Вячеслав СИТОВ – активный велосипедист и один из лидеров движения «Кострома велосипедная». Он – позитивный, спортивный и очень целеустремленный. Корреспондент портала K1NEWS.RU встретилась с Вячеславом и узнала, сколько стоит самый дорогой велосипед, сколько костромичей на них уже пересели, и как на первый велозаезд в Костроме удалось собрать больше 550 человек.
«На клич «покататься ночью» точно откликнется человек двадцать»
— Вячеслав, велосипеды действительно становятся в Костроме все более популярными, но зачем было создавать специальную организацию?
— Просто в один прекрасный момент в Костроме появился такой тренд – люди стали больше кататься на велосипедах. И мы подумали: надо попытаться собрать всех, кому это интересно. С этой идеей мы пришли в администрацию, к главе Костромы Юрию Журину. Там нас поддержали, и появилась «Кострома велосипедная». Свое первое мероприятие провели на прошлом Дне города. Допустим, раньше вообще не было возможности прокатиться на велосипедах – так, чтобы частично закрыли движение на улице Советской. А у нас это получилось – это была наша маленькая победа. Мы показали, что в любой ситуации можно найти место для диалога с властями (задумывается)… но в такой ситуации тоже наглеть нельзя, потому что существует «некий регламент».
— Просто сейчас как-то непривычно, что кто-то добровольно будет создавать общественную организацию.
— Мы – автономная некоммерческая организация. Она была создана для того, чтобы можно было как-то контактировать с органами власти и продвигать интересные проекты. Общаемся как с главой города, так и с начальником управления спорта и работы с молодежью. Кстати, они принимают активное участие в обсуждении наших мероприятий, а где-то даже помогают с поиском спонсорской поддержки. Мы никогда не ставили перед собой цели сделать нашу деятельность зарабатыванием денег – мы просто хотим, чтобы Кострома стала красивее, уютнее и современнее. Мы любим наш город и стараемся сделать его комфортней.
— Кстати, а как ваш первый «официальный» заезд собрал так много велосипедистов?
— Да, нас было — около 550 человек. Как мы собрались? Знаете, мир не стоит на месте и современные информационные технологии при правильном использовании могут дать хороший результат. Я, как и мои друзья — открытые люди, поэтому не сложно было найти желающих прокатиться в солнечный майский день. Социальные сети и «сарафанное радио» нам в этом помогли. Самым главным было — собрать людей и организовать спокойное движение в колоннах. Остальное – вопрос организации и наличия свободного времени.
— Вы – первооткрыватели велодвижения для Костромы?
— Вообще, первая спортивная организация в Костроме была основана в 1896 году – и это как раз было костромское общество велосипедистов. Члены этой организации катались на велосипедах и организовывали разные массовые мероприятия. В 1905-м году это общество было реорганизовано, а в 1912-м году прекратило свое существование. Плохо, что в середине восьмидесятых его архив был утрачен при пожаре.
— А какой средний возраст у костромских велосипедистов?
— Примерно от 21 года до 35 лет. Причем девчонок (задумывается)… 14 процентов. Но это статистика, взятая из сетей, на улицах сейчас их гораздо больше. Вообще велосипедисты – это очень активные, разноплановые люди из разных слоёв общества. Всех объединяет желание хорошо и красиво прокатиться. Например, если бросить клич «катнуть в ночную», человек двадцать желающих соберётся без особых проблем. Не так давно мы прокатились по проспекту Мира – до Вечного огня, потом – по Пушкина через Рабочий проспект, Козуева, улицу Терешковой, Текстильщиков через Центр. И пока ехали, к нам ещё присоединялись! Так, за компанию, хорошей теплой ночью. Возле «Лакомки» за чаем и кофе выставили свои велосипеды в ряд, а затем через Муравьёвку поехали к набережной. И после небольшой остановки на берегу Волги продолжили дальше: Шагова, Ивана Сусанина, Свердлова, железнодорожный вокзал, Черноречье и Давыдовский.
Это было не просто вкручивание педалей, все много общались, шутили, рассказывали истории.
— А костромские велосипедисты дружат с велосипедистами из других регионов?
— Стараемся, но например, Ивановская область для нас – это темный лес, на «соседский» региональный уровень они не выходят. Если друзья-знакомые из Питера, Углича и очень много из Ярославля. В этом году на открытие летнего велосипедного сезона в Ярославль ездило более сорока костромских велосипедистов. И ежегодно из Ярика возвращается небольшая компания на велосипедах. Это порядка 70 километров проехать по трассе, на которой всякое случается. Но этим, пожалуй, и интересно! Когда проезжаешь табличку «Костромская область», думаешь: «Аааа, я это сделал!!!»
