Кострома
  • Сегодня в кино
  • Лица
  • Афиша Костромы
  • Туризм
  • Актуально
  • Ремонт с Шансон
  • Гороскоп на 2019 год
  • Билеты в цирк
  • Вернуться назад / 01 Января 2013, 09:52, K1NEWS.RU

    Отец Игорь: «В новогоднюю ночь я молюсь»

    Если цыплят по осени считают, то итоги подводят в конце года. С настоятелем храма святых Александра и Антонины Римских протоиереем Игорем Шашковым мы поговорили о посте, Новом годе, конце света, проблемах в обществе и даже попытались заглянуть в будущее.

    Фото:
    Если цыплят по осени считают, то итоги подводят в конце года. С настоятелем храма святых Александра и Антонины Римских протоиереем Игорем Шашковым мы поговорили о посте, Новом годе, конце света, проблемах в обществе и даже попытались заглянуть в будущее.

    Каждый день должны проживать как последний

    - Отец Игорь, так конец света будет или нет?

    - Будет, несомненно. Правда, сам Господь, о чем мы знаем из Евангелия, говорил о том, что «о дне том не знают ни Ангелы, ни Сын, но только Отец». Так что полезнее было бы говорить о том конце света, который наступит для каждого конкретного человека, о личной смерти. Вот её не избежит никто. А все человеческие даты и сроки надуманы. Люди православные, думая о конце света, находят в этом точку опоры и повод для оптимизма. Для человека же неверующего это может обернуться серьезным кризисом. Что до нынешнего конца света, то сначала его дату перенесут на полгода, скажут, ошиблись в вычислениях, потом еще отложат, а потом и вовсе забудут.

    Мне думается, конец света – это полное истощение запасов любви. В Евангелие об этом тоже сказано. У человека наверняка хватит запасов мысленной энергии, чтобы создать новые виды топлива, вместо нефти, газа или угля. Наука продвинется вперед во всех сферах жизни. Проблема в том, что человек, которому будет казаться, что он управляет жизнью, наверняка попытается жить и без любви, и без Бога. У него это не получится. Но иллюзия такая будет, будет вполне комфортная, удобная «жизнь», жизнь эгоиста. Беда в том, что цивилизация идет не по пути духовного развития человека, а по пути удовлетворения самости и примитивных потребностей человека.

    - Но, с другой стороны, прогресс – разве это так уж плохо?

    - В погоне за удовлетворением своих потребностей, в погоне за получением удовольствия, человек будет создавать все новые и новые заменители и суррогаты простых земных радостей, счастья, любви, в конце концов. Современная массовая культура уже сегодня идет по этому пути. Недавно с одним компьютерщиком мы говорили о том, почему холодность и равнодушие придут на землю. И он высказал одну интересную мысль. Современные технические средства, развиваясь, позволят человеку, воздействовать на кору головного мозга, и человек при этом может испытывать ощущения и эмоции, сходные с наркотическим опьянением – гораздо более яркие и острые, чем простые человеческие радости. И если сначала это будет очень дорого и лишь для избранных, то со временем станет массовым, и, в конечном итоге, будет применяться к человеку даже без его ведома. У человека просто не будет потребности в любви. Он будет зациклен на себе. Вот это настоящий конец света.

    - Всё-таки, это перспектива очень далекого будущего…

    - Не такого и далекого. Посмотрите, что мы имеем сегодня. Заменители и суррогаты. Вместо простой радости общения с друзьями и близкими – наркотики, алкоголь, виртуальная реальность компьютерной жизни. Вместо нормальной, Господом благословленной семьи, союза двоих на земле и в вечности – так называемый «гражданский брак», который и браком-то вообще не является. А посмотрите на детей. Яркие образы с экрана или монитора компьютера настолько захватывают их, что настоящие живые цветы, например, или простые куколки и солдатики, не вызывают никаких эмоций. Они не такие яркие. Мы постоянно пытаемся заменить настоящее чем-то более ярким искусственным. Мы целенаправленно движемся к концу света.

    О людях добрых и не очень

    - Отец Игорь, не могу не спросить о «Пусси Райт». Эта тема до сих пор не сходит с лент новостей. С вашей точки зрения, что это было: спланированная акция или глупая выходка людей, которые не ведают, что творят?

