«Частники с большой дороги»: как устроена работа мобильных камер фиксации в Костромской области?

«Бандиты», «барышники», «обочечники», «горе-бизнесмены» – российские водители не скупятся на хлесткие прозвища в адрес охранников мобильных камер, расставленных на дорогах и трассах нашей необъятной страны. Если обобщить среднестатистические представления автовладельцев на тему того, как можно заработать на мобильных комплексах, выйдет следующее: вам достаточно купить камеру, поставить ее в самом незаметном месте, договориться с ГИБДД, и можно «стричь» деньги со штрафов. На деле, схема работы фиксирующих устройств выглядит совершенно иным образом, в чем и убедилась редакция K1NEWSW.RU, заглянувшая в «логово» частников:

Кто ставит мобильные камеры на территории Костромской области?

В 2018 году Президент Владимир Путин подписал новый «майский указ». Документ определил главные векторы национального развития страны до 2024 года. Помимо прочих задач, в нем говорилось о снижении смертности на дорогах к 2024 году в 3,5 раза, а к 2030 – и вовсе, к нулю. Как отмечает «Коммерсант», ссылаясь на сведения Минэкономразвития, в целом, государственные камеры фото и видео-фиксации не так эффективно снижают количество ДТП на трассах, как комплексы, которые устанавливают и обслуживаю частные организации.

Установкой камер фотовидеофиксации на территории нашей области занимается одна единственная компания – ЗАО «БДКО» (Безопасные дороги Костромской области) под управлением Виталия Викторовича Лозового. По сути, ЗАО «БДКО» создало на территории Костромской области Систему комплексной безопасности дорожного движения (СКБДД) – это элемент программы «Безопасный город», которая предназначена для профилактики разного рода правонарушений, преступлений и повышения общественной безопасностью в регионе.

СКБДД – сложный организм, который предполагает тесное взаимодействие различных структур: это и департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, и ГИБДД, и региональный отдел Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и ОГБУ «Костромаавтодор». Работоспособность всей системы обеспечивает центр технологического сопровождения – одновременно сердце и мозг компании.

В целом, в организации работает порядка 60 сотрудников, «разбросанных» по территории области.

Как компания начала работать в регионе?

В 2014 году по итогам конкурса между Костромской областью, от имени которой выступил департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, и ЗАО «БДКО» было заключено концессионное соглашение на создание СКБДД.

При рассмотрении заявок были учтены и конкурсное предложение, и участие БДКО в создании пилотного проекта — поста весового контроля на Магистральной улице. Посмотрев на работу БДКО, чиновники дали положительную отмашку.

По соглашению, рассчитанному на 12 лет, частник должен был построить рубежи фотофиксации, закупить мобильные и стационарные камеры, создать и в последующем модернизировать посты весового контроля. Важный момент – концессионное соглашение предполагает передачу всего приобретенного оборудования в собственность области. То есть, на данный момент БДКО занимается исключительно обслуживанием и поддержанием работоспособности уже государственных приборов, в том числе, взяв на себя расходы по выплате кредитов за оборудование, оплату почтовых расходов и тому подобное.

С 2015 года БДКО вплотную приступила к обустройству системы – поэтапно в работу вводились рубежи скоростного контроля, пункты весового контроля для большегрузов. В 2016 году появился первый результат – в регионе по причине превышения скорости на 30% снизилась аварийность и на 16% – смертность.

kznxLyA64RE.jpg

Где расставляют камеры?

Вопреки расхожему мнению о том, что частники устанавливают камеры «где захотят», наша редакция выяснила, что места размещения приборов были определены еще на стадии подготовки конкурсной документации и согласованы с ГИБДД, т.е. это произошло еще до того, как начали строиться первые рубежи контроля.

Таким образом, ЗАО «БДКО» обязано устанавливать рубежи контроля именно в тех местах, которые закреплены условиями концессионного соглашения, без всяческой «самодеятельности».

Когда мы построили первые 30 рубежей скоростного контроля, то первое время камеры фиксировали по 200-300 нарушений в сутки. Затем по некоторым рубежам в течение двух месяцев снижение произошло до нуля. Можно сказать, что в этом месте камеры выполнили свой социальный эффект – на этом участке дороги люди научились ездить правильно. Но, к сожалению, постоянно появляются новые очаги аварийности, в связи с чем осуществляется ротация камер на более востребованные участки. На сегодняшний момент у нас больше 100 рубежей – для каждой камеры нужно электропитание и выделенный канал связи. В случае, если очаги аварийности вновь активизируются, мы просто переносим камеры на уже подготовленные в том районе места, — отметил генеральный директор БДКО Виталий Лозовой.

