Говорят, что в России две беды: дураки и дороги. Но практика показывает, что проблем этих гораздо больше. В преддверии профессионального праздника всех сотрудников ГИБДД корреспондент «НГ» поговорил о болевых точках костромских водителей и пешеходов с начальником областного управления Госавтоинспекции Сергеем Чернышовым. Он рассказал о качестве подготовки в автошколах, о борьбе с коррупцией и о том, почему народ недолюбливает гаишников.
— Сергей Валентинович, в июле у вас еще одна праздничная дата: два года на посту начальника областного ГИБДД. Как изменилась динамика аварийности? Лучше стало или хуже?
— Общее количество ДТП снизилось, а число аварий с погибшими продолжает расти. С начала этого года разбились 39 человек.
— Из-за того, что гоняют?
— Превышение скорости – одно из самых распространенных нарушений правил дорожного движения. Даже пьяный водитель, который едет со скоростью 15-20 километров в час, не принесет таких тяжких последствий, как водитель, который мчится с бешеной скоростью. Очень много аварий, в которых 2 и более трупов, произошло именно по этой причине.
— У многих в машинах установлены антирадары. Устройство запищало – сбавил скорость. Камера позади – снова педаль в пол.
— Ну и что? Пусть будут антирадары. Наша главная задача – не наштрафовать и пополнить бюджет, а обеспечить безопасность дорожного движения. Но стоит отметить, что и антирадары иногда бесполезны. Некоторые приборы срабатывают, только когда автомобиль с ними поравняется. Успеть затормозить уже невозможно. И все! Тебя уже сфотографировали.
— Вы начинали работать в лихие 90-ые в Кологривском районе. Какая обстановка на дорогах была в то время?
— В те годы на дорогах страны только начинали наводить порядок. Технических средств почти не было. Только трубка Мохова-Шинкаренко… В чем-то было проще. Например, тогда нужно было составить один акт и один протокол. Все.
— Что изменилось?
— Сегодня, чтобы привлечь человека к ответственности даже за самое незначительное нарушение, сотруднику ГИБДД нужно составить целую кучу протоколов: об отстранении, об административном правонарушении, разные акты, направления на медицинское освидетельствование… Хорошо, что теперь есть средства фото и видеофиксации, и не нужно больше прибегать к помощи понятых. В 90-е в понятые шли охотно, а вот сейчас не особо.
— А прятаться «в кустах», как в 90-е, сейчас можно?
— Административный регламент не позволяет. Да я и сам против таких ловушек. Но, с другой стороны, какая разница, где стоит инспектор ГИБДД – за углом или за домом. В любом случае нужно соблюдать правила. Сотрудник, в первую очередь, нужен для наведения порядка на дорогах. Он дисциплинирует одним своим присутствием! Ну а в 90-е мы могли работать на гражданских машинах, потому что была проблема с транспортом. Никто не понимал, что вот это стоит ГАИ. Да, сейчас есть разные формы и методы, есть скрытое патрулирование, которое позволяет в рамках закона нести службу на гражданских машинах.
— По какому принципу инспекторы останавливают машины? Как они понимают, что за рулем именно этой сидит пьяный водитель? Профессиональное чутье срабатывает?
— Много информации о пьяных водителях поступает через Интернет и по телефону доверия. Люди даже звонят в дежурную часть и говорят, что на такой-то машине едет нетрезвый. Нас мало интересует, с какой целью они ябедничают. Кроме того, мы отслеживаем административную базу. В ней содержится информация о водителях, которые систематически привлекались к административной ответственности за различные нарушения, в том числе и за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и отказ от прохождения медицинского освидетельствования. А пристегнут человек или нет – это издалека видно.
— Все совершенствуется. Теперь к «письму счастья» прилагаются фотографии, свидетельствующие о том, что водитель нарушил ПДД. Но и подготовка кандидатов в водители стала более суровой. Для многих сдача экзамена в ГИБДД становится реальной проблемой. Сколько учеников справляются с испытанием с первого раза?
— Далеко не все. С первого раза сдают лишь 10-17 процентов. Остальные могут и по 7, и по 9, и по 13 раз сдавать. С теорией почти все справляются. Около 95 процентов.
— Сдать «город» на самом деле так сложно, как об этом говорят ученики автошкол?
— Это сложно, потому что ученик едет в потоке машин. Конечно, если бы он ехал сам по себе, он бы с первого раза сдал. А тут нужно смотреть еще и за другими участниками дорожного движения. Кто-то подрезает, кто-то перестраивается, не включив поворотник. Как говорится, правило «трех Д» (дай дорогу дураку, – прим. редакции) никто не отменял!
— А может быть, инспекторы слишком суровые?
— Однажды мне пожаловались, сказали: «Сергей Валентинович! Это все предвзятое отношение к сдающим!» Мы с начальником экзаменационного подразделения решили проверить, так ли это. Сели на заднее сиденье учебной машины. Выехали на Козуева с Комсомольской. Едем. Метрах в ста стоит фура. Навстречу идет машина. Мы едем прямо на этот автомобиль! Начальник экзаменационного подразделения не выдержал: «Вы что делаете! Почему не перестраиваетесь?!» Второй случай: на перекрестке один из кандидатов в водители заглох, потом поехал на красный свет и чуть не попал в ДТП.