    - Святотатство это было. Самое настоящее. Но сейчас, когда улеглись эмоции, можно говорить об этом спокойно. Во-первых, очень порадовала реакция общества. Она оказалась гораздо более правильной и взвешенной, чем кому-то хотелось... Отреагировали все слои общества правильно, а не только церковь и верующие люди. Церковь имеет на этот счет свою точку зрения, которая не меняется веками. Посмотрите, что творилось – в стране некоторыми СМИ, Интернетом, который формирует сознание и вкусы молодого поколения, создавалась мода на «Пусси райт». В головы вбивалось, что это хорошо и правильно, а кто против – тот просто отсталый человек. Не вышло. Проблема, в том, что это, думаю, был пробный шар. За ним последуют и другие. Поэтому сейчас нам дается время на то, чтоб восстановить нашу духовность, нашу национальную самоидентичность, чтоб мы уже поняли, в конце концов, кто мы есть и зачем мы есть, какой смысл нашей жизни. Необходимы развитие и гармонизация не только экономики и политики, но и наших взаимоотношений друг с другом. И если мы сделаем правильные выводы, тогда попытки повторения подобных акций будут восприниматься спокойно, как слабость, как болезнь некоторых людей.

    - Вам каждый день приходится общаться с большим числом людей. Кто-то из них ходит в храм постоянно, кто-то приходит впервые, а кто-то вообще забегает случайно свечку поставить. По-вашему, люди изменились?

    - Очень сильно изменились. Еще в самом начале нынешнего века в храм приходили в основном люди зрелые, достигшие уже пенсионного возраста. Многие из них говорили, что совершили массу ошибок и набили много «шишек» и смотрели на мир уже другими глазами. Видя свои ошибки, они пытались их исправить, осознать себя на другом уровне. У них происходила переоценка ценностей. А юные, перед которыми все дороги открыты, которые могут жить беззаботной, яркой жизнью, обходили храмы стороной. Не то, чтобы не верили в Бога, но оставляли общение с Господом на «потом». И очень приятно видеть, что сейчас, спустя всего каких-то десять лет, приход очень сильно «омолодился». Конечно, пожилых людей в храме так же много, и это хорошо, и правильно, но число молодых прихожан и народа в целом стало больше. Появилось очень много молодых семей, много мужчин. В нашем храме мы даже возродили древнюю традицию – мужчины причащаются Святых Христовых Тайн первыми, первыми подходят к кресту.

    Кстати, мужчины появились не только в храме. Мужчины, если можно так выразиться, вернулись в общество. Раньше на родительских собраниях в школах увидеть пап было почти невозможно, за партами сидели в основном мамы. Сейчас примерно половина – папы. Мужчины проснулись, и, наконец, стали осознавать себя лидерами. И это очень хорошо, потому что мужчина должен быть ответственным за ситуацию в семье, на улице, на работе, в стране, в конце концов. Это духовное лидерство современные мужчины стали осознавать. Не все, но многие. И это очень важно. Все встает на свои места.

    - Недавно к нам в редакцию пришло письмо от читательницы, которая рассказала о нескольких случаях некорректного поведения священников в храме, буквально оттолкнувших людей от церкви.

    - Случается такое, что греха таить. Я уверен, что когда священник невнимательно относится к людям, задевает их грубым словом или каким-то замечанием, это, так сказать, «непрофессионализм». Священник, по-моему, должен быть в два раза ответственнее за свои поступки, за свою жизнь, за свои слова, одежду, стиль вождения автомобиля и так далее, чем многие другие. Потому что он уже не сам по себе, а всегда является представителем церкви. И я абсолютно уверен, что если человека задели или, не дай Бог, оскорбили в храме, об этом не надо молчать, обязательно нужно говорить со священником, с настоятелем храма и попытаться разрешить этот конфликт. Это нормально.

    Но с другой стороны, если к священнослужителям относиться заранее придирчиво и пренебрежительно, то все, что они делают, можно очернить, буквально перевернуть с ног на голову. Всему при желании можно придать негативную окраску. И машина у него (священника) не отечественная, и походка слишком самоуверенная, и живет он по-другому… Придраться, при желании, можно к любому современному человеку. К священнику, к монаху, к патриарху...

    - Может, дело в том, что церковь не всегда понятна людям?

    - Надо понять одну вещь. Нельзя требовать от церкви и священников идти на поводу у человека и его потребностей. А почему служба идет полтора часа, можно и за 15 минут? А почему на церковно-славянском, а не нормальном русском, а еще лучше на сленге? А почему нельзя посидеть во время службы? А давайте лучше сделаем службу в пятницу после работы, а в воскресенье поспим подольше... Церковь не может идти на поводу таких примитивных стремлений, иначе она потеряет сама себя. Церковь говорит о «вышнем», она направляет человека на ту дорогу, где он может встретить Бога. А это всегда подъем, всегда движение вверх. Поэтому человеку надо потрудиться, или хотя бы иметь желание потрудиться для того, для того, чтобы возрастать. Падать всегда легче, а для некоторых еще и желательнее. Церковь никогда не будет встречать всех с дежурной улыбкой и уверять, что «клиент всегда прав».