В свете последних волн негодования в сторону концессионера, охраняющего камеры, на сайтах Департамента транспорта и ГИБДД появились карты, где указаны места расстановки всех комплексов в целях дополнительного информирования граждан о их нахождении.

Как обрабатываются штрафы?

Опишем технологию: данные, зафиксированные камерами, приходят на серверы ГИБДД и уже затем выгружаются сотрудникам на обработку. Любой фото- и видеоматериал подписывается электронной цифровой подписью комплекса фотофиксации. Таким образом, какое-либо вмешательство в эти данные – исключено. Инспектор ГИБДД поверяет достаточность доказательной базы и только после этого выносит постановление.

Почти такая же схема действует в отношении большегрузов – прежде чем вынести постановление, специальная служебная программа запрашивает данные о выданных разрешениях на грузоперевозку с серверов ОГБУ «Костромаавтодора». Если выясняется, что у авто нет разрешения на перевозку крупногабаритного груза (но при этом перегруз оборудованием автоматического поста зафиксирован) – в отношении собственника машины выносится соответствующее постановление об административном правонарушении.

Кто контролирует действия БДКО?

Финансовая модель концессионного соглашения изначально сформирована таким образом, что СКБДД строится с привлечением заемных средств (кредита банка).Условиями конкурса было определено, что сумма заемных средств составит 70%. Не каждый банк предоставит такое количество средств – учитывая, что стоимость только одной системы – это порядка 500 миллионов рублей. Банк не может рисковать такими деньгами, в связи с чем на всех стадиях создания СКБДД кредитная организация осуществляет жесткий контроль сроков строительства и целевого использования денежных средств, — прокомментировал Виталий Лозовой.

Таким образом, за БДКО был обеспечен дополнительный контроль со стороны банка-кредитора.

Но основной контроль за работой БДКО прежде всего ложится на плечи заказчика – то есть Костромской области в лице департамента транспорта, при обязательном участии ГИБДД, Ространснадзора, налоговой службы, прокуратуры и других государственных органов.

Что происходит со знаками дополнительной информации?

Две недели назад на одном из совещаний губернатор Костромской области Сергей Ситников дал поручение – рекомендовать ЗАО «БДКО» устанавливать знаки дополнительной информации не только перед стационарными, но и перед мобильными камерами фиксации на дорогах региона. Однако эта рекомендация выходит за рамки существующих правовых норм. Поясним: правила ГОСТов определяют конкретный перечень ситуаций, требующих устанавливать перед камерами знаки. Для стационарных приборов – это строго определенные случаи, а вот подобных норм рекомендательного или обязательного характера, относящихся к мобильным камерам, попросту не существует.

Если брать во внимание мировой опыт, например, Белоруссию, там похожая система работает достаточно давно. Руководство организации, осуществляющей эксплуатацию аналогичной системы, пришла к выводу, что соотношение мобильных и стационарных камер на дорогах должно быть равным, так как мобильные комплексы созданы для тотального и повсеместного контроля на дорогах. Они дополняют работу стационарных приборов, стимулируя водителя соблюдать ПДД на протяжении всего пути следования, а не только в заранее известных местах установки «стационаров». И речь здесь идет не столько о финансовом аспекте, сколько о контроле за аварийностью на дорогах, — отметил Виталий Лозовой.

dvfyloxnt2k.jpg

Несмотря на множество спорных в юридическом плане моментов сейчас каждая мобильная камера, работающая на трассах области, снабжена предупреждающим знаком. При этом дорожная статистика показывает тревожные результаты – за отчетный период текущего года произошел существенный рост аварийности по причине превышения скоростного режима, что свидетельствует о снижении контроля на дорогах области.

О том, какие изменения произойдут в сфере автоматической фиксации нарушений на территории региона в ближайшее время, наша редакция намерена пристально наблюдать и информировать читателей в следующих материалах.

Ваша новость успешно отправлена!
Это окно исчезнет самостоятельно через 3 секунды...