Зима — традиционно «горячая пора» для ресурсоснабжающих организаций. О том, как «входит в зиму» гарантирующий поставщик электрической энергии в нашем регионе — ОАО «Костромская сбытовая компания» порталу K1NEWS.RU рассказала заместитель генерального директора ОАО «Управляющая компания Русэнергокапитал» Ирина Ивановна САМАРИНА.

— Ирина Ивановна, начинается очередной отопительный сезон и отовсюду звучат бодрые рапорты о том, что все предприятия ЖКХ региона к нему готовы. Вы согласны с такими оценками?

— Не в полной мере. Да, техническую готовность теплотехнического оборудования к новому отопительному сезону в настоящее время, действительно, можно оценить как весьма высокую.

Но есть и вторая составляющая — финансовая, которая заключается в готовности потребителей оплачивать электрическую энергию, поставляемую для того, чтобы весь теплотехнический комплекс работал. Ведь в любой котельной есть электрические насосы и масса другого электрооборудования, без которого генерация тепла невозможна. Так вот в этой части ситуация далека от благополучной. Более того, у нас есть такие районы области, которые уже на протяжении нескольких лет входят в отопительный период с огромными долгами. Общая сумма просроченной дебиторской задолженности предприятий ЖКХ перед гарантирующим поставщиком электроэнергии по состоянию на 6 сентября составила 267 млн. рублей.

— В каких районах области дела с расчетами за электроэнергию обстоят хуже всего?

— Самое сложное положение складывается в Мантуровском районе и в городе Мантурово, которые имеют дебиторскую задолженность перед Костромской сбытовой компанией в сумме почти 34 млн. рублей. Это долги ряда предприятий, принадлежащих городу и району. Например, в Мантурово есть предприятие «Водоканал», которое признано банкротом, его долги за электроэнергию составляют 15 млн. рублей.

Предприятия Красносельского района должны нам 25 млн. рублей. С 2007 года здесь проходят так называемые «плановые банкротства» предприятий ЖКХ.

И особенно нас беспокоит Судиславский район. То, что там происходит, невозможно охарактеризовать иначе, чем вопиющая бесхозяйственность и безответственность.

— Но ведь недавно именно по Судиславскому району УФАС выиграла суд у Костромской сбытовой компании, доказав, что та неправомерно произвела отключение электроснабжения водозаборной скважины в деревне Столбово летом 2011 года. Вы не согласны с таким решением суда?

— Я не готова оценивать правомерность и обоснованность вынесенного судебного решения, но могу рассказать, как работает предприятие ЖКХ в Столбово. Начать можно с того, что оно перестало платить за электричество с марта 2010 года. К тому же все последние годы там постоянно идет процесс создания все новых предприятий ЖКХ по одной и той же обкатанной схеме: существующее предприятие банкротится, его имущество передается преемнику, а долги остаются у банкрота. Именно таким образом в свое время появились ЖКХ «Свозово», ЖКХ «Воронье» и т.д., долги которых перед сбытовой компанией составляют порядка 3 млн. рублей.

2.jpg

В Столбово расположено несколько жилых многоквартирных домов, в которые это местное коммунальное предприятие, регулярно меняющее название, поставляет тепло и воду.

Тепловые сети там находятся в ужасном состоянии, из-за чего зимой коммунальщики топят в основном улицу. Более того, большая часть квартир в домах пустуют, поэтому платить за отопление оказывается некому.

Не лучше обстоят дела и с водоснабжением. Начисление платы с жителей за централизованное водоснабжение производится в смешных суммах, и это притом, что там повсюду проложены пластиковые трубы на баню, протянуты шланги на огороды. Кто и как ведет учет расхода воды, непонятно.

— А местные власти как-то пытаются повлиять на эту ситуацию?

— К сожалению, они ничего не предпринимают, хотя с учетом того, что потребителей там немного, порядок можно было бы навести.

3.jpg

Возвращаясь к судебному решению по Столбово, хочу заметить, что наши действия, ставшие предметом рассмотрения в суде, были произведены в полном соответствии с действующим на тот момент законодательством и с точки зрения процедурных моментов к нам никаких претензий нет.

При этом антимонопольный орган не усмотрел в действиях местного предприятия ЖКХ нарушения антимонопольного законодательства. Но ведь жителей оставили без воды не энергетики, а это предприятие, являющееся поставщиком услуги водоснабжения.

Так что сколько угодно можно казнить сбытовую компанию, но от этого ни денег не прибавится, ни качество услуги не изменится, пока не будут приняты какие-то меры со стороны руководства района и данного предприятия.

— Рассказывая про ситуацию в Столбово, Вы назвали схему банкротства предприятий ЖКХ с появлением на их месте новых хозяйствующих субъектов «обкатанной». Насколько такие схемы распространены и чем они так опасны?