    Пост и Новый год

    - Сейчас идёт рождественский пост. А как же быть с Новым годом тем, кто постится? Любимый праздник приходится как раз на дни поста.

    - Да. И пусть этот праздник останется праздником. Новый год – это праздник новолетия, а для христиан – это новый год благости Божией, когда Господь дает нам возможность быть внимательными, добрыми, заботливыми, использовать весть тот духовный потенциал, который у нас есть. 31 декабря вечером или утром 1 января во всех храмах служатся молебны перед началом новолетия. То есть для людей верующих новый год является таким же праздником.

    - Как вы проводите новогоднюю ночь?

    - Я в эту ночь стараюсь не спать. В то время когда бухают хлопушки и идет веселье по всем городам и весям, я точно знаю, многие священники и монахи, стоят на коленочках и молятся. Я делаю то же самое. Да, Новый год, конечно, – праздник. Но только представьте, сколько в эту ночь будет травм, сломанных рук и ног, сколько будет несправедливых драк, сколько будет катастроф, убийств и самоубийств, многие молодые люди в эту ночь потеряют целомудрие, многие изменят своим мужья и женам. Этот день и ночь принесет столько зла миру! Поэтому я молюсь за себя и за наших близких, чтобы Господь простил нас за наш грех, разнузданность, бескультурье, за наше неразумие, и чтобы, по возможности, Он остановил тех, кого еще можно остановить, чтоб последствия этой ночи были не столь катастрофичны. Так что для меня, как для священника, эта ночь – проблемный момент, время особого духовного напряжения.

    - Получается, вы Новый год не отмечаете совсем?

    - Нет, почему же. Я очень люблю Новый год. У меня самые светлые воспоминания связаны с этим праздником. Вспоминается, как мы с мамой и папой ходили за елкой, как наряжали ее самодельными игрушками, как пахло мандаринами... Новый год для меня имеет очень большое значение. Поэтому мы, конечно, готовим какую-то вкусную еду, жарим рыбу, вечером открываем бутылку шампанского, днем ходим в гости, поздравляем. Одним словом, немного, на одну ступеньку, послабляем пост. Но пища остается постной, тем не менее.

    - Но у вас все-таки семья священника. Как быть с новогодним столом всем остальным?

    - Конечно, если наесться котлет и жареной курицы – это явный грех. Но я думаю, что если вы съедите немного салата, в котором есть майонез, то ничего страшного в этом не будет. Ведь когда мы едим хлеб или пряники, которые покупаем в магазине, то не смотрим, добавлен туда яичный порошок или нет. Не это главное. В праздник вполне допустимо разумное послабление поста. Но очень правильно было бы, начиная со 2 января пост усугубить и последнюю неделю до праздника Рождества Христова попоститься более строго. Вот тогда чувства вины, чувства тяжести в душе у нас не будет.

    - До Нового года осталось совсем немного. Самое время пожелать что-нибудь хорошее...

    - Наступает новый астрономический год, который мы проведем вместе с нашими близкими и с теми людьми, кого Бог рядом с нами поставит, чтобы проявить о них заботу. Давайте не будем откладывать хорошие дела на «потом». Мы члены одного общества. Люди церковные называют все человечество одним телом, по аналогии с телом человеческим. Разные члены тела, разные клеточки организма, живут, работают в разное время и в различных местах, но это один организм. Не будем об этом забывать. Мы онтологически связаны друг с другом. Мы вместе. И Новый год – это наш общий праздник, который, мы молимся и надеемся, принесет нам много хорошего, но и много с нас спросит. С честным Рождественским постом, с наступающими Рождественскими и Новогодними праздниками!

    Беседовала Ольга УМНОВА.

    Адрес редакции
    156000, г. Кострома, ул. Ленина, д. 10, оф. 37 "Г", тел.: (4942) 499-164, email: info@k1news.ru
    Copyright © 2017 K1NEWS.RU-Главный портал Костромы.
    Свидетельство о регистрации СМИ № ФС77-53438 от 29 марта 2013 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
    Главный редактор - Иван Дмитриевич Сарафанов.
    Учредитель: ООО "Медиа-Сеть"
    Отдельные публикации могут содержать информацию, не предназначенную для пользователей до 16 лет.
    Разработка, создание и продвижение сайта:
    агентство интернет-маркетинга
    Агентство Интернет-Маркетинга «Живая Сеть»
    Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на k1news.ru.