«Хороший современный велосипед не может стоить дешевле 25 тысяч рублей!»
— В Костроме много велосипедов?
— Больше, чем достаточно. И хороших – тоже. Например, моя последняя сборка на карбоновой раме марки «LOOK», на которую были установлены одни из дорогих и качественных комплектующих. Этот велосипед в Берлине мог бы стоить от 4-х тысяч евро, но цены у него нет, потому что продавать я его не планирую. Вообще если и занимаюсь сборкой, то только под себя. Хотя, знаете, для каждого свой велосипед – самый крутой (улыбается). Основный поставщик велосипедов – это «Stels», хотя те, кто много ездят, эту марку не жалуют. Дорогих велосипедов в Костроме достаточно. Стоимостью за сотню тысяч – вечером в погожий день в городе найти не составит проблемы. Это на вид обычные велосипеды, то, что они дорогие, можно определить только по «навеске».
— А сколько стоит хороший велосипед? Не самый дорогой, но хороший.
— Средний велосипед стоит в районе 25-30 тысяч рублей. Реально он стоить дешевле не может. Здесь так же как с автомобилем, чем дешевле комплектующие, тем скорей наступает ремонт или замена. Например, на одном из моих велосипедов стоят очень дорогие тормоза – примерно раза в два дороже, чем необходимы по характеристикам, но захотелось по цвету.
— А с какими сложностями сталкиваются костромские велосипедисты?
— В первую очередь, нет понимания со стороны автовладельцев. Как показывают последние изменения в ПДД – они уже не хозяева дороги. Просто многие автомобилисты выезжают на дорогу и считают себя королями. К тому же 95 процентов велосипедистов не знают своих прав, как и правил дорожного движения. А около 40 процентов автомобилистов даже и не догадываются, какую угрозу для них может нести двигающийся по обочине велосипедист.
А еще, к слову, есть сотрудники ДПС, которые зачастую не очень приветливо относятся к проведению всяческих мероприятий. Для них – чем спокойнее живешь, тем лучше. Но мы так не можем. И так уже все равно не будет, потому что продажи велосипедов в магазинах постоянно растут.
— А вы сами не водите автомобиль?
— Я сдавал на права, но пока без них. Через пару лет я, конечно же, пересяду на автомобиль, но пока мой основной транспорт – это всё-таки велосипед. Например, утром я еду до «Губернского» за 15 минут и прихожу на работу в хорошем расположении духа – как после пробежки. После чего становлюсь «офисным червем».
— Вы любите скорость?
— 22-30 километров в час — норма для моего городского цикла. Гонки особо не люблю, но они манят. Один раз перелетел через руль на скорости 40 километров в час, мне этого хватило. Вообще про скорость есть мнение, что можно разогнаться «до чёрта». Только обычно забывают, что после 40 километров сопротивление воздуха многократно возрастает и разгон замедляется, ты начинаешь чувствовать, что тело мешает, а ещё надо дальше поднимать скорость, продолжая крутить педали.
— По-вашему, есть ли перспективы развития велодвижения в Костроме?
— Интерес будет всегда. У нас только нет хороших спусков, чтобы развивать эффектные дисциплины. Можно говорить, что дороги плохие, но это все дело – будущего. Все со временем станет лучше. Думаю, что скоро в Костроме появятся две-три площадки для катания – такие, отчасти тусовые, места. Сейчас есть что-то в парке Победы, недавно появилось за филармонией и в Центральном парке. Кстати, не без помощи города Есть мысль, что, может быть, они рано или поздно появятся в парке Берендеевка и в Заволжье. Велодорожки в Костроме есть, например в районе Набережной. Но главный вопрос: в каком они состоянии? И стоит ли рекомендовать по ним прокатиться.
— «Велосипедный» спорт – это хобби?
— Знаете, это – не спорт. Скорее, это – образ жизни. Хороший фитнес и широкий круг общения. Я, допустим, не хожу в спортзал – у меня получается на этом экономить. Но я бросаю курить (смеется). Так что, получается экономия: «плюс на минус». А на самом деле, увлечение велосипедами затягивает… Это хорошее увлечение, если только оно не отнимает слишком много времени.
Беседовала Светлана ПУРГИНА,