— К сожалению, примеры «плановых банкротств», когда некое предприятие копит долги перед поставщиками ресурсов, а потом объявляет о своей несостоятельности, в нашей области далеко не единичны. Причем в роли таких предприятий выступают, в том числе, и Управляющие компании, у которых так называемые коммерческие потери, а, проще говоря, воровство в сетях превышают все возможные нормативы. Подобные УК формируют задолженность перед «сбытом» за приобретенную электроэнергию и идут на банкротство.

4.jpg

В этом плане показателен пример города Г алича, где за последние пять лет сменилось три оператора коммунального хозяйства, которые банкротились, имея значительные долги перед поставщиками услуг.

Что касается второй части вопроса, о последствиях таких схем, то надо понимать, что поскольку рынок электроэнергии — это замкнутая система, то проблемы сбытовых компаний могут бумерангом ударить и по другим участникам энергетического рынка, в частности, по сетевым предприятиям региона. «Сбыты» фактически являются расчетным центром между потребителями, сетевыми организациями и производителями электроэнергии. Пока нам удается самостоятельно выполнять свои обязательства на оптовом рынке электроэнергии, но ведь предел финансовой устойчивости любой, даже самой крупной сбытовой компании, не бесконечен.

И еще один важный момент. При банкротстве предприятий ЖКХ их долги ложатся на всех добросовестных потребителей региона. Согласитесь, неправильно, когда законопослушные граждане оплачивают услугу за тех, кто не хочет ни за что платить, пользуясь тем, что законодательство сегодня не позволяет отключать ни воду, ни тепло, ни электроэнергию.

— Но Вы же сами сказали, что отключение электроснабжения скважины в Столбово было произведено в соответствии с законодательством…

— В соответствии с ранее действовавшим законодательством. А сейчас правовое поле в этой части изменилось, и мы уже не вводим ограничения на объекты, которые находятся в списке социально значимых. Хотя ни одно костромское предприятие не оформило акты так называемой технологической и аварийной «брони», руководством нашей компании принято решение о том, что мы не прекращаем подачу электричества на такие объекты.

— То есть теперь никаких возможностей воздействовать на недобросовестного потребителя у вас нет?

— Законодательство позволяет расторгнуть договор по обоюдному согласию сторон, и с рядом предприятий ЖКХ мы этой весной договоры расторгли.

А так с должниками мы ведем претензионную работу — вся задолженность сроком более двух месяцев взыскивается через суд. Но, даже выиграв арбитражные суды и получив исполнительные листы, мы часто не можем взыскать с должников деньги, поскольку у них одни сплошные долги, счета арестованы, никакого ликвидного имущества на балансе нет. Что касается частного сектора, то тут отключения практикуются, хотя и являются крайней мерой.

В Костромской сбытовой компании уже более года работает отдел по работе с дебиторской задолженностью. Туда может обратиться любой потребитель, попавший в сложную ситуацию и не способный в настоящее время расплатиться по долгам, но готовый заключить соглашение о рассрочке платежей. Таким клиентам мы идем навстречу.

— Ирина Ивановна, наш разговор сегодня шел только вокруг проблемных потребителей и касался судов, санкций, мер воздействия на неплательщиков. Неужели у Костромской сбытовой компании нет положительных примеров взаимоотношений с контрагентами?

— Почему же нет, у нас есть примеры, когда предприятие ЖКХ подписывает соглашение с Единым информационно расчетно-консультационным центром (ЕИРКЦ) и рассчитываются через него, что позволяет сразу направлять собранные с населения деньги поставщикам ресурсов. Так нейское предприятие ЖКХ, имевшее перед энергетиками большие долги, перейдя на расчеты через ЕИРКЦ, закончило прошлый отопительный период практически без долгов.

Отмечу, что при обслуживании в ЕИРКЦ предприятия не только повышают свою платежную дисциплину, но и имеют возможность получать кредитные ресурсы, например для того, чтобы закрывать свои кассовые разрывы. Жаль, что не все используют такие возможности.

НАША СПРАВКА:

5.jpg

ОАО «Костромская сбытовая компания» имеет статус гарантирующего поставщика лектрической энергии на территории Костромской области и является крупнейшей энергоснабжающей организацией региона.

ОАО «Костромская сбытовая компания» осуществляет покупку электроэнергии на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности и ее реализацию на региональном розничном рынке электроэнергии.

В состав ОАО «Костромская сбытовая компания» входят Центральное и 3 межрайонных представительства, объединяющие в общей сложности 25 представительств в каждом районе области.

Договорные отношения с ОАО «Костромская сбытовая компания» имеют более 8 тысяч юридических лиц и более 300 тысяч бытовых потребителей. Общая численность персонала компании составляет 238 человек.

ОАО «Костромская сбытовая компания» являетсяправопреемником в отношении части прав и обязанностей ОАО «Костромаэнерго» в соответствии с разделительным балансом. Функции единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации — ОАО «УК Русэнергокапитал» .

Беседовал Алексей УХАНКОВ.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...