В 2014 году «МегаФон» оказался самым быстрорастущим оператором Костромской области по доле рынка. В определенной мере этому способствовал запуск первой в регионе сети 4G+, которая уже вышла за пределы областного центра – а этим могут похвастаться далеко не все субъекты Российской Федерации. О трендах телекома, скоростях четвертого поколения и о том, как завоевать репутацию технологического лидера, мы беседуем с директором Костромского отделения компании «МегаФон» Александром МАРТЫНОВЫМ.
— Как Вы оцениваете современную ситуацию на региональном рынке сотовой связи и какие позиции на нем сейчас занимает «МегаФон»?
— По сравнению с соседями – Ярославской и Ивановской областями – у нас высококонкурентный рынок, на котором работают четыре мобильных оператора. Ситуация непростая, но «МегаФон» за десять лет сумел занять достойное место в сердцах костромичей – нас любят, нас выбирают, за нас голосуют «деньгами и ногами». Хотя мы, естественно, не собираемся останавливаться на достигнутом. Поэтому активно строим сеть, улучшаем качество связи, развиваем розницу, усиливаем свое присутствие на корпоративном рынке. Все это помогло «МегаФону» стать в 2014 году самым быстрорастущим оператором Костромской области по доле рынка – как по выручке, так и по абонентской базе. Какими бы хорошими не были позиции, всегда нужно стремиться к лучшему.
— А как жители Костромской области отреагировали на MNP – возможность смены оператора без потери номера?
— Влияние MNP на рынок на самом деле минимальное: по всей России только порядка одного миллиона человек захотели сменить оператора. Для нашей страны это небольшая цифра. Но могу сказать, что у «МегаФона» практически во всех регионах, в том числе у нас, ситуация положительная – к нам чаще приходят, чем уходят. И это характерно как для абонентов – физических лиц, так и для корпоративных клиентов.
— Есть ли, по Вашему мнению, специфические особенности ведения бизнеса конкретно в нашем регионе? Чем, например, отличаются костромские клиенты Вашей компании, какой тип потребления мобильных услуг им свойствен, каковы их вкусы?
— Есть два главных фактора, влияющих на нашу работу в регионе. Во-первых, небольшой объем голосового трафика на одного абонента. В последние два года рынок голосовых услуг вообще прирастает мало – максимум на один-два процента в год. Зато рост передачи данных измеряется двузначными процентами. Костромичи не очень «разговорчивы», но им нравится пользоваться мобильным интернетом. Это отражается на продажах гаджетов в нашей фирменной рознице. Сейчас наши клиенты активно покупают смартфоны и планшеты, причем планшеты с голосовым модулем, чтобы использовать их и для телефонных звонков. Люди хотят получать универсальные девайсы, которые позволяют комфортно пользоваться всеми видами мобильных услуг одновременно.
Вообще же у Костромской области есть фундаментальное отличие от других регионов, на которое операторы связи никак не могут повлиять – но должны его постоянно учитывать: у нас большая территория, а плотность населения при этом невелика. Это накладывает свой отпечаток на развитие отрасли в регионе. Приходится строить развернутые сети – и технологическую, чтобы обеспечить качественное покрытие на всей территории области, и сервисную. Мы открываем розничные салоны в каждом районе, чтобы абоненты могли не только приобрести SIM-карту – это можно сделать и у дилеров, – но и получить качественное обслуживание: проконсультироваться по поводу настройки сложного оборудования, узнать о любых тарифах и услугах… Несмотря на то, что сейчас все операторы стремятся вывести обслуживание в онлайн, создавая, например, личные кабинеты на своих сайтах, менталитет костромичей таков, что они все-таки предпочитают онлайн-каналам визит в ближайший салон. Поэтому так важно развивать розницу. Сейчас у нас более ста точек продаж в регионе. Среди них есть и специальные офисы для корпоративных клиентов, хотя базовые услуги можно получить в любой розничной точке.
— Сейчас абонентов кроме сервиса интересуют еще две вещи: качество связи и скорость мобильного интернета. Можно ли сказать, что здесь у «МегаФона» имеются конкурентные преимущества? Если да, то какие?
