Работа нового руководителя Центра передержки животных Веры Лебедевой три месяца назад началась со скандальных слухов. Мол, животных, у которых не нашлись новые хозяева, чуть ли не на третий день усыпляют, сотрудники увольняются… Тогда мы обращались за комментарием к самой Вере Львовне, и она не отказала, не стала отмалчиваться. А на днях мы побывали в самом Центре, чтобы увидеть своими глазами, что сейчас там происходит.
Такой же лай и мяуканье, так же несут подобранных животных (только при нас притащили коробку с пищащими котятами и привели собаку), такие же грустные или задумчивые взгляды из клеток и будок. Но всё-таки за три месяца многое изменилось… Лично у меня сложилось мнение, что новый директор Центра передержки – человек жёсткий и прямой. Но чрезвычайно интересный.
На территории, куда нас сразу провели, — разровненная земля, ни одного старого вольера, собаки пока в будках. Кошки, как и прежде, — в здании.
— Мы начали реконструкцию, — рассказывает Вера Львовна. — Все старые вольеры демонтированы. Здесь болотина, постоянно сыро, вечно всё «плавало», было полно крысиных нор, крысы просто толпами выходили, когда убирали старые вольеры. Вот (показывает) сейчас уже всё убрали, весь хлам вывезли, всё вычистили, территорию засыпаем заново. Потом будут новые тёплые вольеры, площадка для выгула собак, асфальтированные дорожки. Вот это здание, где сейчас изолятор, полностью будет отремонтировано, здесь планируем, кроме помещений изолятора, сделать тёплую гостиницу для животных. Всех животных из основного здания переместим, там предполагаются только административно-хозяйственные помещения.
— Вера Львовна, планы-то наполеоновские.
— От своих планов я не отступаюсь. Если что-то решила сделать – доведу до конца. Не хватит денег – будем искать помощь. Есть люди, которые не кричат на каждом углу о благотворительности, а молча помогают. Теплицу, например, недавно подарили, для хранения опилок и сена. Отдали тротуарную плитку, которая пойдёт на благоустройство территории. До зимы всё сделать, конечно, уже не успеем, но сделано за три месяца, я считаю, очень много.
— Новое руководство – новые взгляды, это так?
Почему новое руководство? Директор Центра Юлия Шалимова в отпуске по уходу за ребенком, на это время назначили работать меня. Мы с Юлей знакомы, она ещё в прошлом году предлагала мне поработать в Центре передержки. Я долго думала, сомневалась, это большая ответственность, но, в конце концов, назначение состоялось и официально. Кардинально в работе Центра ничего не поменяется — есть муниципальное задание, которое учреждение выполняет. И какой бы директор сюда не пришёл, он будет строго следовать тому, что прописано в уставной деятельности. Есть только определенные нюансы.
— Какие?
— Планируем некоторые изменения в порядке приёма животных, их выдачи. Многое я вижу по-другому. Хочется создать условия людям для работы. Нет, например, бытовки, где можно переодеться. Сотрудники должны быть обеспечены спецодеждой, средствами защиты.
— Сколько сейчас у вас человек работает?
— По штатному расписанию – 20 человек. Шестеро из них сейчас в декретном отпуске. Работают в основном женщины. Труд не из лёгких. Это и убрать, и помыть, это и опасные болезни животных. Никого я не увольняла и не удерживала. Кто решил остаться – остались и работают.
— Про усыпление животных мы ещё тогда с вами говорили…
-(вздыхает) Посмотрите, сколько их у нас, и все живут. Усыпление необходимо по ветеринарным показаниям, когда невозможно, например, реанимировать, а также, если животное очень агрессивно, не социализировано.
— Кого быстрее получается пристроить – кошек или собак?
— Кошек. Их очень много приносят – и взрослых, и котят, и вместе с котятами, и беременных — и быстро разбирают. Собаки задерживаются чуть дольше. Одна у нас уже четвёртый месяц живёт, после операции, у неё глаза нет. Таких не стремятся забрать. Большинству хочется здоровых, беспроблемных, породистых, ещё бы и с документами. И щенков много приносят, летний период закончился, из садов все поуезжали, собаки поощенились, щенки остались, девать некуда. Было, что в день по 15-20 собак приносили. Самых разных. И хозяйских много в том числе. Люди часто заводят животных, не рассчитывая свои силы. А ещё у многих странное представление о стерилизации и кастрации животных. Воспринимают это как нечто смертельное для животного, а бросать котят и щенков – это вполне нормально. Любите животных, пожалуйста, но кошка плодится каждые три месяца, и сколько бы котят не пристраивали – они не перестанут появляться. Это природа. А в природе выживает сильнейший, и не каждый самец является производителем. Почему же те, кто приобретает животных, считают, что их питомец обязательно должен производить потомство. От ослабленных животных хорошего ничего не родится. От невоспитанной, агрессивной, неуправляемой собаки родятся такие же. Люди сами себе создают проблемы, потом перекладывают их на чужие плечи и ещё умудряются поднимать скандал – какие все плохие, их проблемы не решают, животных не любят. Многие относятся к животным не с той ответственностью, с которой надо. Часто берут для детей. Убеждаем – подумайте. Вы не ребёнку домашнего питомца берёте, вы себе берёте ещё одного ребёнка, члена семьи. И ответственность за него, уход и всё прочее ляжет на вас.
