Установка предупреждающих знаков перед мобильными камерами и обсуждение частников «в кустах» в последнее время заняли первые позиции в ТОПе водительских споров в сети. Главный портал Костромы K1NEWS.RU не мог остаться в стороне и поговорил с главой ЗАО «Безопасные дороги Костромской области» Виталием Лозовым — персоной непубличной, но известной в среде костромских автовладельцев.
— Почему Костромская область пришла к решению отдать обслуживание камер в руки частников?
К такой модели пришла не только наша область. На всех регионах РФ сейчас лежит большая социальная нагрузка — выполнение тех же «майских указов», нацпроекты. Среди субъектов, которые могут самостоятельно обслужить и настроить систему фиксирующих устройств, можно назвать единицы — это Москва, Татарстан и некоторые крупные города, к примеру, Казань. Все остальные привлекают на аутсорсинг разные компании. Скажу проще – в условиях дефицита бюджетных средств выполнение многих социальных задач возможно только за счет привлечения частных инвестиций. Данная возможность прямо закреплена Федеральным законом «О концессионных соглашениях». Отмечу, что на момент заключения концессионного соглашения между БДКО и Костромской областью, на автодорогах нашего региона (не смотря на их значительную протяженность) работало всего 5 камер фотовидеофиксации, а необходимость повышения уровня безопасности дорожного движения стояла очень остро.
— Есть мнение, что государственные комплексы проигрывают тем, которые обслуживаются частными компаниями — в плане снижения аварийности. Это так?
В некоторых отраслях государство или регион являются малоэффективными собственниками. К примеру, государственные структуры очень ограничены Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» №44-ФЗ. Зачастую при объявлении аукциона на оказание какой-либо услуги побеждает компания, предложившая наименьшую цену, а не лучшее качество, плюс сама процедура торгов занимает длительный период времени. Мы в этом отношении более мобильны и можем себе позволить выбирать лучших производителей оборудования и передовых разработчиков программных продуктов, быстро принимаем решения по поводу модернизации и ремонта камер. Это один из основных факторов более эффективной работы частных компаний на рынке.
— Вы говорили, что снижение аварийности, достигнутое с помощью системы БДКО, за счет установки предупреждающих знаков практически сошло на нет. Можете расшифровать этот момент?
СКБДД была построена в 2015 году, и за совершение нарушений ПДД РФ жители области начали получать штрафы. Поскольку точные места дислокации мобильных камер не были известны, костромские водители пришли к пониманию того, что фиксация правонарушений может быть осуществлена на протяжении всего пути их следования. Этот факт стимулировал их к соблюдению скоростного режима и прочих правил ПДД. Сейчас, после установки предупреждающих знаков перед мобильными камерами и вывешивания списков с местоположением фиксирующих комплексов, ситуация кардинально изменилась. К сожалению, большинство людей соблюдают правила только тогда, когда опасаются наказания. Если ощущение контроля отсутствует, ничто не будет стимулировать их вести себя законопослушно. Если взять официальную статистику, которая размещена на сайте ГИБДД, то за январь-август 2019 года мы увидим рост по общему количеству ДТП на 4,3%, по погибшим — на 22%, по раненым — на 5%. За август картина более удручающая — на 150% увеличилось количество ДТП с погибшими, по общему количеству – на 6,1%. Цифры говорят сами за себя.
— Сколько правонарушений фиксируется в среднем в сутки мобильными и стационарными комплексами?
Если говорить по результатам этого года, то по стационарным – это около 14 штрафов в день; по мобильным комплексам в летние месяцы – это 45-49 нарушений (сейчас эта цифра снизилась до 35 нарушений в день).
— Как выглядит финансовая модель БДКО, и какой процент от штрафов идет в региональную казну?
Начнем с того, что изначально вся сумма штрафа поступает в областной бюджет в полном объеме, дальнейшая градация расходов выглядит следующим образом: около 70% от каждого штрафа – это эксплуатационные расходы на содержание системы, 15 % остается в распоряжении БДКО и 15% же – в распоряжении области. За все годы сотрудничества с нами регион получил порядка 910 миллионов рублей. Средняя сумма оплаченного штрафа — 360 рублей. В целом, в Костромской области один из самых высоких процентов оплаты штрафов — 90%, при том что по России процент взыскания около 70%. То есть основная масса людей живет по принципу «нарушил-заплати», и старается воспользоваться 50%-ной скидкой.
— В сети охранников мобильных камер, мягко говоря, не жалуют. Кто эти люди, с какой профессиональной подготовкой?
В работе, связанной с эксплуатацией камер, безусловный приоритет мы предоставляем бывшим сотрудникам ГИБДД (вышедшим на пенсию или попавшим под сокращение). Они хорошо понимают специфику работы, знают требования законодательства в сфере дорожного движения, могут грамотно общаться с автовладельцами. Естественно, при приеме на работу мы проводим подготовку – вновь принятых сотрудников обучает наш инженерный состав или представители фирм-изготовителей камер.
— Чем кроме фиксации нарушений занимается БДКО?
Основная обязанность — обеспечение функционирования системы безопасности дорожного движения. В самом термине заложен смысл комплексности системы. Кроме того, мы формируем массу статистической информации о транспортных потоках, о пиковых нагрузках на дорогах. В связи с этим в БДКО с запросами обращаются многие ведомства. В основном, их просьбы связаны с розыском транспорта, который может быть причастен к совершению преступлений или правонарушений. Мы сотрудничаем с налоговой службой и ССП по поводу должников и алиментщиков, проводим рейды совместно с ГИБДД. Кроме этого, в БДКО аккумулируются сведения, касающиеся степени нагрузки на разные участки дорог. Эта информация нужна для обеспечения дорожной инфраструктуры — например, недавно на уровне областной администрации был поднят вопрос о том, что АЗС на дорогах у нас недостаточно, и поэтому цены на топливо выше, чем в других регионах. В процессе совещаний мы предоставляли необходимую информацию о трафике. Данные с оборудования СКБДД востребованы и при решении вопросов ремонта дорог, потому что их состояние зависит от количества проехавшего транспорта, а также при решении вопросов региональной экономики — камеры фиксируют перемещения людей, грузопотоков.