— Так каково же инспектору?
— Сотруднику, который принимает экзамен, перед поездкой вообще нужно водки наливать, граммов 100-150! Посмотрев на все эти ужастики, говорить о том, что в автошколах хорошо готовят, нельзя.
— А стоимость обучения возросла…
— Да, причем заметно. Мастера и инструкторы должны быть заинтересованы в конечном результате, а не в деньгах. Они готовят не к реальной жизни, а только к сдаче экзамена.
— А сотрудники ГИБДД в деньгах не заинтересованы?
— Мы проводим очень большую антикоррупционную работу. В патрульных машинах установлены регистраторы. Записи просматривают руководители подразделений. Кроме того, каждый сотрудник ГИБДД составляет декларацию. Все доходы на виду. В Госавтоинспекции есть служба, которая направлена на выявление и профилактику получения взяток.
— В аэропортах у грузчиков очень большая зарплата. Это сделано для того, чтобы работники не воровали и не вытаскивали вещи из чемоданов… Позволяет ли жалование инспекторов отказываться от быстрого заработка?
— У инспекторов неплохая зарплата. От 30 тысяч рублей. Конечно, оклад у всех разный, это зависит от должности, от выслуги лет. Но и такая зарплата, как я считаю, не соответствует тем полномочиям, которые они выполняют. Так, сотрудники ППС по 12 часов на службе. И в дождь, и в снег, и в жару… Всем нужно кормить семьи. Конечно, уборщицы скажут, мы получаем 8 тысяч и живем. Но у них нет таких полномочий, как у инспекторов ГИБДД.
— Как боретесь с водителями, которые пытаются договориться на месте?
— Нужно сказать откровенно: пьяные, когда их поймали, начинают разговор именно с этого. В 2015 году возбуждено 14 уголовных дел по фактам дачи взяток. По семи из них суды приняли решения.
— На улицах города частенько можно увидеть дорогие иномарки с красивыми номерами, на которых одинаковые цифры или буквы… Это случайность или какая-то привилегия для избранных?
— Понятие о красоте у всех разное. Конечно, многие приходят и просят такие номера. Но у нас электронная очередь. Знаки идут от первого до последнего – все в электронном варианте. Красивый номер может достаться любому водителю, независимо от марки и стоимости его автомобиля. Также сегодня есть возможность продажи номера вместе с машиной. Многие только ради номера покупают целый автомобиль.
— Какая улица в Костроме самая аварийная?
— Советская – сплошной очаг аварийности. Это связано с большим потоком, есть нерегулируемые пешеходные переходы.
— Кстати, жители домов на Советской жалуются на мотоциклистов, которые гоняют по ночам. Шумно, спать не дают… Но ведь движение мотоциклов по улице Советской запрещено, так?
— Так. Движение гужевых повозок по Советской тоже запрещено.
— Но почему? Вроде бы и улица не такая густонаселенная, как, скажем, спальные районы.
— Это сделано не из-за шума, который производят водители мотоциклов, а ради их собственной безопасности. Мотоциклисты, которые едут в большом потоке, создают кучу проблем, зачастую провоцируют ДТП.
— И что с этим делать? Может быть, тогда стоит вообще убрать запрещающие знаки, если байкеры их игнорируют?
— Не все решается запретами… Может быть, будем пересматривать этот момент. Может быть… Нужны определенные доводы для решения этой проблемы. Посмотрим…
— А как насчет мотобата?
— У нас есть два мотоцикла «Хонда». В ближайшее время их зарегистрируем.
— Собственно, костромичи жалуются не только на мотоциклистов, но даже на водителей велосипедов! Мол, мешают им ходить, врезаются… Где же беднягам ездить, чтоб никого не обидеть?
— В принципе, велосипедистам разрешено двигаться везде. С 7 лет можно ездить по тротуарам, а взрослым можно и по проезжей части. В более ранних Правилах дорожного движения было указание ехать на расстоянии не более одного метра от обочины. В новых это ограничение убрали.
— Какая трасса в Костромской области считается самой аварийной?
— Кострома — Верхнеспасское. За 5 лет там погибло 83 человека. Ивановская автодорога – на втором месте.
— Иногда причинами ДТП становятся разбитые дороги. Возможно ли, закрыть самые убитые трассы?
— Возможно, если на этой дороге такие условия, которые представляют угрозу для здоровья и жизни людей. Да, в советское время дороги были лучше. Сейчас сделать их идеальными – невозможно, финансирование не позволяет. Но сказать, что дороги совсем плохие – нельзя. Мы сотрудничаем и с дорожными службами.
— Почему народ не любит сотрудников ГИБДД?
— Их недолюбливают только те, кто ни разу не попадал в ДТП, когда не был виновником. Когда человек попал в аварию не по своей вине, он понимает, что исход дела зависит не только от него. Для пьяных сотрудник ГИБДД – враг номер один. А когда в вас въехал пьяный – все наоборот. Пока мы все не осознаем, что сотрудник Госавтоинспекции охраняет интересы и права всех участников ради их безопасности, ничего не изменится.
Анна ОЛИФЕР.
Фото Николая Суворова.
Текст впервые опубликован в «Костромской народной газете», №26 от 1 июля 2015.