Мы встретились с Александром Касаткиным за день до Нового года. 31 декабря Александр уезжал в Москву. Время праздников – его время. Знакомьтесь: маг-иллюзионист Александр Kass. Единственный в Костроме профессиональный фокусник.

Из «личного дела»

Родом из Караваева, 24 года.

Образование: Санкт-Петербургская академия театрального искусства, специальность – режиссёр эстрады. Учится в аспирантуре КГУ им. Н.А. Некрасова, специальность «социология», тема диссертации связана с семейными отношениями современной студенческой молодёжи.

Женат, дочери Вике 5 лет.

— Александр, вы верите в чудеса?

— Да. Несмотря на то что я показываю фокусы, а в каждом из них есть свой секрет, до сих пор не перестаю удивляться даже тому, что сам делаю. В этом мой главный секрет — когда ты показываешь фокус, ты обязан верить в то, что это действительно происходит. Пусть я знаю разгадку, но я верю, что в этом мире возможно невозможное. И на уровне энергетики это передаётся зрителю.

— Ваш зритель – какой он?

— Разный. Мне нравится это искусство тем, что оно подходит любому — и ребёнку, и взрослому. И любому взрослому. Есть несколько направлений по фокусам, которыми я занимаюсь, – сценическая магия, микромагия. Сценическая – это то, что выполняется на сцене, на публику до 200 человек, это иллюзионы, ящики, распиливание и прочее, но для меня это не очень интересно. Мне больше нравится микромагия – фокусы на близком расстоянии от зрителя. Всё происходит с самыми обыкновенными вещами – монетами, резинками, верёвочками, картами – и это производит эффект подлинности магии. Согласитесь, когда мы наблюдаем за фокусником на сцене, остаётся такое вязкое чувство, что нас всё-таки обманули. А когда фокусник стоит перед тобой, ты можешь потрогать предмет, который у него в руках, всё происходит на твоих глазах — ты начинаешь по-настоящему верить. Вот это мне нравится.

— То есть в цирковом представлении участвовать откажетесь?

— В цирке фокусники никогда не нравились. Они не общаются с залом. Сцена всё же ограничивает. А зрителям нравится умение общаться, интерактив, как сейчас говорят. Харизма. Тот же Дэвид Копперфилд делал ставку на это. И я иду тем же путём.

— Фокусами вы с детства увлеклись?

— Нет, в детстве я увлекался танцами, лет с 12 ходил в танцевальный коллектив «Карусель». А после школы поступил в академию театрального искусства, потому что это мои интересы, меня всегда привлекало актёрское мастерство, эстрада. Здесь много простора для фантазии. В академии фокусам, конечно, не учили, но именно тогда, во время учёбы, я их для себя и открыл. Тогда, в 2007-м, в Питере в торговых центрах стали появляться небольшие магазинчики фокусов, где продавались в основном специальные устройства, с которыми можно делать определённые трюки. О ловкости рук тут, конечно, речи не шло. Был мой день рождения, жена не знала, что мне подарить, и решила подарить мне набор фокусника. Вот, собственно, самое начало.

— Честно скажу – приготовила вопрос о том, что фокусы – отличный способ знакомства с девушками. А вы, оказывается, женаты уже пять лет.

(Смеётся.) Та семейная жизнь, которая есть у меня, сейчас – огромное исключение. Особенно для моего возраста. Всё произошло по настоящей любви. И брак, и желанный ребёнок. Жена и дочь для меня – главная опора и поддержка. Я не люблю тусовки, встречи, компании, мне комфортно с моей семьёй. А ведь когда мы с Машей поженились, никто не верил в эти отношения.

— Почему?

— Она старше меня на 8 лет. А добивался я её с 15 лет. Познакомились мы в «Карусели». Видимо, нам суждено было быть вместе, потому что спустя 4 года после знакомства мы поженились. Маша – волшебный человек для меня. То, что я имею сейчас в профессиональном плане, — во многом её заслуга. Весь этот сложный период учёбы, поисков себя, она была рядом, и бытовые вопросы первое время полностью были на ней. Понимаю, чего это ей стоило — Питер, съёмное жильё, муж-студент, крохотный ребёнок на руках – Вика у нас петербурженка по рождению. И сейчас жена меня во всём поддерживает и помогает. Вот такая магия жизни. Это, к слову, новое направление в искусстве, которое я разрабатываю.

— А что это – магия жизни?

— Это можно сравнить с зовом сердца, интуицией, это нечто, что ведёт тебя по жизни. Очень многое происходит в этой жизни независимо от нас. Знаете поговорку: хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. Я не такой человек, который живёт одним днём и плывёт по течению. У меня есть определённые планы, но они не заперты в жёсткие рамки. Если у тебя есть мечта и если ты её не забросишь, то она сама к тебе придёт, когда ты этого не ждёшь. Это я и называю магией жизни. Все цели, которые я себе ставил в какой-то момент, например, после школы поступить в престижный вуз – достигнуты. И так будет и дальше. Это очень интересное направление, реализация своего «я».

— Факир был пьян, и фокус не удался. А у вас по какой причине фокус не удаётся?