— У многих автовладельцев есть вопросы к настройке камер. Может ли оператор «подкрутить» их по своему усмотрению, чтобы создать видимость нарушения там, где его не было?
Поясню: основной парк камер составляют современные устройства. Они содержат встроенные средства диагностики. То есть, сами понимают, насколько правильно они настроены. Камера просто не будет работать, если она установлена неправильно. Оператор не имеет возможности вмешаться в метрологически значимые настройки камеры, от слова «совсем» — его работа на точке заключается в том, что он приезжает на место, вводит координаты и настраивает ограничения скорости на участке, которые соответствуют установленным дорожным знаками. Все. Дальше, если фиксирующее устройство стоит в соответствии с требованиями производителя — на определенном высоте и расстоянии от дорожного полотна, под определенным углом, то она работает. В противном случае она просто не фиксирует цель. Приведу пример: если камера стоит в трех метрах от дороги, это обусловлено тем, что ей нужен угол обзора, чтобы, к примеру, большегруз полностью попадал в кадр. На сегодняшний день производители камер дорожат своей репутацией. Если будет малейшее подозрение, что данные можно сфальсифицировать — это серьезный удар по имиджу.
— Кстати, недавно вы говорили, что в сети репутацию БДКО пытается испортить некая воинствующая группа автовладельцев. Кто эти люди и зачем им воевать с вами?
Действительно есть категория людей, которые, судя по всему, нашли хобби — бороться с системой любыми доступными способами. А в свете ситуации, которая сейчас сложилась, они почувствовали полную безнаказанность и даже призыв к действию. Кто-то пишет посты в соцсетях, кто-то предпринимает конкретные физические действия.
— Что за физические действия?
Начиная с матов и оскорблений в адрес операторов, вплоть до повреждения автомобилей и оборудования. На сегодняшний день у нас украли и испортили 36 знаков. Обычному человеку мотивация этих людей не понятна, но «доморощенные мстители» сначала украдут или выбросят знак, а потом торопятся запечатлеть тот факт, что камера якобы «работает без знака» и соответственно пожаловаться в надзорный орган. То есть эти «активисты» сначала требовали у нас предупреждающие таблички, а теперь, после их установки, им приходится придумывать какие-то новые методы борьбы… Кроме того, были случаи, когда неадекватные автомобилисты пытались бить стекла в машинах, сопровождающих эксплуатацию камер, ножом резали колеса, вырывали провода, идущие к приборам, при этом не понимая, что камера – это не частное оборудование, это государственное имущество, которое принадлежит Костромской области.
— Неужели менталитет российского водителя таков, что отучить его от гонок можно только с помощью тотального контроля?
Менталитет водителя в принципе везде одинаковый. В европейских странах эти системы безопасности и контроля начали работать гораздо раньше — первые радары появились сразу после войны. Многие хотят поездить красиво, с ветерком… В Европе желающих «погонять» не меньше, но они прошли сложный и тернистый путь воспитания дисциплины в водителях. Мы сейчас в самом начале этого процесса. Исходя из задач, поставленных Президентом РФ, Россия движется семимильными шагами в направлении улучшения качества дорог и параллельно проводится большая работа по повышению культуры вождения и дисциплинированию водителей. Безусловно, на хорошей дороге хочется отвести душу, но это должно быть в пределах установленного скоростного режима, ведь 80% аварий случаются именно по причине превышения скорости, т.е. за многими нарушениями стоят серьезные ДТП (с погибшими и пострадавшими).
— Сколько времени должно пройти, чтобы наши автовладельцы стали так же законопослушны?
На этот вопрос ответить сложно, но очень хочется надеяться, что через поколение-два ситуация изменится. Для этого необходим комплекс мер, как и в решении любых серьезных проблем. С детства необходимо закладывать понимание того, что нарушение ПДД недопустимо, что оно может повлечь за собой загубленные жизни и покалеченные судьбы. Кроме того, на систематической основе нужно производить ревизию дорожных знаков на предмет их соответствия условиям дорожной обстановки, то есть своевременно убирать знаки, ведущие к необоснованным требованиям по снижению скорости, а там, где возможно, повышать установленный скоростной режим. И это сейчас реализуется. Ну и вопрос неотвратимости наказания — от него никуда не деться… Не помешало бы и введение дополнительных санкций за повторное грубое нарушение скоростного режима — ведь есть автомобилисты, которые могут себе позволить платить огромное количество штрафов, и параллельно продолжать нарушать ПДД.
В целом, определенная государственная политика в этой отрасли уже начала формироваться, каким будет ее развитие – покажет время.
— Будет ли и дальше увеличиваться число мобильных и стационарных камер в регионе?
Предпосылки к увеличению количества камер весьма серьезные. Могу сказать, что сейчас, в рамках реализации национальных и региональных проектов по улучшению качества дорог и повышению уровня дорожной безопасности, есть четкие указания Президента РФ — на 200% увеличить количество стационарных камер. Решать, в какие сроки это должно произойти – прерогатива компетентных органов. Что касается мобильных камер, то поскольку данные приборы (в силу своей специфики) вносят гораздо больший вклад в стабилизацию ситуации на дорогах, мы придем к увеличению их доли, т.к. выполнить президентские задачи по снижению смертности и аварийности одними стационарными камерами, к сожалению, не получится.