— Суммарно по количеству базовых станций всех поколений «МегаФон» является лидером в Костромской области. А количество всегда переходит в качество: чем больше станций на территории региона, тем шире зона покрытия и, соответственно, устойчивее сигнал. По качественным характеристикам сети «МегаФон» является одним из лидеров. В сети четвертого поколения скорость мобильного интернета достигает в среднем 15-20 Мбит/с.
— «МегаФон» считают первопроходцем в сфере внедрения новых технологий, вы первыми запустили сети 4G+ – как на это отреагировал рынок?
— Начну с того, что в 2009 году мы первыми запустили в Костромской области новую на тот момент технологию 3G. Именно с этого момента «МегаФону» удалось стать технологическим лидером – и сейчас оставаться на этих позициях. Запуская 4G+ в 2012 году, мы тоже были первыми. До сих пор наша сеть LTE уникальна. Другие операторы пока не построили сети четвертого поколения. Как я уже говорил, наш регион отличает большая территория и малая плотность населения. Любая масштабная стройка окупится здесь только в том случае, если предложить принципиально новую технологию первыми – потом теми же самыми услугами привлечь дополнительную абонентскую базу будет очень сложно. Мы успели запустить мобильный интернет 4G+ раньше других. Наши абоненты знают, что именно они – самые «быстрые». И теперь мы видим, что стратегия технологического лидерства полностью себя оправдывает. В районах Костромской области 4G+ впервые появится тоже благодаря нам – на очереди Буй, Шарья, Мантурово и Нея, где мы запустим сеть четвертого поколения уже к концу этого года. Кстати, в России пока очень мало регионов, где 4G+ есть за пределами областных центров.
— Есть ли у «МегаФона» услуги, уникальные для региона?
— На массовом рынке это, наверное, тариф «Все просто» с посекундной тарификацией. В корпоративном сегменте ситуация немного иная: удивить чем-нибудь клиентов сейчас сложно – схожие услуги для В2В клиентов есть у всех операторов. Поэтому я бы говорил не об уникальных, а о популярных мобильных сервисах. Мы относимся к своим корпоративным клиентам как к партнерам: наши услуги помогают им оптимизировать свои затраты, повышать эффективность бизнеса. Поэтому популярны услуги, которые помогают решать бизнес-задачи – например, «Контроль кадров» и «Контроль автопарка». Суть у них похожа, просто первая из них позволяет контролировать передвижение сотрудников, а вторая – автомобилей. Услуги действительно полезные: с их помощью можно оптимизировать логистику, совершенствовать методы управления компанией, собирать информацию для анализа своего бизнеса.
— А как складываются взаимоотношения «МегаФона» с государственными организациями?
— Наша гордость – контракт с администрацией Костромской области, которой мы предоставляем услуги связи уже более двух лет. С органами власти мы вообще очень тесно сотрудничаем, и это накладывает на нас определенные обязательства – качество связи должно быть очень высоким. Хотя наше сотрудничество не ограничивается сферой телекома. «МегаФон» уже на протяжении трех лет является партнером международного фестиваля фейерверков «Серебряная ладья», который проходит под патронажем губернатора Костромской области. И каждый раз мы стремимся не просто выступать спонсорами, а предлагать инновационные организационные решения. В этом году, например, организовали онлайн-трансляцию фестиваля – жители области смогли увидеть его в интернете. Есть и другие совместные проекты с областной администрацией, в том числе социальные.
— Есть ли у Вас собственный секрет успеха?
— Это скорее не секрет, а жизненное кредо: лучше я буду отвечать за сделанное, чем сожалеть о бездействии. Я противник того, чтобы плыть по течению, не пытаясь ничего изменить. Мне ближе проактивная позиция, стремление пойти на разумный риск, без которого в бизнесе вряд ли получится чего-то добиться.
— Представим, что у Вас есть возможность сказать не более пяти слов, чтобы убедить руководителя крупной компании стать клиентом «МегаФона». Что Вы скажете?
— Я скажу всего четыре: «Качество сервиса гарантирую лично».