— Ну точно не первый случай (улыбается), я не пью. Фокус не удаётся, когда в какой-то момент теряешь внимание. Но со мной это случается крайне редко. К тому же у меня уже большой опыт и отточенная техника исполнения, любой неблагоприятный исход я могу сгладить, замаскировать, сымпровизировать и в итоге сделать так, как нужно.

— Среди зрителей всегда есть скептики, обожающие «разоблачить» фокусника. Как на них реагируете?

— Скептики всегда есть, это где-то 20-30% публики. Я умею работать с ними, тем более что в большинстве случаев мне и не приходится что-то доказывать — остальные зрители готовы просто «съесть» разоблачителя за то, что он мешает представлению. Так называемые «плохие» зрители, пытающиеся докопаться до истины – чаще всего недолюбленные в детстве и закомплексованные люди. Таким способом они стараются обратить на себя внимание, но, увы, проигрывают.

— Как долго готовите фокус?

— Когда только начал заниматься, ушло около двух лет на оттачивание мастерства и ловкости. Посвящал фокусам любую свободную минуту, любую возможность. Но мало довести технику до автоматизма. Фокус завершён только тогда, когда ты видишь ответ публики на него, а это достигается исключительно практикой. Сейчас в микромагии за неделю могу сделать новый фокус. Могу показать совершенно новый фокус без репетиции, потому что знаю технику исполнения. В любой момент могу перестроить программу своего выступления, как хочу, от импровизации только выигрываешь. Вообще я ужасный перфекционист в работе, человек, стремящийся ко всему идеальному. К тому же визуал, эстет, мне нужно, чтобы всё было красиво.

— Приходилось в обыденной жизни использовать своё мастерство?

— В Питере был случай. Я только начал заниматься фокусами. Возвращался очень поздно с работы, общественный транспорт уже не ходил. Был 2008 год, кризис, туго нам тогда пришлось, жена с ребёнком вернулись в Кострому, а я ушёл жить в общежитие, учился и работал. И вот двести рублей в кармане, сажусь в такси, как раз эти деньги и стоит. Еду и понимаю – сейчас отдам их, и денег не останется. Совсем. Ни на завтра, ни на послезавтра, ни на проезд, ни на еду, до стипендии ещё дотянуть надо. Приезжаем, достаю сто рублей и говорю таксисту: «Хочешь, покажу фокус?». Сворачиваю купюру и протыкаю её ручкой. Есть такой фокус, знаете, наверное. «Возьмёшь?» — говорю. Таксист страшно обиделся, решил, что я над ним издеваюсь. За ножом не полез, слава богу, адекватный оказался. А я вытащил ручку из купюры, расправил денежку – она целая. Подаю её таксисту и вылезаю из машины, пока он в шоке. Сэкономил целых сто рублей (смеётся).

— Сколько денег вам нужно для счастья?

— Главное, чтобы была стабильность. Вот столько и надо.

— Говорят, фокусники чуть ли не ненавидят друг друга и никогда не делятся своими секретами?

— Нет, это неправда. Наоборот. Сейчас, в век глобализации, люди тесно общаются, всеми способами. В Петербурге есть хороший фокусник, Александр Тарасов. Знакомство с ним стало вторым шагом к моему нынешнему мастерству. На одном из студенческих вечеров я набрался смелости и подошёл к нему посоветоваться – стоит ли мне заниматься фокусами. Тогда уже понял, что магазинным набором для фокусов не обойдусь. Оказался хороший парень, дал мне редкую по тем временам книгу, по которой я учился фокусам. И до сих пор общаемся с ним, делимся опытом, идеями.

— Сложно придумать совершенно новый фокус?

— Чаще всего фокусы придумывают физики и математики, у которых иной склад ума и нет сценического образования. Они изобретают, фокусники показывают. Важнее подача фокуса – своя, собственная. Конечно, есть люди, которые объявляют свои фокусы авторскими, их можно у них только купить. Но в нашей стране, мне кажется, это лукавство. Большинство фокусов взято из-за рубежа, и в своей подаче фокус может видоизмениться.

— Современный прогресс помогает в искусстве магии?

— Да, помогает. Я люблю совмещать современность и классику. Чтобы люди чувствовали отголосок детства, то, что они когда-то видели в детстве, а сейчас видят уже несколько по-другому.

— Если бы предоставилась возможность встретиться в новогоднюю ночь с кем-то из известных людей, с кем бы встретились?

— Возможно, с Копперфилдом. Но… Один из моих коллег ездил в Лас-Вегас на его шоу, так там за то, чтобы с ним только сфотографироваться, надо было заплатить несколько сот долларов. С людьми, уставшими от известности, конструктивного разговора не получится.

— Есть любимое изречение или цитата?

— У меня полно своих. Например: «Первое правило покера – оставь эмоции за дверью. Первое правило фокуса – забудь первое правило покера». Или: «Настоящее чудо живёт в нашем сердце, а значит – совсем рядом».

Лариса АЛЕКСАНДРОВА,

фото из архива Александра КАССА.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...