Домашняя стая
— Вера Львовна, а вы «собачница» или «кошатница»?
— И те, и другие у меня были и есть. А вообще – лошадница. С детства ими увлекалась, у меня первый юношеский разряд по конному спорту. Занималась с 11 лет на нашем ипподроме. Прабабушка очень любила лошадей, это, видимо, передаётся по наследству, любовь к животным. Года в три-четыре, как рассказывали родители, я заявила: вырасту – у меня будет свой дом, лошадь и собака.
-И?
— У меня есть только собаки (смеётся). Семь. Своего дома нет – квартира. Но если к пенсии будет свой дом, заведу и лошадь. А пока лошади у меня в квартире везде – на картинах, календарях…
— С лошадями ясно, но я не ослышалась, у вас семь собак?!
— Да. Семь. Во-первых, нечётное число, два животных не должно быть в доме. Если у вас их два – берите третье. Во-вторых, семь – моё счастливое число. В-третьих, просто так получилось. До этого у меня их было пять плюс кот. Но кот в мае пал, прожил 18 лет, умница, красавец, он пережил многих моих собак. Руководил, воспитывал, заботился. Сейчас у меня китайская хохлатая Фима, такса кроличья длинношёрстная Маня, такса кроличья жесткошёрстная Пуся, такая же Малыш, такса кроличья длинношёрстная Лялечка, и ещё два щенка (клички домашние, на самом деле все собаки с родословной и сложными «именами», и небольшие, хорошенькие – просто няшки, как сейчас говорят. — Прим. авт.).
— Это ж стая!
— Они для меня не собаки, а дети (улыбается). Очень хорошо с ними управляюсь, они все контактные, послушные, ходят все на лоток. Дома у нас чистота и порядок, ковры, никакого запаха, если вы про это думаете. Да, бывает, одно животное в доме – а запах и грязь такая, как будто их полная квартира. У нас не так.
— И соседям не мешают?
— Нет. А почему они должны мешать? Собака по своей природе спит 20 часов в сутки и 4 часа бодрствует. У них полно игрушек. Общаться со мной им времени хватает. Утром перед работой и после работы. В городе мы не гуляем, всех сложно вывести на поводках, кроме того, кругом люди, машины, грязь. Вывожу их летом гулять в лес, где и побегать можно, и никому они там не мешают. К машине они с детства приучены.
— ГИБДД останавливает?
— Я 18 лет за рулём, езжу осторожно, собак же везу. Правила не нарушаю. Был только один случай, когда я превысила скорость, и меня остановили. Одну из собак в лесу укусила змея либо жук, не знаю, она истошно завизжала и пена пошла из пасти. Я всех подхватила – и в машину, в ветлечебницу. Меня отпустили с миром, собаку я вовремя привезла, успели процедуры сделать.
— А гости как на ваших собак реагируют?
— Все мои собаки ласковые, зацелуют до смерти. Есть фотография, где моя внучка Полина, совсем маленькая, лежит в окружении собак, как Маугли.
— Когда в отпуск уезжаете, кому доверяете питомцев?
— Никому. Я не уезжаю в отпуск. Домашние животные связывают. Это же уход. Дети взрослые, своих домашних животных не завели, мамиными, видимо, в детстве сыты по горло были. Всегда держала крупных собак, детям приходилось гулять, а гулять хотелось и самим. Так пока ни сын, ни дочь никого из питомцев дома не держат. Это ответственность, время и силы.
— Вы жёсткий человек?
— Ну что вы, я мягкая и пушистая (смеётся). У меня сильно развита интуиция, людей вижу насквозь, обмануть меня невозможно. Всегда говорю – если я не говорю, не значит, что я не знаю. Вижу человека, его характер. Не люблю необязательных людей, которые машут своими обещаниями направо и налево. Я ответственный человек, никогда ничего не обещаю бездумно. Если пообещаю – выполню. Если не уверена, что сделаю, – никогда не буду обнадёживать человека обещаниями. Скажу – я постараюсь. Но не обещаю.
— Складывается впечатление, что вы из тех, кто коня на скаку остановит…
— Да. Поэтому и останавливаю. Всегда иду туда, где трудно. По жизни.
Лариса АЛЕКСАНДРОВА,
фото Николая Суворова.
Из «личного дела»
Коренная костромичка.
Образование: КГСХА, зооинженерный факультет.
Замужем, двое взрослых детей.
Долгое время работала в городской и областной администрации; в 1995 году, будучи сотрудником комитета ЖКХ, готовила документы по принятию здания будущего Центра передержки на баланс; ушла с административной работы в 2008 году.
С 2004 года является президентом Клуба любителей животных «Энимал».
P. S. Центр передержки животных будет благодарен любой посильной помощи. Каждая монетка из копилки на «сковородке», каждый пакет корма или другая помощь идут здесь строго по назначению.
Также Центр благодарит всех тех, кто помогает учреждению, это люди, которые помогают не для отчёта, не из-за каких-то корыстных целей, а по велению сердца. Огромное вам всем спасибо.