортименте их не найти. Эти материалы для каждой модели мы подбираем в магазинах декоративной и портьерной ткани. Каждый материал отдельно — и кружева, и сетку, тюль, шелк, хлопок.
— О чем вы мечтаете, какое платье еще не сшили?
— Я за любое взялась бы с удовольствием. Хочется сделать даже небольшую коллекцию нарядов 18-19 веков в масштабе 1:2, чтобы проследить историю костюма. Это можно использовать и в учебных целях.
— Себе шьете наряды?
— Стараюсь. Но часто не хватает времени.
— А что больше нравится, шить верхнюю одежду или платья?
— И то, и другое. Наверное, у меня в роду кто-то этим занимался, и это наследственное. Я это чувствую, иначе откуда у меня такая колоссальная любовь к шитью?
Светлана ГАПОНЮК.
Фото Николая Суворова.